Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Живодерство или бизнес? В обществе продолжают спорить о вольерной охоте

  • 12:23, 9 сентября 2021
  • Комментариев[0]

Саратовцев взбудоражила реклама вольерной охоты на животных. Волну возмущения в соцсетях поднял видеоролик, в котором приглашение поохотиться на огороженной территории сопровождали кадры с изображением молодых оленей. Этот рекламный материал транслировался на мониторе, установленном на саратовской кольцевой развязке в районе старого аэропорта. Информацию об охоте в Саратовской области в вольерах на кабана, фазана можно встретить и в интернете. При этом местные охотники с удивлением узнают о такой возможности, а некоторые и вовсе впервые слышат о вольерной охоте. "СарБК" разбирался в деталях услуги и выяснял подробности о развлечении, которое одни называют жестоким убийством, а другие считают элементом цивилизованного подхода к охоте.

Живодерство или бизнес? В обществе продолжают спорить о вольерной охоте   alerion-pw.ru

"Разрешение никто не получал"

"Это просто безобразие!", "Жестокость неимоверная", "Хуже зверей! Люди, опомнитесь!!!". Это лишь некоторые комментарии под публикацией о рекламе вольерной охоты в паблике "Говорит Саратов" в "Фейсбуке", Досталось от рассерженных горожан и депутатам Госдумы от "Единой России", которые инициировали и приняли проект поправок о легализации охоты в полувольных условиях и искусственно созданной среде, и тем, кто не жалеет денег для того, чтобы гарантированно победить загнанного в угол лесного жителя. Эмоции разжигал видеоряд рекламного ролика: кадры с симпатичными беззащитными оленятами. Если верить отдельным интернет-ресурсам, то на саратовских угодьях якобы можно поохотиться в вольерах на кабана и фазана.

В комитете по охотничьему хозяйству и рыболовству Саратовской области подтвердили, что некоторые охотхозяйства региона, действительно, имеют разрешение на содержание диких животных в полувольных условиях. То есть в области созданы вольеры для воспроизводства животных. Но охота, как заявили в ведомстве, ни в одном из них не ведется.

"Закон о вольерной охоте еще толком не действует. Охотпользователи, которые получили бы соответствующее разрешение, пока отсутствуют. Полностью. Никто разрешение на организацию вольерной охоты не получал", — заявил в разговоре с "СарБК" заместитель председателя комитета Александр Гаврилов.

В комитете объясняют, что реклама, которая транслировалась в Саратове, имела федеральный характер, то есть, саратовских охотников приглашали в другие регионы, где вольерная охота уже открыта (охотхозяйства Подмосковья, Урала, Сибири, Дальнего Востока). Ведь для увлеченных охотников расстояния редко являются преградой.

А что касается информации в интернете о охоте в вольерах на кабана и фазана (речь идет о специальном ресурсе для охотников GETHUNT), то в областном комитете говорят о технической ошибке. Здесь предполагают, что при сборе сведений произошел какой-то сбой, а  модераторы сайта до сих пор не устранили неточность.

"Ни одного вольера для воспроизводства фазанов у нас в области нет. Все саратовские охотники ездят для охоты на фазана в Волгоградскую область. Там у них полноценный охотничий ресурс в дикой природе, там все и охотятся", — уточнил Александр Гаврилов.

Впрочем, даже исчерпывающие ответы о вольерной охоте рождают другие вопросы. И о том, насколько новая услуга может быть востребована у саратовских охотников, и о том, как коммерческая охота может повлиять на состояние охотугодий и экономику сферы.

"Чистой воды убийство"

Заместитель председателя Саратовского областного общества охотников и рыболовов Сергей Томашенцев замечает, что в обществе присутствуют разные мнения даже о классической охоте — зоозащитники это занятие осуждают, охотники им аргументированно отвечают. А к вольерной охоте, тем более, не существует однозначного отношения.

К моменту легализации вольерной охоты в России она была узаконена только в США, некоторых странах Европы и Африки, в Аргентине. Впрочем, по словам некоторых экспертов, много лет у нас в стране что-то подобное тоже применялось, но за рамками закона.

Соответствующие поправки о выходе вольерной охоты из серой зоны были приняты в начале 2020 года. Но подзаконных актов, которые позволили бы по сути оценивать это нововведение, до сих пор нет. Поэтому нет и существенных уточнений (о порядке выдачи разрешений   на вольерную охоту, об учете животных в вольерах, о выполнении техники безопасности). Кроме того, в воздухе повис вопрос об ограничениях по площади вольера (авторы документа говорили о минимальных 50 гектарах, зоозащитники настаивали на 100 га, но в итоге цифры из закона исчезли совсем). Планировалось, что эту норму будут устанавливать регионы, но пока о таком праве субъектов ничего не известно.

Сергей Тамошенцев рассуждает: "Если вольер для охоты маленьких размеров, то, по моему личному мнению, это является чистой воды убийством. Потому что мы говорим о живом организме, у него должен быть шанс ретироваться. Но если вольер достаточно большой и зверь там находится как в естественных условиях и его сложно добыть, а мы говорим не об одном гектаре, о а десятках гектаров, то такая охота, возможно, имеет место быть".

