- A
- +A
- +A
Блоги. Урбанистика агломерацией погоняет
- 10:03, 17 марта 2017
- Комментариев[3]
Агломерация
Начнем с "агломерации". С инициативой создания Саратовской агломерации выступил в феврале губернатор Валерий Радаев. До этого момента вопрос создания агломерации неоднократно поднимался на заседаниях городского и областного Градостроительных советов, а затем на представлении нового Генерального плана города. И теперь можно сказать, что "лед тронулся".
Агломерация – это современный подход к пространственному и экономическому развитию территорий. Под агломерацией понимается компактное скопление населённых пунктов (в основном городов) с интенсивными производственными, социальными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием территорий и ресурсов. Мы далеко не "новаторы" в этой области, скорее, наоборот. Передовые страны уже давно используют этот прием.
К примеру, в столице Евросоюза Брюсселе проживает менее 200 тысяч человек, а вот в агломерации – почти 2 миллиона. В Париже живет 2,2 млн человек, а в пределах агломерации "Большой Париж" проживает 11,5 млн человек. В Токио живет более 13 млн человек, а в самой большой в мире Токийской агломерации насчитывается 38 млн жителей. Аналогичные агломерации создаются и в России. В последние 4 года проекты агломераций реализуются в более 20 регионах страны.
Близость населённых пунктов, объединенных в агломерацию даёт "агломерационный эффект" - экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов.
Саратов давно уже является объектом агломерационных процессов. Город Энгельс на другом берегу Волги практически с момента строительства автодорожного моста стал городом-спутником и неотъемлемой частью Саратова. Его можно считать ещё одним крупным районом областного центра, нежели отдельным обособленным городом. Например, многие живут в Энгельсе, а учатся или работают в Саратове. У меня есть знакомые, которые купили квартиру в Энгельсе, т.к. так им быстрее добираться до работы в центре Саратова, чем из Солнечного. Летом многие саратовцы ездят отдыхать на энгельсский пляж. Перемещения через мост все меньше и меньше воспринимаются как поездка в другой город.
Агломерация не предусматривает никакого объединения городов в один, то есть никто не собирается присоединять Энгельс к Саратову. Задача не укрупнить Саратов, а объединить производственные цепочки областного центра и трех районов (Саратовского, Энгельсского и Татищевского), инженерную инфраструктуру, транспортно-логистические и бизнес-потоки. Общая численность агломерации составит порядка 1,2 млн. человек (почти половина жителей области).
Положительный экономический эффект достигается путем объединения различных видов деятельности в одном месте и отказа от дублирования функций на территориях отдельных городов агломерации. К примеру, Генеральные планы Саратова и Энгельса раньше противоречили друг другу, особенно в пунктах, касающихся совместных объектов. Генплан Энгельса обещал легкое метро из Саратова, для которого будет построен мост-дублёр нынешнего, а Саратовский генплан предусматривал строительство нового моста через остров Казачий. Агломерация же имеет единый генплан, который предусматривает развитие городов, входящих в её состав, как единого целого: использование свободных земель, энергетических и коммунальных ресурсов, развитие промышленности, создание логистических центров, оптимизацию транспортной схемы, развитие торгово-развлекательной, социальной инфраструктуры и т.д.
Кроме того, это позволит привлечь дополнительные инвестиции и средства для комплексного развития территорий. Например, благодаря намерению создания агломерации, мы вошли в число первых регионов, в которых будет реализована программа "Безопасные и качественные дороги". В рамках программы, рассчитанной до 2025 года, будут получены 18 млрд рублей на приведение дорог к нормативным требованиям.
Мероприятия программы включают в себя ремонт и содержание дорог, нанесение разметки, установку ограждений, дорожных знаков, светофоров, камер видеофиксации. Кроме этого запланированы и более радикальные меры, как строительство 5 транспортных развязок (Стрелка, Сенной, Детский парк, НИИ-28, Зуборезный), путепроводов, 8 надземных пешеходных переходов и реконструкция дорог. По каждой из дорог агломерации описан перечень работ со сроками и финансированием.
В общем, минусов никаких. Создание агломерации – это оформление официально и дальнейшее развитие того, что уже есть. А это в свою очередь дает только плюсы для развития Саратова и окружающих его городов.
