Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Блоги. Почему я не знаю, что вытекает из озера Байкал

  • 10:45, 2 ноября 2015
  • Комментариев[0]
1 ноября в стране при поддержке Российского географического общества впервые прошел Всероссийский географический диктант. Акция состоялась по инициативе президента Владимира Путина. Глава государства предложил выяснить уровень географической грамотности населения, а заодно и повысить его. А то что это, действительно, сограждане Уральские горы от Карпатских отличить не могут.

К диктанту примкнул и Саратов. По словам декана географического факультета СГУ Владимира Макарова, всего на двух площадках в нем приняли участие более 600 человек. Акция проходила по знакомому всем, кто ходит на ежегодную проверку знаний по русскому языку, сценарию: расселись по аудиториям, получили на руки анонимные бланки с идентификационным номером, по которому в последствие можно будет узнать результат, и – поехали! В отличие от русского, по географии раздали вопросы на руки. Впрочем, для тех, кому по-прежнему удобнее работать на слух, задания читал диктор. В этом году в числе дикторов был "снежный барс" - знаменитый саратовский альпинист Серей Богомолов.

На диктант из 25 вопросов было отведено 45 минут. Я справилась минут за 20… Еще 10 минут посидела "для приличия". Но не потому, что я турист с 20-летним стажем или учитель географии. Скорее, наоборот. К примеру, я так и не ответила на вопрос "Назовите скалы – объект культурного наследия ЮНЕСКО, расположенные вдоль реки Лены". Лишь придя домой узнала, что они называются Ленские столбы. Не без удивления обнаружила, что никогда не слышала о них. Также не написала единственную реку, которая вытекает из крупнейшего в мире резервуара пресной воды – озера Байкал (уж это-то я знаю!). Оказалось, что это Ангара. И только после самопроверки выяснила, в каком городе находится обелиск "Центр Азии". Это город Кызыл на берегу Енисея… Хорошо хоть знаю, как называется процесс роста городов и повышения удельного веса городского населения.

Хочу немного рассказать о своих взаимоотношениях с этим предметом. После многообещающего природоведения (по-моему, у большинства третьеклассников поколения нынешних 30-летних по нему были пятерки), география, как продолжатель традиции, казалась очень интересной. Помню, шли на первый урок без страха. Пришли, прождали минут 15-20. Пришла завуч: урока не будет – нет учителя. Вот так просто – нет учителя географии. Нет он не пошел пропивать глобус, и вообще – это была спокойная миловидная женщина с аккуратной прической, но после летних каникул она, как рассказывали, решила завязать с педагогикой, потому что на зарплату географички двоих детей не прокормишь. Вроде, пошла колготками торговать на рынке… Шел 1996 год. Географии у нас не было несколько недель. Ее то и дело заменяли другими предметами, но в основном мы просто сидели в пустом классе, а те, у кого этот урок стоял последним в расписании, с радостными воплями неслись домой. Что и говорить, география – не математика, в то время (не знаю, как сейчас) ей в образовательном процессе уделяли не слишком много внимания. Всего пару часов в неделю. Потом появились географички. Одна – студентка, очень низенькая, что ее можно было принять за семиклашку - кидалась в нас тряпкой за то, что мы "кокнули" глобус (он раскололся на две одинаковые половинки – как арбуз) и разливала дерущихся на уроке мальчишек водой, затем был мужчина с такими огромными лохмотьями перхоти на голове, что ее было видно с задних парт, после – еще одна студентка – практикантка. Она проучила нас всю третью четверть и вела занятия по примитивной, но хорошо зарекомендовавшей себя во все времена схеме: проверка домашнего задания – объяснение новой темы – новое домашнее задание. Причем, к доске вызывала почти всегда одного и того же мальчика, а остальным можно было спокойно играть в "морской бой" или плеваться через трубочку жеваной бумагой. Но мы вели себя хорошо – студентка была симпатичная. И – как результат – оценки за четверть. Почти у всех одни "пятерки", хотя практически никто из нас так у доски и не побывал. Самыми яркими, запоминающимися и интересными уроками географии были те, когда к нам в класс приходил ученик из нашей же параллели и рассказывал о Соединенных Штатах Америки, Франции, Японии, Австралии. К своим 15 годам он уже объехал почти весь мир. Франция, Япония, Канарские острова – для нас, тех, кто всю жизнь ездил только по одному маршруту: Саратов – Каменка - Саратов или Саратов – Синенькие – Саратов, это было как слетать на Луну. Мы слушали его открыв рот. Звонок на перемену звучал для учителя… В конце четверти путешественник получил свою законную "пятерку" по географии. Кажется, это была единственная положительная оценка в его дневнике – с остальными предметами было не очень. Папа-бизнесмен обеспечил своему сыну широкий кругозор, но вот познакомить с Львом Толстым или Склодовской-Кюри – это было невозможно сделать ни за какие деньги.

К десятому классу у нас наконец-то появилась постоянная географичка. Она была строгая, и ее совершенно не волновало, что предыдущие несколько лет для нас как для потенциальных путешественников пролетели впустую: мы не могли параллели от меридианов отличить! Она начала внедрять контурные карты. Мы разукрашивали их невпопад и не теми цветами. Некоторые, у кого половое созревание уже вовсю бушевало, проводили аналогии между глобусом и женской грудью… В общем, было сложно заставить учиться людей, которые несколько лет получали хорошие оценки только за то, что просто приходили на урок. Но мы выстояли. В конечном итоге каждый получил в аттестат то, что хотел: одни разбирались с контурными картами, другие звали на помощь родителей, и уже те разбирались с… учительницей.

Так вот, может быть поэтому я не знаю, как называется горная система на самой влажной территории России. Этот предмет в наше время не вызывал интереса и должного внимания. Это же не математика, - успокаивали мы родителей в оправдание за очередную "тройку", – и без географии не заблужусь!.. Как хорошо, что сегодня эти приоритеты пересмотрены, и у нас есть возможность и путешествовать, и учиться, и – эх, была-не была! – контурные карты рисовать.

Я, как оказалось, уже знаю, где именно производят самолет "Сухой Суперджет 100" (спасибо телевизионным новостям). Это Комсомольск-на-Амуре. И самый высокий вулкан - Ключевская сопка (страшно представить – почти 5 000 метров в высоту). И самый крупный по площади субъект РФ – Республика Саха.

Словом, не все еще потеряно. Результаты диктанта обещали объявить после 10 декабря. И пусть они будут не утешительными – нам есть, к чему стремиться. А впереди еще – MathCat – проверка знаний по математике.

Вообще, все эти диктанты словно созданы специально для таких, как я – кто закончил школу сравнительно недавно: все забыть не успел, но уже начал по ней ностальгировать.

Комментарии - 0
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
Комментариев нет, вы можете оставить первый комментарий.
Добавить комментарий
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 апреля 2024
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
Нашли ошибку
x