- A
- +A
- +A
"Околофутбола". Заметки киномана
- 12:07, 27 сентября 2013
- Комментариев[1]
Четверо друзей — кандидат исторических наук (Алексей Ратников), продюсер (Павел Ерлыков), автослесарь (Иван Фоминов) и диджей (Григорий Иванец) — возглавляют влиятельную группировку фанатов "Спартака". Их "фирме" противостоят хулиганы других "контор", с которыми устраиваются заранее спланированные драки-"забивняки". Весь фильм главные герои ищут "крысу", сливающую в полицию планы о стычках, участвуют в кулачных боях и делятся друг с другом мыслями по поводу образцов мужского поведения в отношении своего и противоположного пола. А также выезжают в другие города и сводят счеты с представителями неславянских народностей и правоохранительных органов.
Ну и любят, и бросают, конечно.
До сих пор самой заметной работой режиссера Антона Борматова была «Чужая», снятая по по роману Владимира "Адольфыча" Нестеренко, которой предшествовали боевик "Родственник" о суровом сотруднике спецслужб в отпуске, а также телесериалы. Сценарий нынешнего фильма писался при живейшем консультативном участии представителей московского "околофутбола".
Они правили не только стилистику и лексикон диалогов: кроме четверки главных героев, во второстепенных ролях (а их тут много) заняты исключительно представители футбольной общественности.
Причем заняты настолько убедительно, что в голову приходят сравнения с британским "хулиганским кино", ставшим в этой стране целым направлением в национальной киноотрасли. Но отличия очевидны. Вопрос "Что вы все деретесь?", обязательный для любой картины такого толка, побуждает Томми из британской "Фабрики футбола" задуматься о смысле своих действий. Мэтту из "Хулиганов" участие в группировке болельщиков дает чувство опоры и делает его сильнее, взрослее и свободнее. В "Околофутбола" рефлексии на эту тему почти нет. Вместо нее герои еще раз разъясняют непросвещенному зрителю: для кого-то — спорт, для кого-то — идея, но для всех — образ жизни.
Они честны и правдивы: без смущения признают, что к футболу их увлечения отношение имеет не самое прямое.
Они не фанаты и не болельщики, чтобы с "шашками и флажками на стадионы ходить". Не откажешь экранным хулиганам в своеобразном чувстве юмора, не исключающем, как и положено, сексизма и шовинизма.
При этом авторы картины, в общем, не захмелели от молодецкой удали участников современных кулачных боев (из любования которой, впрочем, состоит добрая первая половина картины), а решили рассказать историю. Историю о том, откуда эта удаль берется (сцена стихийного погрома кафе ожидаемо смонтирована встык со сценой стихийного секса, демонстрируя близкое родство Эроса с Танатосом) и к чему приводит (наручники и суд — один из лучших вариантов). Без менторского тона и моралитэ в финале.
Однако на героя Алексея Ратникова у сценариста и режиссера, кажется, не до конца хватило сил. Так, о причинах, по которым беспринципные сотрудники МВД мечтают свести счеты именно с воплощенным им кандидатом исторических наук, остается только догадываться (есть у "фирмы" и другие идеологи). Так же как и о причинах сомнений его вожака в правильности решения своих бойцов разгромить кафе, принадлежащее кавказцам, — будучи одним из первых лиц в группировке, он должен был уже не раз проделывать подобное.
Внезапно вспыхнувшее чувство изменило героя? Зрителю приходится отвечать на этом вопрос самостоятельно.
С чувствами, впрочем, все понятно — любовная линия в фильме довольно быстро принимает форму треугольника, в центре которой — влюбленная, но недоуменная героиня Дарьи Мингазитиновой.
Но вообще, женщины в суровом мире кинокартины предстают несколько потерянными — со своим вечным вопросом о смысле всех этих драк они находятся как бы по эту сторону экрана — и за гранью "околофутбола".
Однако когда сюжет, будто автобус с фанатами, выезжает с боковой мелодраматической линии на магистральную хулиганскую, уровень подлинности диалогов и типажей начинает стремиться к прямо-таки этнографической точности: повадки, речь, манеру поведения этих опасных людей фильм воспроизводит без единой фальшивой ноты.
Видимо, именно эта пугающая точность и стала причиной, по которой фильм с ходу удостоился на Санкт-Петербургском кинофестивале того приема, какой любой из героев "Околофутбола" получил бы в интеллигентском доме: жюри испуганно указало картине на дверь, заявив, что "его представления о ценности человеческой жизни расходятся с представлениями авторов картины".
