Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Околофутбола". Заметки киномана

  • 12:07, 27 сентября 2013
  • Комментариев[1]
В прокат вышел "Околофутбола" — фильм Антона Борматова, который может всерьез претендовать на лавры первого отечественного исследования в области социальной этнографии футбольного хулиганства.

Четверо друзей — кандидат исторических наук (Алексей Ратников), продюсер (Павел Ерлыков), автослесарь (Иван Фоминов) и диджей (Григорий Иванец) — возглавляют влиятельную группировку фанатов "Спартака". Их "фирме" противостоят хулиганы других "контор", с которыми устраиваются заранее спланированные драки-"забивняки". Весь фильм главные герои ищут "крысу", сливающую в полицию планы о стычках, участвуют в кулачных боях и делятся друг с другом мыслями по поводу образцов мужского поведения в отношении своего и противоположного пола. А также выезжают в другие города и сводят счеты с представителями неславянских народностей и правоохранительных органов.

Ну и любят, и бросают, конечно.

До сих пор самой заметной работой режиссера Антона Борматова была «Чужая», снятая по по роману Владимира "Адольфыча" Нестеренко, которой предшествовали боевик "Родственник" о суровом сотруднике спецслужб в отпуске, а также телесериалы. Сценарий нынешнего фильма писался при живейшем консультативном участии представителей московского "околофутбола".

Они правили не только стилистику и лексикон диалогов: кроме четверки главных героев, во второстепенных ролях (а их тут много) заняты исключительно представители футбольной общественности.

Причем заняты настолько убедительно, что в голову приходят сравнения с британским "хулиганским кино", ставшим в этой стране целым направлением в национальной киноотрасли. Но отличия очевидны. Вопрос "Что вы все деретесь?", обязательный для любой картины такого толка, побуждает Томми из британской "Фабрики футбола" задуматься о смысле своих действий. Мэтту из "Хулиганов" участие в группировке болельщиков дает чувство опоры и делает его сильнее, взрослее и свободнее. В "Околофутбола" рефлексии на эту тему почти нет. Вместо нее герои еще раз разъясняют непросвещенному зрителю: для кого-то — спорт, для кого-то — идея, но для всех — образ жизни.

Они честны и правдивы: без смущения признают, что к футболу их увлечения отношение имеет не самое прямое.

Они не фанаты и не болельщики, чтобы с "шашками и флажками на стадионы ходить". Не откажешь экранным хулиганам в своеобразном чувстве юмора, не исключающем, как и положено, сексизма и шовинизма.

При этом авторы картины, в общем, не захмелели от молодецкой удали участников современных кулачных боев (из любования которой, впрочем, состоит добрая первая половина картины), а решили рассказать историю. Историю о том, откуда эта удаль берется (сцена стихийного погрома кафе ожидаемо смонтирована встык со сценой стихийного секса, демонстрируя близкое родство Эроса с Танатосом) и к чему приводит (наручники и суд — один из лучших вариантов). Без менторского тона и моралитэ в финале.

Однако на героя Алексея Ратникова у сценариста и режиссера, кажется, не до конца хватило сил. Так, о причинах, по которым беспринципные сотрудники МВД мечтают свести счеты именно с воплощенным им кандидатом исторических наук, остается только догадываться (есть у "фирмы" и другие идеологи). Так же как и о причинах сомнений его вожака в правильности решения своих бойцов разгромить кафе, принадлежащее кавказцам, — будучи одним из первых лиц в группировке, он должен был уже не раз проделывать подобное.

Внезапно вспыхнувшее чувство изменило героя? Зрителю приходится отвечать на этом вопрос самостоятельно.

С чувствами, впрочем, все понятно — любовная линия в фильме довольно быстро принимает форму треугольника, в центре которой — влюбленная, но недоуменная героиня Дарьи Мингазитиновой.

Но вообще, женщины в суровом мире кинокартины предстают несколько потерянными — со своим вечным вопросом о смысле всех этих драк они находятся как бы по эту сторону экрана — и за гранью "околофутбола".

Однако когда сюжет, будто автобус с фанатами, выезжает с боковой мелодраматической линии на магистральную хулиганскую, уровень подлинности диалогов и типажей начинает стремиться к прямо-таки этнографической точности: повадки, речь, манеру поведения этих опасных людей фильм воспроизводит без единой фальшивой ноты.

Видимо, именно эта пугающая точность и стала причиной, по которой фильм с ходу удостоился на Санкт-Петербургском кинофестивале того приема, какой любой из героев "Околофутбола" получил бы в интеллигентском доме: жюри испуганно указало картине на дверь, заявив, что "его представления о ценности человеческой жизни расходятся с представлениями авторов картины".

