В версии московского режиссера, спектакль получился вне традиций. Марину Глуховскую они "просто не интересуют": "Мне абсолютно безразлично как и кто это делал, я делаю свой собственный спектакль". Политический аспект проходит красной линией: "Глобус" Шекспира ведь был театром, который делал ставку на отображение политических игр тех лет. Если хотите, параллель. Представьте, это как сейчас: "Ковтун и Луговой убили господина Литвиненко". Все артисты, которые играют политиков в "Гамлете", прочли "Государя" Маккиавелли: "они готовили и тело, и интеллект".
Глуховскую также интересует проблема утраты личности; личный выбор в момент крайней ситуации: "Гамлет" - это личная история людей, которая стала государственной проблемой. Трагедия в том, что ты хочешь жить как частное лицо, но не получается в силу обстоятельств, которые определены твоим рождением, твоим окружением, традицией. Любой персонаж этой пьесы - заложник и ситуации, и своего положения. Гамлет в моем спектакле - это личность, имеющая индивидуальные принципы, в нем есть мощное, порядочное сопротивление злу; он не может не быть жертвой. Гамлет сделал выбор, но от этого гибнет все, в том числе Дания. И для меня это очень важный момент. Скорее это история про жертв и заложников. Для меня главная мысль, которая заложена в этой пьесе - "вещи не таковы, каковы они нам кажутся на самом деле". Мы настолько по-разному смотрим на мир: взгляд государя на подданных - это один взгляд, подданного на государя - другой".
Марине Глуховской интересен каждый персонаж. В ее спектакле Гамлет (Александр Каспаров) - это молодой человек, у которого есть планы на будущее: "Он хочет уехать в Виттенберг, возможно он хочет жениться на Офелии, жить как все и может быть даже заниматься врачебной практикой. Как мне кажется, Гамлет - врач; профессия лечить человека многое объясняет - его речь полна медицинскими терминами; становится понятно, почему ему трудно взять в руки оружие. Многие ошибочно полагают, что монолог "Быть или не быть" - это монолог самоубийцы. Наоборот, это очень здравый монолог, куда вложена одна мысль - от наших поступков нас удерживает страх смерти. Гамлет транслирует миру положительную энергию; он такой человек, которому дорого все живое".
Лаэрт (Александр Кузьмин) - очень важная фигура в спектакле Глуховской: "Я считаю, что это - военный, человек с особым мышлением, имеет перспективу, обладает волей. По сути Лаэрт поднял в этом государстве военный путч. Это может сделать только смелый человек. Он настоящий мужчина - счастье для любой женщины; это человек слова - настоящий офицер".
Иной взгляд режиссера и на "амплуа" Розенкранца и Гильденстерна: "Мы привыкли рассуждать так, что Розенкранц и Гильденстерн - это предатели. Но почему? А ты попробуй, если тебя "пригласят" в Кремль, туда не поехать! Они - тоже жертвы обстоятельств".
Гертруда (Алиса Зыкина) - для Глуховской "милейшая женщина": "Ничего она не знала, никого она не убивала. Она просто хочет счастья - нравится ей Клавдий, и он ей отвечает взаимностью". Клавдий (Виктор Мамонов) - "государственные мозги".
По словам режиссера, на сцене зритель увидит датское государство, разрушенное войной, но восстанавливающееся: "Вот такая у нас Дания - уставшая, возрождающаяся, с военной памятью и желанием будущего". Для этого художник-постановщик из Петербурга Ольга Герр создала на сцене станок высотой выше человеческого роста и длиной около 20 м., уходящий в глубину зрительного зала (из-за чего "выпадает" 55 мест); его готовили 2 месяца. "Гамлет" в целом поддерживает тематику "милитари". Это подчеркивается присутствием на сцене повсюду раскиданных автомобильных шин, канистр; есть печка-буржуйка, которую делали на заказ. В трактовке Глуховской, это "ощущения, оставшиеся после прошлой войны".
Еще несколько особенностей саратовского "Гамлета". Йорик лежит не в могиле: "Его носят с собой могильщики, как особо ценную вещь. Это - их друг". Череп нашли быстро: он уже был в театре, раньше "играл" в нескольких постановках Дзекуна.
Призрака в постановке Марины Глуховской, как и Клавдия, играет Виктор Мамонов: "Я считаю, что Гамлет-старший и Клавдий - это близнецы, просто один родился раньше и стал королем".
Музыкально спектакль решен с помощью группы "Rammstein" и английского фолка.
"Гамлет" - это вторая пьеса английского барда, к которой обратилась Марина Глуховская (она уже ставила "Ромео и Джульетту" в Омском кукольном театре) и ее пятая работа в театре Драмы.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
1 Ноя, 13:35Культура
-
31 Окт, 10:10Культура
-
30 Окт, 17:19Культура
-
29 Окт, 17:12Культура
-
29 Окт, 14:00Культура
-
25 Окт, 12:18Культура
-
21 Окт, 16:05Культура
-
21 Окт, 15:00Культура
-
18 Окт, 23:07Культура
-
18 Окт, 12:06Культура