Сегодня в правительстве Саратовской области проходит заседание круглого стола, посвященное развитию системы образования.
Вице-губернатор - председатель правительства региона Роман Бусаргин напомнил о реализации нацпроектов в этой сфере, в рамках которых открываются образовательные центры в городах и селах, ремонтируются школьные спортзалы, поставляются компьютеры, подключается высокоскоростной интернет.
"Но при этом мы пока не видим существенных результатов в качестве образования", - сказал он.
По словам и.о. министра образования региона Михаила Орлова, сегодня система управления качеством образования в области находится в стадии становления.
В 2019 году область приняла участие в международном исследовании эффективности образования PISA (118 образовательных организаций из 35 муниципалитетов): "Уже тогда результаты заставили нас задуматься: читательская грамотность - 24%, математическая - 31%, естественнонаучная - 21%".
В прошлом году Рособранадзор включил в список организаций с низкими образовательными результатами учащихся 233 школы, в которых занимаются почти 35 тыс. человек.
В среднем их доля по области составляет 27% (124 из них - малокомплектные, 53%), при этом по России таких школ 20%.
Общая проблема для всех категорий этих школ - кадровый дефицит, а только потом - инфраструктура и материально-техническая база, отметил Орлов.
Результаты выпускников подтверждают необходимость точечной работы с такими школами, продолжил докладчик. Так, "отрицательные тенденции" он заметил при сдаче госэкзаменов в девятых классах: 271 человек не получил аттестаты об основном образовании (1,3%), из них 84% - выпускники малокомплектных школ. "Тревожит" статистика поступления в десятые классы: только 45% выпускников предпочли учиться дальше в своих школах, а в 10 муниципалитетах этот показатель ниже 30%. При этом, по данным анализа, большая часть девятиклассников пошла в десятые классы, но они выбрали школы в других районах или переехали в другие регионы.
"Фактически ученики этих школ ногами проголосовали и дали оценку качеству образования в этих школах", - резюмировал Орлов.
Он рассказал, что таких муниципалитетов 10 лет назад было 2, 5 лет назад - 4, а сейчас их число достигло 10-ти. Если не предпринять "экстренных мер", муниципалитетов, где дети не хотят идти продолжать обучение, будет еще больше.
Аттестаты о среднем общем образовании не получили 56 человек (0,5%), 15 - из малокомплектных школ.
Высокие баллы по ЕГЭ получили 2 997 человек, среди которых 376 выпускников сельских школ (12,5%), 100 баллов - 87 и 7 (8%) соответственно.
Напомнил выступающий и о системных проблемах в сфере образования. Главная - дефицит педагогических и управленческих кадров: "Ключевая роль в работе с детьми отводится квалифицированному педагогу с базовой подготовкой, отвечающей требованиям времени, которому нельзя останавливаться в своем профессиональном развитии".
На конец прошлого учебного года по области насчитывалась 231 открытая вакансиях, в селах два и более предметов ведут более 50% учителей.
Еще одна проблема - возрастной дисбаланс педагогов: в возрасте до 35 лет - чуть более 20%, старше 55 лет - больше 26%.
Также Орлов обратил внимание на вопросы адаптации специалистов, которые возвращаются в профессию, и закрепления молодых учителей.
Говоря о стратегии работы, чиновник отметил создание системы научно-методического сопровождения, расширение практики целевого обучения.
Однако и здесь есть сложности. По итогам мониторинга из 38 методических служб и одного городского методического центра высокие уровень показатели были только у 7 муниципалитетов (18%).
Принятых мер по повышению качества общего образования на сегодня явно недостаточно, пришел к выводу и.о. министра. По его мнению, универсального подхода к решению проблемы нет, поэтому в каждом районе и городском округе нужно проанализировать качество обучения, чтобы определить "болевые точки", предпринять действенные шаги по исправлению ситуации и оценить их эффективность.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 15:18Общество
-
Сегодня, 13:59Общество
-
Сегодня, 13:50Общество
-
Сегодня, 13:46Общество
-
Сегодня, 13:36Общество
-
Сегодня, 13:32Общество
-
Сегодня, 13:24Общество
-
Сегодня, 12:08Общество
-
Сегодня, 12:01Общество
-
Сегодня, 11:50Общество