- A
- +A
- +A
5 лет с эссе. Сочинение вернется в школьные экзаменационные испытания
- 16:16, 21 ноября 2013
- Комментариев[0]
Российская школа живет без сочинений уже пять лет. Вместо него в обязательном ЕГЭ по русскому языку есть эссе. Минимум - 150 слов на заданную тему. Как правило - нравоучительный рассказ кого-то из современных писателей или публицистов. Иными словами, сейчас полстранички текста достаточно, чтобы доказать: ты умеешь рассуждать, грамотно и внятно излагая свои мысли. В ЕГЭ по литературе сочинение осталось, но на строго заданную тему. К тому же оно далеко не единственное задание, и его вес в общей оценке не так уж велик.
По мнению ректора Литературного института им. Горького Бориса Тарасова, чтобы готовить учеников к написанию сочинений, от учителя сейчас потребуется большое мастерство.
- Подлаживаться под нисходящий уровень не надо. И не так уж важно, о чем школьники будут писать сочинения - на свободную тему или по литературным произведениям, тут должно быть разнообразие и гармоничное сочетание, хотя в основе должна лежать классическая литература. Важно, чтобы они умели размышлять над главными проблемами жизни, - рассказал Борис Тарасов "РГ".
Он считает, что даже стандартный урок при интересном, глубоком учителе может быть хорошим, а всякий интерактив - отвлекать. Ректор Литинститута убежден, что не стоит идти по пути потакания современному восприятию, упрощению и визуализации.
- Я бы пошел по пути усложнения, в том числе, программы по литературе. Допустим, добавил бы в список обязательной литературы Платонова, но не отрывки, а целые произведения. - говорит Борис Тарасов. - Отрывки не дают должного целостного представления, не понятны общий контекст и художественный смысл. Сейчас в программе довольно много произведений даны кусками, сочинения нет, дети мало читают и о "Евгении Онегине" отзываются так: "Татьяна - лох. Надо было и с генералом остаться, и с Онегиным замутить"…
Вот только сумеют ли нынешние школьники читать больше и понимать глубже? Большой вопрос. Этим летом вице-президент Российской академии образования Борис Фильдштейн представил в Российском книжном союзе большой доклад, посвященный современным детям. Исследования психологов и педагогов шли с 2008 года, и вот что выяснилось: за эти годы у будущих первоклашек резко снизились когнитивные способности. Иными словами, - восприятие, мышление, логика, память, воображение. Дети перестали быть такими любознательными и активными, как, скажем, 20 лет назад, у 40-60 процентов в зависимости от региона наблюдается нарушения речевого развития, почти у всех дошкольников - плохая мелкая моторика, из-за чего держать правильно ручку в руке и красиво писать в начальной школе могут единицы. "У большого числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст", - выделено особо в докладе Бориса Фильдштейна.
Учителя это тоже заметили. Преподаватель литературы одной из лучших московских школ - 1199, Борис Панов говорит:
- Будет здорово, если коллеги обратят внимание на психологические основания преподавания школьных предметов. Учителя в своей массе работают так, как будто психологами не было сделано никаких открытий в области непроизвольного запоминания, концентрации внимания.
Борис Панов считает, что на уроках литературы в одних классах нужно начинать с чтения книг вслух, в других - заниматься серьезными филологическими исследованиями. "В нашей школе в учебные программы и в планы уроков постоянно вносятся изменения в связи с тем, что дети разные" - поясняет учитель.
Только вот большинство педагогов ничего менять не хотят. Они уже тоже приспособились к ЕГЭ и наловчились тренировать выпускников ставить галочки в билеты. Темы эссе в тестах мелки, как крошки от сухаря. Даже от будущих филологов достаточно элементарных рассказиков по образцам застойных лет: "Образ Екатерины в "Грозе" или "Образ Савельича".
Так что я совсем не уверена, что нынешние школьники, которым снова придется писать сочинения, смогут порассуждать на темы, предлагавшиеся их сверстникам в дореволюционных гимназиях: "О скоротечности жизни" или "Слово как источник счастья". На гуманитарные предметы, включая логику, историю, русский, греческий и латинский языки в гимназиях конца ХIХ века отводилось до 20 уроков в неделю. Плюс французский и немецкий языки. А сейчас на русский, литературу и историю приходится не больше семи.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 27.08.2015, 12:21 Цены на цветы перед 1 сентября вырастут на 20%. И не только из-за увеличения спроса Цены на цветы перед началом нового учебного года могут вырасти в среднем на 20% – такой прогноз сделала флористическая компания MegaFlowers. Дело не только в том, что, по данным флористов, спрос на их товар перед Днем знаний традиционно увеличится на 10–15%. Свой вклад в предстоящее повышение цен на рынке вносит и падение рубля, и введение Россельхознадзором карантинного фитоконтроля срезанных цветов из Голландии.
- 05.03.2015, 14:30 Моя дорогая. Мужчинам в этом году придется заплатить за букеты женщинам на 20-80% больше В цветочных магазинах по всей стране началась предпраздничная лихорадка. Сотрудники работают не покладая рук, принимая заказы и заворачивая букеты. Спрос на цветы по мере приближения 8 марта возрастает вместе с ценами. В этом году саратовским мужчинам придется выложить за букет для любимой на 20-80 процентов больше, чем в прошлом году.
-
02.11.2024, 13:21
Гороскоп на ноябрь. От Марии Билат
В начале месяца сложится впечатление, что всё находится под контролем и каждый шаг продуман до мелочей. Но жизнь напомнит, что она - не спокойная река, а, скорее, извилистый ручей с неожиданными поворотами.
- 01.11.2024, 17:31 Российский бизнес теряет более 236 млрд рублей из-за немаркированных вызовов: как «Этикетка» от билайн помогает решать проблему
- Сегодня
- Неделя
- Месяц