Собеседник "СарБК" говорит о том, что такой вид охоты может быть востребован состоятельными охотниками, которые ограничены во времени: "Охота изначально не подразумевает добычу, это некий процесс. Охотник может находиться на природе, встречаться с друзьями, но если он добыл при этом зверя или птицу — хорошо, а если нет, то извините, это охота. Именно такую классическую форму охоты и пропагандирует общество. Но активная часть населения сегодня очень занята. Людям просто некогда выезжать в угодья два, три, пять раз для того, чтобы добыть зверя. Поэтому некоторые охотники могут затратить достаточно большие средства для того, чтобы удовлетворить потребности в добыче в вольере".

Расценки на такого рода досуг устанавливает его организатор — арендатор охотугодий и владелец животных (в вольере можно отстреливать только тех зверей и птиц, которые находятся в собственности у охотпользователя). Стоимость путевки зависит от вида предполагаемой добычи. Вольерная охота на молодого оленя стоит примерно 50 тысяч рублей, на оленя с ветвистыми рогами — в районе 1 млн, на лань — от 40 до 200 тысяч (зависит от пола и возраста), на медведя — 60-150 тысяч, на молодого кабана — от 8 тысяч, на кабана с клыками — от 50 тысяч, на зайца — 5-9 тысяч, на барсука — 2-4 тысячи. Краснокнижных животных разводить в вольерах запрещено.

Сергей Томашенцев не видит никаких негативных последствий в появлении подобной услуги, но заявляет, что в саратовском обществе вольерная охота в ближайшее время практиковаться не будет (общество арендует примерно 3,5 млн гектаров охотугодий — огромная доля так называемых закрепленных территорий, пригодных для охоты). И вряд ли она станет интересна тем, кто имеет членство в общественной организации, предполагает эксперт.

 Охота круглый год

Николай, охотник из Энгельса с 17-летним стажем, куда более категоричен. Он считает, что размер вольера значения не имеет: "Когда ты понимаешь, что животные находятся в заранее невыгодном для них положении, утрачивается весь смысл охоты. Какой может быть азарт, когда животное если не на привязи, то сидит в клетке, какой бы ни был ее размер? У него нет шансов убежать".  

К слову, охотоведы рассказывают, что порой в вольерах животных убивает  не пуля, а ограждение. Они не замечают сетку, когда пытаются спастись бегством и разбиваются насмерть.

Более того, Николай считает, что вольерная охота может разрушить сложившиеся в сообществе традиции, культуру классической охоты: "Каждый охотник знает, что выстрел должен быть выверен, чтобы животное не осталось подранком, чтобы оно не мучилось. В вольере охотники будут расхолаживаться, особенно начинающие. Они будут палить куда угодно, потом будут добивать...".

Не устраивает Николая и отсутствие ограничений на выбор оружия для охоты в вольерах: "На крупного кабана нельзя идти с мелкокалиберным оружием. Во-первых, животное будет мучиться. Во-вторых, это опасно для охотника. В животных начнут стрелять из луков и арбалетов. А это грозит смертельными случаями".  

Надо сказать, что разного рода эксперты высказали море подобных опасений за время подготовки закона к принятию в Госдуме и за 1,5 года его действия.

Бывший саратовский охотовед Александр считает, что главная цель закона заключается в том, чтобы обойти установленные сезонные сроки охоты: "На охоту в вольерах не распространяется сезонный запрет, там можно охотиться круглый год. Я уверен, что разрешение на охоту в полувольных условиях станет прикрытием для того, чтобы охотиться в угодьях в любое время года".

Глава "Альянса защитников животных" Юрий Корецких заявлял ресурсу "Секрет фирмы": "Медведи вряд ли будут размножаться в неволе. Медвежат будут приносить из дикой природы браконьеры. Они ради наживы будут убивать взрослых медведей, продавать их на мясо и шкуру, а малышей станут пристраивать в вольеры".

Биологи опасаются, что на территории вольеров будет страдать вся флора и, в частности, молодняк леса, потому что все будет съедено и вытоптано. К тому же, в вольерах и на территориях вокруг будут истреблены все хищники — рыси, волки.

Впрочем, создание вольеров вовсе не является новшеством. Многие серьезные охотпользователи применяли и продолжают применять огороженные территории для воспроизводства поголовья животных (они приобретают новые особи, привозят, выращивают их в вольерах и потом отпускают на основную территорию).

Экспертов также настораживает то, что закон позволяет охотпользователям строить на территории вольеров "капитальные и некапитальные" объекты: питомники, вышки, охотничьи базы и "другие элементы охотничьей инфраструктуры". Они опасаются, что арендаторы угодий сначала заведут одного зверя, а потом начнут строить коттеджи в лесу, пользуясь ограниченным доступом на территорию.

 "Дичеразведение"

Большая часть всех опасений была изложена противниками поправок в петиции "Не допустить легализации вольерной охоты в России", направленной активистами в адрес президента страны Владимира Путина, председателя Госдумы Вячеслава Володина, одного из авторов документа — депутата Николая Николаева. Под текстом петиции подписались 500 тысяч человек.