Неполиткорректной картине такой скандал только на руку, а негативных последствий можно не бояться — ведь за спиной у авторов стоит продюсер Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ с феноменальным чутьем и возможностями. В свое время именно он выпустил "Брата-2" Алексея Балабанова, познакомившего публику с народным героем, чуждым конформизма и ненасилия, а затем и "Бумер" Петра Буслова, пригласивший кинозрителя в мир бандитов и заодно пропевший реквием эпохе их безраздельной власти.
Теперь Сельянов взялся за новых отрицательных героев нашего времени — и снова не прогадал.
Правда, картине, говорят, до последнего не давали прокатного удостоверения — видимо, слишком уж яро и зло противоборствующие хулиганские группировки, презрев ради такого дела вражду, избивают ОМОН в одной из сцен фильма. Но оба эти эпизода — и в жизни, и на экране — кончились хорошо: прокат разрешили, обидчикам полицейских за их подвиги дали условные сроки. Фигуранты "болотного дела" в своих СИЗО, надо думать, им сильно позавидовали.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
06.12.2024, 16:16
"Злая: Сказка о ведьме Запада" с Арианой Гранде. Заметки киномана
Это мы в детстве читали "Волшебника изумрудного города", а в англоязычных странах читали "Волшебника страны Оз", смотрели одноименный фильм 1939 года, а последние 20 лет ещё ходили на бродвейский мюзикл "Злая". То есть, это не очередная бессмысленная переделка сказки, а то, после чего переделки стали мейнстримом. И со смыслом там всё не так уж плохо.
-
27.11.2024, 16:40
Классика публичного дома. В театре драмы вновь поставили "Зойкину квартиру"
В Саратовском театре драмы имени Слонова знают и любят пьесу "Зойкина квартира". В 1984 году она появилась здесь в постановке знаменитого Александра Дзекуна и долго оставалась в репертуаре, а в 2013-м - в режиссуре худрука Григория Аредакова, когда метр создал спектакль со своими студентами. Сейчас Аредаков решил совершить еще один заход на произведение Михаила Булгакова, теперь уже с новыми дипломниками.
-
26.11.2024, 13:40
Пушкин, Питер и заводской ДК. Театр оперы и балета показал грантового "Медного всадника"
Премьеру балета "Медный всадник" в Саратовском театре оперы и балета очень ждали. Во-первых, потому что театр, осевший на неопределенное время на 2-й Дачной, не так часто балует публику новыми постановками. А, во-вторых, потому что впервые за долгое время учреждение получило грант на создание спектакля. В эту историю удачно вплелись сразу два юбилея - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 200 лет с события, которое описывает классик в поэме "Медный всадник". Ставить спектакль позвали любимого зрителями и знакомого труппе хореографа Кирилла Симонова.
-
29.10.2024, 11:41
Пушкин, гульфик, "Рюмка водки на столе". В ТЮЗе поэкспериментировали с "Маленькими трагедиями"
В последние несколько лет саратовские театры смело экспериментируют с классикой. И если раньше, переосмысленная классика была редкостью и настоящим событием, то сейчас, напротив, редко встретишь канонически поставленное произведение. Саратовский ТЮЗ имени Киселева, начавший сезон с оригинального прочтения "Обыкновенного чуда", решил и второй премьерой взбодрить зрителя. На этот раз выбор руководства театра и молодого режиссера Владимира Чухланцева пал на самого Александра Сергеевича Пушкина, вернее, его "Маленькие трагедии".
-
02.07.2024, 13:20
Ущипните Лопахина. Молодёжь разыграла "Вишнёвый сад" в Саратовской драме по классическим нотам
Саратовский театр драмы имени Ивана Слонова завершил сезон самой что ни на есть классической премьерой. Студенты консерватории под руководством Юрия Кудинова воплотили на сцене "Вишнёвый сад" Чехова. Бессмертная пьеса получилась у дипломников по-домашнему тёплой и ностальгической. И даже фирменная тоска Антона Палыча в исполнении молодых артистов не кажется такой уж безвыходной и всепоглощающей. С такой энергией сыгран спектакль, что, кажется, что эта молодёжь сейчас стряхнёт с себя напускную грусть, улыбнётся и умчит, как Лопахин, навстречу будущему.
- 20.12.2024, 15:04 Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»
-
20.12.2024, 14:37
"Еретик" и ужасное очарование Хью Гранта. Заметки киномана
Если вы хотите очень страшный ужастик, вам не сюда. Но если вам нужен средней страшности ужастик и очень зловещий Хью Грант, вам сюда и больше никуда!
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- Мужчина приехал в Саратов за проституткой и нарвался на аферистов 5
- Водителю троллейбуса вынесли приговор за ДТП "под кайфом" 4
- Аренда больницы. С "клана Грищенко" взыскано 117 миллионов 3
- Два высотных здания на Московской переданы в госсобственность 3
- После жалобы Путину диабетика посетил министр здравоохранения 3