Меньше контроля - меньше гарантий
Франчайзинг - это форма организации бизнеса, при которой компания передает частному предпринимателю или другой компании право на продажу своего продукта и своих услуг, а также права на использование своей торговой марки, фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, маркетинговых технологий. Однако вместе с правами передаются и обязательства: товарная политика, дизайн интерьеров розничных точек продаж, реклама, методы ведения дела и т.д. должны строго соответствовать выработанной политике.
Компания, передающая права на продажу своих продуктов и использование товарного знака, ноу-хау, операционных систем и т.п. называется франчайзором. А предприниматель или компания, которые покупают эти права, являются франчайзи.
Франчайзорами являются крупные и известные компании, иностранные или отечественные. Предоставление права пользования торговой маркой для них - механизм привлечения инвестиций. Некоторые из компаний начинают разрабатывать франчайзинговый пакет, потому что не знакомы со спецификой регионального перспективного рынка. Местный партнер-франчайзи в этом случае - идеальный вариант. Российские бизнесмены замечают, что владельцы иностранных торговых брендов чрезвычайно строги к соблюдению стандартов, отечественные же дают своим "младшим" партнерам большую свободу действий. Правда и гарантий успешного бизнеса у последних меньше.
Тем не менее, франшизные проекты рассматривается экспертами как оптимальный вариант для малого бизнеса. Из десяти компаний-клонов, восемь успешно преодолевают пятилетний рубеж и продолжают работать на благо своего владельца.
Порой франшиза стоит совсем недешево, но развитие собственной торговой марки требует гораздо больших затрат. Самостоятельный бизнес способен принести более высокий доход, но лишен многочисленных "франшизных льгот". Прежде всего, это снижение рисков выхода на рынок, сокращение времени и силы на организацию системы поставок, продаж, маркетинга, работы с персоналом. Многие франчайзоры проводят обучающие семинары бесплатно или за небольшую плату, предоставляют товарные кредиты и затем реализовывают своим партнерам товар по сниженным ценам, помогают приобрести банковский кредит.
Кое-где нерадивых франчайзи штрафуют
Франчайзинг в России - дело новое, поэтому здесь не существует единых требований к франчайзи, каждая компания предлагает свои условия партнерства. Даже такой столп франчайзинговых взаимоотношений, как роялти (ежемесячный или еженедельный взнос, который выплачивает франчайзи), многими компаниями подвергается сомнению. Иногда пользователи торговой марки вносят головной компании денежный залог, а взамен получают необходимое оборудование и обязательство приобретать готовую продукцию или сырье только у франчайзора. Объясняется это менталитетом отечественных представителей малого бизнеса, которые не всегда принимают все правила игры. Есть мнение, что система роялти заработает в России в полной мере через несколько лет.
Большинство компаний, особенно иностранные, пользуются стандартной франчайзинговой схемой - вступительный взнос (на российском рынке обычно 5 - 10 % от стоимости создания одной розничной точки) и ежемесячные платежи (фиксированная ставка или процент от выручки).
Впрочем головная организация пристально следит не только за доходами "младшего" партнера, но и за его отношением у содержимому франчайзингового пакета. Если обслуживание в корпоративной точке не выдерживает критики, тень ложится на всю сеть. Недопустимо включать в ассортимент не предусмотренные договором товары. В России в случае грубых нарушений правил сотрудничества предприниматель, как правило, лишается права работать под торговой маркой франчайзора, в США у нерадивого партнера не только отзывается лицензия, но и взимается штраф - & 10 тысяч. В случае отказа, дело передается в суд.
Стоит сказать, что у франчайзинга в России есть и еще один специфический недостаток - нелегимитизированный статус самого термина, правовые отношения между франчайзором и франчайзи строятся на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ "Коммерческая концессия".
Существует и общемировая проблема франчайзоров. Это защита ноу-хау. Даже если франчайзер достаточно продуманно построил систему, предусмотрел почти все неприятности на своем пути, это не гарантирует его от досадных сюрпризов, предупреждают специалисты. Организаторы франшизных проектов знакомятся, пользуются коммерческой информацией головной компании и нет законодательных инструментов, которые могут заставить их не применять ее в последующей деятельности. Гарантией защиты ноу-хау мог бы стать запрет для франчайзи заниматься тем же видом деятельности, что и во франчайзинге, в течение определенного времени после прекращения договора. Однако сегодня ни одно законодательство ни одной из стран не предоставляет франчайзеру такой возможности. Есть немало примеров использования фирменного оборудования, корпоративного стиля, бизнес-технологий в самостоятельном бизнесе вчерашним франчайзи.
Франшизное хорошо, новое лучше
Эксперты утверждают, что франчайзинг в том или ином виде используют практически все лидеры отечественного потребительского рынка. Эта система применяется в розничной продаже продуктов питания, бытовой техники, одежды, услугах связи, общепите, фармацевтической отрасли, реализации ГСМ, туризме, программном обеспечении. Однако, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга Вадим Перков и интервью изданию "Свой Бизнес" заявил: "У нас франчайзинг развивается пока только в 8-10 отраслях. При этом те рынки, которые почти на 80% за границей заняты франчайзинговыми сетями, у нас вообще не охвачены. Это автосервисы, автомойки, бытовые услуги. Активно развивается в Америке даже франчайзинговая сеть, предоставляющая услуги по заполнению налоговых деклараций. У нас же этот механизм лучше всего работает в тех отраслях, которые на данный момент имеют наиболее высокую норму прибыли. Ведь сначала компания должна сама стать успешной, а уж потом думать о развитии сети франчайзинга. Так, большинство франчайзинговых предприятий приходятся на фаст-фуд и рестораны быстрого обслуживания".