Но Саратовскую область эти страсти по вольерной охоте, кажется, до последнего времени обходили стороной. Местные охотники с удивлением узнают о законодательных изменениях и о появившейся возможности охотиться на огороженных участках. Возможно, это связано с тем, что угодья по большей части степного региона являются не самыми привлекательными для проведения охоты и организации бизнеса. Да и вообще, область не находится в числе пионеров по освоению новых коммерческих схем.

Между тем, авторы поправок о вольерной охоте настаивали на том, что документ направлен на создание новой отрасли, которая даст экономике новые рабочие места и увеличит бюджетную прибыль. Николай Николаев заявлял: "Речь идет об отрасли, которую можно было бы назвать "дичеразведение". Это деятельность, за которую тот же самый охотпользователь платит государству. И если мы поставим на поток и сделаем систему, которая бы финансировала работы по сохранению природы, по сохранению биоразнообразия, что в этом плохого?".

В теории, охотпользователь на арендованной территории в рамках своих обязанностей занимается очень недешевым воспроизводством охотресурсов (покупка оленя требует не меньшее 70 тысяч рублей, а завозят их в вольеры по 10-30 особей). Успешный процесс дает ему возможность организовывать вольерную охоту. Это позволяет компенсировать затраты на воспроизводство и расширять его, сохранять охотничьи ресурсы на основной арендованной территории, развивать инфраструктуру охотхозяйства.

Все очень похоже на бизнес-схему животноводческой фермы — вырастил двух бычков, одного забил и продал, заработал деньги и опять вложил. Но проблема заключается в том, что в оборот предлагается запустить не кур и свинок, а обитателей дикой природы, и это явно идет в разрез со взглядом на гуманное отношение к природе.

ohotnikrubalov.ru

 Для удовольствия и прибыли

По словам саратовских наблюдателей, сфера охотничьего хозяйства в теории может стать сегментом экономики, но "до этого очень далеко". А пока даже предметный разговор о рентабельности охотничьего бизнеса вряд ли возможен.

Если говорить о Саратовской области, то "закрепленными" здесь, то есть арендованными охотпользователями, являются чуть более половины всех охотничьих угодий (больше 5 млн га). Наблюдатели условно делят эти охотхозяйства на те, где биотехнию (работы по охране и увеличению численности животных) проводят по большей части для собственного удовольствия, и те, где в данных мероприятиях присутствует коммерческий расчет.

В первом случае арендатор угодий, как правило, является небедным человеком, для которого "нет большей радости, чем наблюдать в своем лесу оленей". Он на собственные средства содержит команду специалистов — егерей, охотоведов, биологов, технологов, агрономов для присмотра за кормовыми полями.

Во втором случае сумма затрат и размер прибыли имеют для охотхозяйств существенное значение. Их условно называют коммерческими. По словам авторов поправок о вольерной охоте, большая часть хозяйств является  убыточными. Саратовские эксперты осторожно замечают, что в этих словах есть толика правды. Ведь для того, чтобы охотхозяйство было успешным бизнес-проектом, необходимо соответствовать множеству параметров — от инфраструктуры до природных условий (красота леса, богатство животного мира). В теории организация вольерной охоты могла бы поправить экономику хозяйств, обеспечить инвестиции в сферу.

При этом бывший охотовед одного из хозяйств региона заметил, что эта дорогостоящая услуга потребует от организаторов больших затрат: "Даже огородить весь лес сеткой будет стоить огромных денег". К тому же он уверен, что хозяйства не захотят развивать эту услугу, да и спрос будет низкий. "Дело в том, что в вольерах животные одомашниваются, ведь ты их кормишь. Как в зоопарке. К ним подходишь, они стоят. И как в них стрелять? Это кощунство".

Впрочем, какие бы споры не велись о стрельбе в вольерах, многие специалисты убеждены — коммерческая охота лучше браконьерской. Например, право охотиться на оленя на общедоступных угодьях можно получить только при успешной жеребьевке среди тысяч заявлений. А возможности охотхозяйств позволяют удовлетворить желание увлеченных этим занятием с учетом контроля за численностью животных и без ущерба для природы.

Новые материалы
  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

  • 17.04.2024, 17:51 Снег растаял, проблемы остались. Специалисты не исключают повторного обмеления Волги в этом году

    Ленты российских информационных агентств продолжают сообщать о движении высокой воды. В зоне паводка находятся Оренбургская, Курганская, Тюменская, Томская области, районы Дальнего Востока. В Саратовской области тема весеннего половодья тоже остается в повестке дня. Но вместе с тем в регионе заговорили о противоположной угрозе - низком уровне воды в Волгоградском водохранилище. Долго напоминать об этой проблеме не пришлось - прошлой осенью рекордное обмеление Волги жители области называли не иначе как катастрофой. СарБК выяснял, почему вопрос о наполнении водохранилища стал актуальным во время весеннего паводка - периода, когда водоем наполняется талыми водами.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 9 сентября 2021
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x