Неполиткорректной картине такой скандал только на руку, а негативных последствий можно не бояться — ведь за спиной у авторов стоит продюсер Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ с феноменальным чутьем и возможностями. В свое время именно он выпустил "Брата-2" Алексея Балабанова, познакомившего публику с народным героем, чуждым конформизма и ненасилия, а затем и "Бумер" Петра Буслова, пригласивший кинозрителя в мир бандитов и заодно пропевший реквием эпохе их безраздельной власти.

Теперь Сельянов взялся за новых отрицательных героев нашего времени — и снова не прогадал.

Правда, картине, говорят, до последнего не давали прокатного удостоверения — видимо, слишком уж яро и зло противоборствующие хулиганские группировки, презрев ради такого дела вражду, избивают ОМОН в одной из сцен фильма. Но оба эти эпизода — и в жизни, и на экране — кончились хорошо: прокат разрешили, обидчикам полицейских за их подвиги дали условные сроки. Фигуранты "болотного дела" в своих СИЗО, надо думать, им сильно позавидовали.

Автор: Ирина Сигова, Анастасия Лисицина, "Газета.Ru"
Похожие материалы
  • 25.11.2025, 10:50 Идальго, сеньориты и интриги. В театре драмы студенты показали "Изобретательную влюбленную"

    Комедия Лопе де Вега "Изобретательная влюбленная", датированная началом 17 века, считается классикой европейской литературы. Это легкая, изящная история про молодых и не очень людей, попавших в любовный многоугольник. Плюс испанские пейзажи, дуэли на шпагах и бесконечные интриги. Пьесу очень уважают в театральной среде, и ставят часто. Только в Саратовском театре драмы имени Слонова в ней в свое время блистали Татьяна Родионова и Эльвира Данилина. Правда, было это аж 20 с лишним лет назад. Новую "Изобретательную влюбленную" в драме сыграли студенты курса народного артиста России, худрука театра Григория Аредакова, а режиссером выступила Родионова.

  • 21.11.2025, 15:49 Новый "Франкенштейн". Заметки киномана

    Гильермо дель Торо мечтал снять экранизацию романа Мэри Шелли примерно с начала карьеры, и по его творчеству это очень заметно. Это одновременно и плюс, и минус.

  • 14.11.2025, 15:41 "Бугония". Эмма Стоун и теории заговоров

    Сезон кинонаград плавно начинается, а значит, пришло время смотреть фильмы, которые, скорее всего, будут претендовать на разные золотые статуэтки в этом году. Например, новую работу Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли.

  • 02.10.2025, 15:45 Вдарили по классике. Театр драмы начал сезон с мелодрамы Островского

    Саратовский драмтеатр имени Слонова последним открыл новый сезон. На пресс-конференции перед его началом было озвучено много интригующих новостей, но первой премьерой года решили сделать старую добрую классику - очередную постановку по Островскому. Худрук драмы, народный артист России Григорий Аредаков рассказал, почему в театрах так любят творчество Александра Николаевича. В них все уже готово для спектакля - бери и ставь. Да, режиссеру и актерам при желании будет, где разгуляться, но в целом можно просто довериться гениальному драматургу. Довериться на этот раз Григорий Анисимович и труппа решили мелодраме "Без вины виноватые".

  • 23.09.2025, 14:04 Опера для героя. В театре поставили грантовую "Повесть о настоящем человеке"

    Весной стало известно, что Саратовский театр оперы и балета выиграл грант Правительства России на новую постановку. Особое значение при отборе жюри уделяло проектам, посвященным 80-летию Победы. Наш театр решил, что самым беспроигрышным вариантом будет опера "Повесть о настоящем человеке" на музыку Сергея Прокофьева. Бывалые театралы удивились такому выбору, потому что даже в советское время эта, казалось бы, очень патриотичная и героическая вещь, так и не смогла толком прижиться в репертуаре ни одного из театров огромной страны. Но саратовский оперный был настроен преодолеть это "проклятье" и 20 и 21 сентября открыл этой премьерой новый сезон.

Новые материалы
  • 19.12.2025, 14:59 "Достать ножи: Воскрешение покойника". Заметки киномана

    Несмотря на мрачное название, третья часть франшизы с Дэниэлом Крейгом живее всех живых, и вам совершенно необязательно знать, что случилось в предыдущих сериях. Это самостоятельное кино, и любителям детективного жанра тут есть, чем поживиться.

  • 18.12.2025, 14:51 Итоги года под квиз. В АБ клубе провели предновогоднюю бизнес-встречу

    В саратовском АБ клубе прошла итоговая бизнес-встреча уходящего года. Впервые на этой площадке предприниматели вместо рассуждений о маркетинге и конкуренции искали ответы на вопросы о литературе, кинематографе, вместо логистических выстраивали логические цепочки. Результат экспериментального новогоднего квиза в АБ клубе - максимальный. Участники сообщества отвлеклись от будничной суеты, приобрели праздничное настроение, установили полезные связи (момент нетворкинга растянулся на весь вечер) и отработали элементы командной работы.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 27 сентября 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x