Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Саратовская область. Вопросы веры и неверия

  • 13:12, 30 ноября 2006
  • Комментариев[0]
Исторически сложившаяся специфика Саратовской области заключается в многоконфессиональном составе населения, связанном многовековым взаимовлиянием различных культур. Поволжье - это своего рода синтез культур различных народов и религий, объединенных общей исторической судьбой. Место и роль религии в современном обществе определяется воздействием ряда объективных и субъективных факторов; коренными изменениями в идеологической сфере, формированием новых условий социокультурного и политического развития государства, ростом национального самосознания, сменой духовных ориентиров и т. п. Эти факторы не могут быть унифицированы в общегосударственном масштабе. Иными словами, каждый регион привносит в развитие религии и в функционирование религиозных объединений свои специфические черты и особенности.

Религиозная самоидентификация населения области
По данным социологического опроса, проведенного в этом году Информационно-аналитическим центром Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (всего опрошено 1 000 респондентов в Саратове и 5 других муниципальных образований области), общая картина в регионе выглядит следующим образом: "атеистами считают себя 15,3% опрошенных, "православными" представились 69,8% респондентов, "мусульманами" - 8,9%, "католиками" - 0,6%, "иудеями" - 0,2%, исповедующими другую религию - 1,3%.
Можно отметить, что это распределение соответствует в целом культурной идентификации согласно этнической принадлежности опрошенных.
Согласно переписи населения 2002 г., в Саратовской области 90% населения принадлежит к народам, традиционно исповедующим православие и 9% - ислам.
В настоящее время в Саратовской области зарегистрировано 295 религиозных объединений, принадлежащих к 22-ум конфессиям:
православие - 189 религиозных объединений; ислам - 33; баптисты - 10; адвентисты седьмого дня - 11; католики - 6; харизматические церкви - 7; старообрядцы (Московской митрополии) - 2; древлеправославные ("патриархия") - 2; поморская церковь - 3; пятидесятники - 5; "Свидетели Иеговы" - 4; лютеране - 6; "Евангелисты" - 4; иудеи - 4; мормоны -2; методисты - 1; армянская апостольская церковь - 1; "Церковь Божией Матери Державная" - 1; новоапостольская церковь - 1; кришнаиты - 1; буддисты - 1; "Религия Богемы" - 1.
Существует несколько десятков незарегистрированных религиозных групп, часть из которых избегает контактов с властями и исследователями. Примечательно, что удельный вес респондентов, заявивших о своей конфессиональной принадлежности, превышает процент верующих в Бога. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, многие респонденты тем не менее относят себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Они воспринимают православие или ислам не только как религиозную систему, а как естественную для них культурную сферу.
Весьма показательным критерием религиозности является посещение религиозных служб. Как выяснилось у православных еженедельно посещают религиозные службы - 2,4%, ежемесячно - 10,3, несколько раз в год - 47,4, не посещают - 31,7. Мусульмане еженедельно посещают религиозные службы - 13,2%, ежемесячно - 10,5, несколько раз в год -31,6, не посещают - 40,8. Как видно, доля посещающих постоянно религиозные службы у мусульман выше, чем у православных; с другой стороны, выше и процент не посещающих вовсе.
Убежденными верующими (и прихожанами религиозных общин) нужно считать 6-9% взрослого населения области, что соответствует средним показателям по России. У традиционно мусульманских народов в Поволжье процент убежденных (активных) верующих в 1,5-2 раза выше, чем среди народов традиционно православных.
На вопрос "Если вдруг разочаруетесь в своей религии, готовы ли Вы ее поменять на какую-нибудь другую?" утвердительно ответило 3% православных и 2,6% мусульман, а 15,5% православных и 1,3% мусульман затруднилось ответить на этот вопрос. Здесь могут иметь место факторы, как определенное разочарование вероучением и религиозной практикой существующих в России конфессий, а также несовпадением норм традиционной религиозной морали и правил социального поведения, обеспечивающих в современных условиях жизненный успех. Что число сторонников будет возрастать, в той или иной мере, среди православных уверены 40,5% опрошенных, у мусульман - 65,8%.