Урбанистика
Урбанистика – наука, которая занимается комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров, рассматривает развитие транспорта, пешеходной инфраструктуры, их взаимодействие между собой и жителями города.
В комфортной городской среде хочется гулять, отдыхать, общаться, развлекаться. Одна из проблем восприятия окружающего пространства – это обилие "визуального мусора". Повсюду вывески, баннеры, рекламные полотна, какие-то громоздкие конструкции, которые отвлекают глаза от главного – городской архитектуры и точек притяжения (лавочки, фонтаны, памятники и т.д.). Учеными доказано, что хаотическое расположение элементов, их несвязность по цвету, форме и стилю вызывает дискомфорт, люди не могут долго находиться в такой среде.
Комфорт заключается не только в единой стилистике и эстетике внешнего облика города, он предусматривает доступность и удобство пользования городом и его инфраструктурой, интуитивное восприятие окружающего пространства и его безопасность.
Примеры дискомфортной городской среды в Саратове можно обнаружить даже на, казалось бы, самой комфортной зоне – проспекте Кирова. Вместо того, чтобы комфортно гулять по пешеходной улице, сегодня надо идти, уворачиваясь от рекламных стендов, расставленных в шахматном порядке и закрывающих перспективу проспекта.
Многие здания закрыты огромными цветастыми вывесками, которые скрывают все архитектурные детали. Стены домов похожи на разноцветный лоскутный ковер с кричащими надписями. Такого быть не должно! Как не должно быть разбитых тротуаров, тёмных улиц и сломанных лавочек.
Один из весомых урбанистических проектов прошлого года – продление пешеходной зоны по улице Волжской. Не всеми он был воспринят положительно, однако стоит помнить, что и перевод проспекта Кирова в пешеходную улицу (первым в РСФСР!) многими был воспринят в штыки. Конечно, уходить от привычного к новому всегда непросто. Но посмотрите, сколько сейчас гуляет людей по проспекту и Волжской! Это значит, что решение было верным.
Работы по созданию комфортной среды в Саратове продолжатся. В 2017 году будут разработаны дизайн-проекты по благоустройству семи знаковых территорий, из которых уже в этом году два будут реализованы. Благоустроят улицу Рахова и площадь Кирова (как продолжение пешеходной зоны от проспекта к горпарку), а в течение ближайших четырех лет - Привокзальную и Музейную площади, улицу Московскую, проспект Кирова и Набережную Космонавтов.
Неоднократно озвучивались планы по строительству городского пляжа на новой набережной. Посмотрим, насколько быстро это удастся сделать в связи с увеличившейся сметой. Если все получится, то это будет масштабный центр притяжения. Вспомните, сколько сейчас людей купаются на "бетонке" и под мостом, в абсолютно не предназначенных для этого местах.
К открытым в прошлом году фонтанам у ТЮЗа и на спуске по Октябрьской, добавятся фонтаны в акватории Волги в районе новой набережной и перед ДК "Россия". Будут реконструированы фонтаны на Ильинской площади и около консерватории.
Однако изменения ждут не только центр. Одним из ключевых объектов комплексного благоустройства городского пространства в этом году станет поселок Комсомольский. Здесь должны привести в порядок все дворовые пространства, внутрипоселковые дороги, тротуары, уличное освещение, проложат 2000 метров труб для обеспечения частного жилого сектора поселка качественной питьевой водой.
Улучшение качества городской среды - то, чего давно не хватает Саратову. Это повышает привлекательность города для проживания, работы и проведения свободного времени. В свою очередь это ведет к увеличению производительности труда и положительно сказывается на экономике города.
И создание агломерации, и урбанистические проекты – крайне полезные вещи для того, чтобы улучшить привлекательность города как для жителей, так и для бизнеса, инвесторов и туристов.
- По рейтингу
- По дате
-
согласен 3 не согласен 7Ну вот и Жабкин получил свою долю от пирога урбанистики17 Марта, 11:59Ответить
-
согласен 3 не согласен 7Статья явно заказная!!! Кукушка хвалит петуха...17 Марта, 14:08Ответить
-
согласен 6 не согласен 0Интересно, что в этой статье заказано?17 Марта, 19:56Ответить
- Сегодня
- Неделя
- Месяц