Развитие культуры франшизы в сфере бизнеса Саратовского региона имеет большой потенциал, говорят на кафедре финансов и кредита экономического факультета СГУ. Бизнес сфера саратовского региона включает много компаний представляющих преимущественно московские брендовые категории. Чем меньше затраты, тем интереснее предложение - данный фактор является популярным и в большинстве случаев будет приоритетным среди региональных бизнесменов. Однако, звучит в комментарии Александра Белонога, следуя только по этому пути, можно привести рынки соответствующих товаров в состояние стагнации. Для рационального развития рынка саратовского региона следует развивать интерес у бизнесменов к созданию новых брендов, предупреждают местные экономисты.
Простая и золотая
Существует классификация видов франшиз в России и СНГ по А.Маковееву.
Стандартная (классическая) франшиза. Классический вид франшизы, наиболее распространенный за рубежом. Как правило, в стандартной франшизе есть паушальный взнос, регулярное отчисление роялти, строгий отбор потенциальных франчайзи-дилеров, регистрация договора на пользование товарным знаком в государственных органах, обучение, определение жестких корпоративных стандартов, жесткий контроль за ведением бизнеса, регулярная отчетность перед франчайзером.
Стандартная франшиза плохо прижилась в России из-за национальных особенностей нашего рынка. У нас намного меньше уважают интеллектуальную собственность и право на многолетнее получение прибыли, чем это принято в западной культуре.
Свободная франшиза. Самый распространенный и самый удобный вид франчайзинга в России и СНГ. Полная свобода для франчайзи-дилера в организации бизнеса. По своей сути близок к обычному дилерству, но с добавлением товарного знака, обучения, консультаций, особых цен и условий. В данном виде франшиз может быть символический или нулевой паушальный взнос и роялти, а также очень мягкие требования к франчайзи. Очень напоминает то, что в советское время называлось "фирменной торговлей", "фирменными магазинами". Этот вид оказался самым привлекательным в нашей стране.
Серебряная франшиза, бизнес под ключ. Бизнес под ключ. Франчайзер фактически сам создает филиал и потом отдает его младшему партнеру-франчайзи во владение за процент от прибыли.
Бизнес в аренду. То же, что и серебряная франшиза, но здесь франчайзер оставляет созданный филиал в собственности, а франчайзи управляет им на договорных условиях.
Золотая франшиза, мастер-франшиза. Под этим термином в России обычно подразумевается мастер-франшиза (эксклюзив, монополия) на определенный регион. Покупая такую франшизу, франчайзи сам становится франчайзером в своем регионе и сам решает как развивать дальше франчайзинговую сеть - открывать собственные точки или продавать франшизы.
Корпоративная франшиза. Очень похожа на бизнес в аренду. Особенность: франчайзер контролирует бизнес. В отличие от стандартной и свободной франшизы здесь нельзя расторгнуть соглашение с франчайзером и создать на этом же месте свой собственный бизнес под другой вывеской.
Банковская франшиза. Уникальный вид франшизы, возможен только в России и СНГ. Франчайзи делает филиал банка в своем городе по лицензии головного, чаще всего московского, банка. Минусы: франчайзи не может полностью контролировать созданный бизнес, он подчиняется головному банку, так как работает под его лицензией. Плюсы: фактически банкиром может стать любой бизнесмен без соответствующего образования и опыта, а возможность финансировать дружественные предприятия дает такие сверхприбыли, престиж и влияние, что окупает вложенные средства в десятки раз. Банки не торопятся открывать филиалы, а желающих стать банкиром много, поэтому в некоторых городах образовалась очередь на полгода вперед.
Лицензионная франшиза. То же, что и банковская, только в других видах бизнеса, подлежащих жесткому лицензированию. Пока еще мало распространена в России и СНГ.
Деньги, опыт и помещение
Это основные требования, которые предъявляют крупные компании к "будущему однофамильцу". Иногда, если речь идет о стационарных точках, франчайзоры просят потенциального партнера документально подтвердить право долгосрочной аренды. Естественно, от франчайзи требуются навыки управления бизнесом и это самый проблемный пункт. По словам директора компании "Маркона" по франчайзингу Кирилла Ларина, из-за отсутствия достаточного предпринимательского опыта отсеивается почти половина людей, которые заявляют о желании купить франшизу.
В свою очередь и в выборе франчайзинговой компании следует обратить внимание на финансовую историю предприятия и опыт работы с корпоративными структурами. Условиями и стилем сотрудничества можно поинтересоваться у других франчайзи.
"Младшие братья" любят повторять: идеальный руководитель головной компании признает франчайзи полноценным партнером по бизнесу, а не подчиненным.
Почти как дети
Многие консультанты по франчайзингу сравнивают развитие отношений между франчайзором и франчайзи с фазами взаимоотношений родителей и детей.
Первая фаза взаимоотношений - это период подписания франчайзингового договора. "Младший" партнер знакомится с новым бизнесом, проходит обучение. Этой фазе свойственна полная зависимость франчайзи от "брендодателя", он ждет помощи, поддержки.
Вторая фаза (наступает через 1,5-2 года с момента старта франшизного проекта) - это период освоения бизнеса и первых успехов новой структуры. На этом этапе франчайзи задумывается о необходимости поддержки "сверху" и рациональности всей франчайзинговой системы. В это время многие франчайзи стараются быть самостоятельнее. Эта фаза является наиболее сложной во взаимоотношениях между франчайзором и франчайзи, может привести к разрыву взаимоотношений. На этой стадии важно, чтобы стороны помнили - условием их процветания является взаимное сотрудничество.
Если партнерам удается успешно пройти этот этап, то их проект, как правило, продолжает продуктивно развиваться и далее. В таком случае начинается третья фаза взаимоотношений франчайзора и франчайзи - период стабильной работы предприятия.
Ольга Петрова
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....