Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Гагарин. Первый в космосе". Заметки киномана

  • 10:16, 7 июня 2013
  • Комментариев[0]
Странно, но факт: самые преданные фанаты часто не могут толково рассказать о любимом фильме, книге или личности. Потому что для них предмет обожания настолько становится частью жизни, что невозможно отстраниться и увидеть его более-менее объективно. А, как писал Есенин, большое видится на расстоянии! И в новом фильме о Гагарине как раз такая проблема.
"Гагарин. Первый в космосе". Заметки киномана

Посвящен он, вполне ожидаемо, первому полету человека в космос. История разворачивается от поездки на космодром перед пуском и до… логического финала. И все это время Гагарин (Ярослав Жалнин, "Метод Лавровой"), словно по методу свободных ассоциаций, вспоминает прошлое, которое привело к самому важному дню в его жизни, – детство, родителей, жену, детей, Королева (Михаил Филиппов, "Петербургские тайны", "Дети Арбата"), подготовку к полету, друзей и товарищей.

Этот фильм неизбежно будут сравнивать с недавно вышедшей "Легендой №17", и сравнение будет не в его пользу. Потому что простой и линейный сюжет про хоккеиста Валерия Харламова был разыгран виртуозно. В "Гагарине" же фабула вышла в разы замысловатее, вот только фрагменты истории не складываются в паззл. И дело не в фрагментах, а в подаче материала вообще.

Первый космонавт для нашей страны и для человечества в целом − личность легендарная. Но это не отменяет того, что он был живым человеком из плоти и крови. А вот экранному Гагарину жизни очень не достает. Он вышел героем без страха и упрека, этаким суперменом а-ля рус. Только в историях о Супермене создатели никогда не позволяют себе делать героя настолько положительным. Гагарин в фильме настолько сахарно-сладок, прекраснодушен и благороден, что кривиться не позволяет только уважение к настоящему Юрию Алексеевичу Гагарину. Даже сомнения он испытывает где-то за кадром, а нам об этом рассказывают другие персонажи. На экране он никогда ни в чем не сомневается и не испытывает негативных эмоций, даже когда думает, что американец полетел в космос первым.

И настоящего соперничества между толпой здоровых молодых мужчин, которые все, мягко говоря, не против слетать в космос раньше товарищей, в фильме не видно. Даже Герман Титов, который в жизни, возможно, спокойно отнесся к тому, что Гагарин, а не он сел в ту ракету, уж в фильме-то мог выразить недовольство как-то еще, кроме молчания.

С Титовым ситуация вообще вышла странная: руководители полета говорят, что он выносливее и лучше подготовлен, но летит при этом Гагарин. На это есть причины, но только Гагарин никак на это лично не влияет. Его мотивации и воли к победе не видно, потому что ему и не надо ни к чему стремиться, все словно уже знают, что именно он станет первым космонавтом на планете. Хотя по сюжету даже за 10 дней до полета еще не было известно, кого предпочтут.

В итоге, главный драматический момент фильма – перегрузки, которые испытывает космонавт при выходе на орбиту. Что очень драматично, но явно не достаточно, чтобы вытянуть сюжет. Чем режиссеру Павлу Пархоменко не приглянулся в качестве конфликта подвиг разоренной войной страны, которая сумела отправить человека в космос, и ее борьба за первенство в космической сфере с США, когда счет шел на дни? Загадка!

В общем, о развитии персонажа и эскалации конфликта сценаристы, кажется, не слышали. И про диалоги, похожие на человеческую речь, тоже. И о какой нормальной актерской игре может идти речь, когда нужно через слово сыпать усыпляющими репликами о "смысле жизни и вообще" и постоянно напоминать, что Гагарин будет первый, и это же так важно и значительно! (Понятно, что это адресовано зрителям, чтобы не дай бог не забыли, но в контексте фильма это выглядит очень странно. Тогда каждая собака понимала насколько это важно, зачем об этом говорить через реплику?)

Там, где "Легенда №17" умело балансирует на тонкой грани между психологической достоверностью и патриотическим пафосом, "Гагарин" в пафосе тонет и только иногда выныривает за глотком свежего воздуха в виде действительно красиво снятых пейзажей. Даже музыка в нем настолько возвышенная, что близка к религиозной, а самой интересной частью фильма оказывается собственно запуск ракеты. Вот его-то из фильма можно вырезать и показывать школьникам. Но с точки зрения кинематографа, это печально, когда самый интересный момент в фильме – отход первой и второй ступеней ракетоносителя!

Фильм хотелось бы рекомендовать подрастающему поколению, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как первый человек летит в космос. Но, боюсь, он покажется им скучным. И взрослым, наверное, тоже. И как же до боли обидно, что стать космонавтом хотелось больше после фильма "Стартрек", чем после фильма о Гагарине!

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 03.04.2013, 10:05 Командный ценник. Бюджетные игровые инъекции Финансирование игровиков в 2013 году осталось практически таким же, как в 2012-м. Изменилось только распределение. На какие средства налогоплательщиков могут рассчитывать спортивные команды и что оно им даст? По сравнению с другими регионами, где выделяются сотни миллионов целковых на коллективы, выступающие в национальных дивизионах, на Саратовщине объем поддержки скромнее. По официальным данным, облминмолспорттуризма в этом календарном году планирует выделить 197 млн 636,7 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом – это на 1,6 млн меньше. Сокращение пойдет во вред или все-таки не существенно? Попробуем разобраться.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x