Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Претендуют на Оскара. В ТЮЗе показали спектакль про лгунов-аристократов

  • 09:33, 29 апреля 2025
  • Комментариев[0]

У гениального ирландца Оскара Уайлда есть цикл великосветских комедий. В них на первое место выходят не характерность персонажей, а долгие салонные разговоры, афоризмы и парадоксы. Пьеса "Как важно быть серьезным" как раз из их числа. Уайлд обожал каламбуры, и зашил игру слов в само название комедии. На английском оно звучит как The Importance of Being Earnest, где последнее слово earnest не только переводится как "серьезный", но и созвучно с именем Эрнест, на котором буквально помешались две юные особы в сюжете. Саратовский ТЮЗ имени Киселева представил "Как можно быть серьезным" на Исторической сцене. И для такого выбора материала было сразу несколько причин.

Претендуют на Оскара. В ТЮЗе показали спектакль про лгунов-аристократов   Фото Александра Шибко

Поставил премьеру Игорь Яцко. Это сейчас он заслуженный артист России, режиссер, педагог, худрук столичного театра "Школа драматического искусства". А когда-то юный Игорь Владимирович сначала поступил на курс к Юрию Киселеву в саратовское театральное училище, а затем несколько лет проработал у него в ТЮЗе. "Как важно быть серьезным" Яцко играл в качестве дипломного спектакля и в режиссуре самого Киселева. Затем уже возглавив "Школу драматического искусства", Яцко сам поставил эту комедию. Поэтому премьера в ТЮЗе была своеобразной данью памяти его первому учителю и родному городу, где когда-то все началось. Символично, что художником постановки выступила внучка Юрия Киселева Александра Шерман.

Сюжет складывается вокруг истории двух друзей — Алджернона Монкрифа (Эдуард Мошкин) и Джона Уординга (Никита Матризаев). Мужчины занимают в обществе приличное положение, не обделены состоянием, но молодость на то и молодость, что схема работа-дом-работа быстро приедается. Чтобы отлучаться часто и без вопросов, они даже придумывают себе несуществующих приятелей и родственников. К тому же, Уординг и Монкриф влюблены в прелестных барышень Гвендолен (Мария Рычкова) и Сесиль (Дарья Парфентьева), и уже готовы сделать им предложения. Но вот беда - обе без ума от имени Эрнест. Барышни полагают, что только с мужчиной с таким именем они будут счастливы в браке. Алджернон и Джон с первого дня знакомства старательно изображают из себя Эрнестов. Признаваться в обмане они не спешат, думая, что потом все как-нибудь разрешится.

Фото Александра Шибко

Это классическая комедия положений. То есть сюжет развивается благодаря тому, что герои попадают в смешные, парадоксальные, а иногда и невероятные ситуации. Казалось бы, в сочетании с тонким английским юмором, это должно было создать легкий ироничный спектакль. Но то ли концепт у Яцко был другим, то ли что-то пошло не так.

Авторский текст режиссер решил не сокращать. А поскольку текста много, актерам приходится выпаливать его на сверхскорости. В релизе указано, что это неслучайно, и спектакль специально создан в быстром темпе. Однако продираться через огромное количество букв, пытаясь уловить суть происходящего, публике непросто.

Фото Александра Шибко

Немного воздуха происходящему дает чинное "Да, сэр!", которое то и дело не торопясь произносят дворецкий Морримен (Евгений Шикин) и лакей Лейн (Роман Мартынчев), да монологи степенной и властной леди Брэкнелл (Татьяна Лукина). После антракта ситуация вроде бы налаживается, в диалогах появляются паузы и акценты, но финала приходится ждать еще целых два часа (всего "Как важно быть серьезным" идет три).

Фото Александра Шибко

Вторая странность премьеры — гипетрофированные эмоции главных персонажей, главным образом женских. Если описать их игру в двух словах, то подойдет грибоедовское "Ни слова в простоте". Что Гвендолин, что Сесиль кричат, бегают, заламывают руки, выпучивают глаза, одним словом, безбожно переигрывают. Почему из леди решили сделать скандальных громогласных девиц, как-то совсем не понятно.

Смотришь на весь этот шум и гам, и невольно узнаешь в этой вещи другой спектакль ТЮЗа - "Плохие парни". В них тоже много текста и движений, но там это диктует бульварный (в лучшем смысле слова) жанр произведения. "Парни" стали дипломным спектаклем одного из курсов директора ТЮЗа Игоря Баголея, и это тоже роднит этот спектакль с премьерой. В "Как важно быть серьезным" молодежный состав. В нем заняты те самые бывшие баголеевские студенты, и актеры из более свежих его же выпусков.

Фото Александра Шибко

Свежие лица на сцене — это отдельное удовольствие, и одна из главных удач постановки. Сюда же стоит отнести прекрасное художественное оформление сцены и работу костюмеров. Фото с премьеры получились такими стильными, что в миг разлетелись по соцсетям. Вишенка на торте — квартет музыкантов из филармонии, который сопровождает спектакль джазовыми композициями, и яркие танцы в стиле чарльстон.