Социально-демографические особенности представителей основных конфессий
Как и православие, так и мусульманство имеют "женское лицо". Возрастная составляющая как православия, так и мусульманства практически сопоставима структуре населения. У православных преобладают люди с высшим и средне-специальным образованием. В то время как у мусульман со средним общим и средне-специальным образованием.
Исследование опровергает бытовавшие ранее утверждения о преобладании среди верующих представителей старших возрастных категорий, а среди неверующих - младших. Религия не является исключительным уделом стариков, как и атеизм - непременным свойством молодежи, возрастная структура мировоззренческих и конфессиональных групп сейчас в целом идентична возрастной структуре всей совокупности респондентов.
Социологическое исследование не подтверждает и другое распространенное в советское время суждение о том, что религиозная вера - следствие необразованности. Анализ образовательного уровня мировоззренческих групп респондентов свидетельствует, что его показатели среди верующих в Бога и неверующих не имеют значительных отклонений от образовательной структуры всей совокупности опрошенных.
При рассмотрении профессионального состава конфессиональных групп можно констатировать отличия последователей ислама, где выше доля работников сельхозпредприятий, военнослужащих, работников правоохранительных органов, таможни и предпринимателей. Процент последних в мусульманской группе почти в два раза выше, чем у православных. В то время процент работников органов власти и управления и работников образования науки, культуры, здравоохранения выше у православных.

Отношение населения к процессам религиозного возрождения
Население области в большинстве приветствует процесс религиозного возрождения. Правда речь идет только о традиционных для России религиях. К "сектам" отношение резко отрицательное, очень часто высказывалось предложение их запретить. Люди удивляются, когда узнают, что, например, свидетели Иеговы или мормоны официально зарегистрированы как юридические лица. Большинство опрошенных высказывали критические суждения в адрес законодательства о религии. Основная причина недовольства - равенство по закону "традиционных" религий и сект". Представители "нетрадиционных" религий считают, что законодательство слишком ограничивает свободу совести.
Значительная часть респондентов различных мировоззренческих (верующих и неверующих) и конфессиональных групп при положительном отношении к возросшему авторитету и социально-нравственному влиянию религиозных организаций хотела бы ограничить их именно рамками морали и нравственности, исключив прямое вмешательство в сферы, лежащие вне сферы конфессиональной компетенции, что соответствует и светским принципам Конституции России. Подобные общественные настроения, характерные, кстати, для многих развитых стран, свидетельствуют о сложности и неоднозначности процесса, который нередко обобщенно именуют "религиозным ренессансом". Можно полагать, что в новом столетии вопросы собственно веры и неверия будут решаться более взвешенно, не по велениям моды, а естественным путем, что они станут делом свободного и осознанного выбора граждан.
Вызывает тревогу то, что у многих респондентов, не принадлежащих к народам, традиционно исповедующим ислам, выявлено негативное отношение к исламу. Это отношение главным образом вызвано формированием негативного образа ислама в СМИ, так как сами респонденты непосредственно для себя ничего плохого от мусульман не видели.

Региональная власть и духовенство: проблемы взаимодействия
По мнению подавляющего большинства представителей духовенства, составлявших целевую группу опрашиваемых, существующее в настоящее время взаимодействие между религиозными объединениями с губернатором и правительством области нельзя считать удовлетворительным. 25% из них предлагают искать новые формы взаимодействия.
65% опрошенных указанной целевой группы не имеют никакой информации о деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе Саратовской области.
Основными целями, к которым стремятся религиозные организации при взаимодействии с органами региональной власти, являются: "Получение поддержки в реализации своих программ/помощи опекаемым организацией лицам" (70%), "Оказание публичной и административной поддержки" (40%), "Получение целевого бюджетного финансирования" (35%), "Безвозмездное получение/использование имущества2 (25%), "Участие в разработке и экспертизе проектов нормативных документов" (25%).

Анализируя складывавшийся в различные периоды характер общения между государственными органами и религиозными организациями на территории области следует отметить, что необходимо исключить практику порой спонтанного характера этих общений, сформированных, как правило, под влиянием сиюминутных политических интересов, и определяющихся стремлением политических деятелей использовать религию, авторитет ее лидеров для решения своих личных политических задач.

Николай Шепелев

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Элли - ураган - ТЮЗ.  Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города" Элли - ураган - ТЮЗ. Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города" Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться....
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 30 ноября 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x