Саратовская публика любит премьеры. Вот и на этот раз актеров провожали овациями и криками "Браво". Безусловно, у постановки и в таком виде будут фанаты, но все же не покидает ощущение, что пока она сыровата, требует доработки, и в целом ей нужно, что называется, настояться. До окончания сезона "Как важно быть серьезным" покажут еще несколько раз. Ну а потом каникулы и новый театральный год, в котором все может быть совсем иначе.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 18.09.2025, 09:19 Роуд-муви со славянским акцентом. ТЮЗ оживил на сцене мифологических колдунов и оборотней

    Начать сезон Саратовский ТЮЗ имени Киселева решил с подростковой премьеры. На последней режиссерской лаборатории "Планшет" эскиз спектакля "Василисса" стал лидером голосования среди зрителей и специального детского жюри. Полноценную постановку ждали еще в прошлом сезоне, однако театр, видимо, памятуя о непростой репертуарной судьбе второго победителя лаборатории, спектакля "Настоящие бумажные вещи Т. Гримса" , взял паузу. Молодой режиссер, выпускник легендарной "Щуки" Пётр Куртов получил в свое распоряжение Большую сцену и добрую половину труппы. Творили они опираясь на пьесу Марии Малухиной, где смело замешаны роуд-муви, русский фольклор и славянские мифы.

  • 25.03.2025, 17:28 Зажгли "Огниво". ТЮЗ в премьере замиксовал датскую сказку и советскую киноклассику

    После советского фильма "Старая, старая сказка" с великолепными Олегом Далем и Мариной Нееловой многие решили, что это и есть сказка Ганса Христиана Андерсена "Огниво". Но кино было снято лишь по мотивам "Огнива", и сюжет там существенно изменили. Сама же оригинальная сказка хотя и считается детской, очень неоднозначна. Датские литературные критики еще в 19 веке называли сюжет слишком схематичным, некоторые его моменты агрессивными и даже жестокими и указывали Андерсену на отсутствие морали. Наверное, именно поэтому исторически сложилось так, что "Огниво" имеет множество интерпретаций и инсценировок. Еще одна версия знаменитой сказки появилась на днях в саратовском ТЮЗе имени Киселева.

  • 23.12.2024, 18:22 Абсурд и сюрреализм под елочку. В ТЮЗе выпустили детский спектакль с недетским сюжетом

    Эскиз спектакля "Настоящие бумажные вещи Т. Гримса" около года назад приятно удивил саратовских любителей театра. Его режиссер Екатерина Костеневская и актеры ТЮЗа имени Киселева показали на лаборатории "Планшет". Зарисовка получилась настолько необычной, сказочной и интригующей, что жюри отдало ему немало голосов. Было действительно интересно посмотреть во что может вырасти этот "пробник" спектакля. И вот, на Большой сцене состоялась премьера "Бумажных вещей", но публика прежнего восторга не испытала.

  • 29.10.2024, 11:41 Пушкин, гульфик, "Рюмка водки на столе". В ТЮЗе поэкспериментировали с "Маленькими трагедиями"

    В последние несколько лет саратовские театры смело экспериментируют с классикой. И если раньше, переосмысленная классика была редкостью и настоящим событием, то сейчас, напротив, редко встретишь канонически поставленное произведение. Саратовский ТЮЗ имени Киселева, начавший сезон с оригинального прочтения "Обыкновенного чуда", решил и второй премьерой взбодрить зрителя. На этот раз выбор руководства театра и молодого режиссера Владимира Чухланцева пал на самого Александра Сергеевича Пушкина, вернее, его "Маленькие трагедии".

  • 16.10.2024, 12:10 Захарин VS Захаров. В ТЮЗе представили свою версию "Обыкновенного чуда"

    Драматург Евгений Шварц писал пьесу "Обыкновенное чудо" целых 10 лет. Он постоянно в ней что-то шлифовал, переделывал и признавался, что "прикасался к тексту только в те дни, когда чувствовал себя человеком". Изначально она называлась "Медведь". Известное всем названием сказочная история получила, когда представители Театра-студии киноактера готовили по ней премьеру и предложили Шварцу как-то иначе озаглавить свое произведение. С тех пор необыкновенную историю "Обыкновенное чудо" множество раз ставили в театрах, а в 1978 году Марк Захаров увековечил ее в своей киноновелле. Саратовский ТЮЗ имени Киселева спектаклем с одноименным названием открыл парад премьер нового сезона. Шаг это был рискованный, ведь зрители гарантированно сравнивали ли бы захаринское "Чудо" с захаровским.

Новые материалы
  • 01.12.2025, 14:49 "Галактика" победителей. Как в регионе работает образовательная площадка для одаренных детей

    Два года в Саратовской области работает Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Он является частью российской сети образовательных центров, которые называют "Мини-Сириусы". Это такие же площадки для одаренных детей, как в сочинском "Сириусе", только на уровне территорий. Главный образовательный центр для талантливых школьников страны курирует региональную сеть учреждений и делится с ними своими технологиями.

  • 28.11.2025, 16:59 "Иллюзия обмана 3" и магия кассовых сборов. Заметки киномана

    Третья часть франшизы про благородных фокусников выходит в прокат после почти десяти лет перерыва. Она собирает в прокате миллиард рублей меньше чем за две недели, и становится самым кассовым зарубежным фильмом в российском прокате за 2025 год. Это что за чудеса такие?

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x