Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Головоломка". Заметки киномана

  • 11:20, 19 июня 2015
  • Комментариев[2]
Чтобы лучше оценить, насколько новый проект студии "Pixar" выдающийся, стоит иметь в виду, что изображение устройства и работы психики человека дается кинематографу с трудом.
"Головоломка". Заметки киномана

 Вам могут показать его состояние всякими трясущимися камерами, изображающими головокружение, или то, что он видит камерой "от первого лица". Могут показать ход его мысли во флэшбеках, снах и фантазиях. Можно, наконец, увидеть эмоции актеров. Но показать, что конкретно творится у него в голове (не в воображении, а в психике в целом), – задача такой сложности, что к ней редко подступаются даже суровые арт-хаусные творцы. Полнометражный мультфильм с рейтингом "6+" на такую тему – явление просто беспрецедентное.

Когда маленькая девочка Райли рождается, у неё в голове появляется первая эмоция – Радость, смахивающая на фею Динь-Динь из "Питера Пэна". Потом добавляются ещё эмоции-человечки: Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев. (Такой набор базовых эмоций + удивление авторам проекта назвал известный американский психолог и исследователь эмоций Пол Экман, на работах которого основан сериал "Обмани меня". Список, на самом деле, шире, но сколько персонажей можно запихать в голову ребенка?). Эмоции помогают Райли осваиваться в мире. Радость делает её счастливой, Страх – следит за безопасностью, Гнев борется за справедливость, Брезгливость бережёт от несъедобного. Только Печаль думает, что она не нужна.

И поскольку верховодит всем Радость, у Райли прекрасное детство (не считая брокколи), наполняющее память кучей золотистых шаров-воспоминаний. Но внезапно её родителям приходится переехать из чудесной (для девочки) Миннесоты в Сан-Франциско. Радость пытается сохранить позитивный настрой. Но события, такие обычные снаружи, переживаются внутри как настоящая трагедия (и для ребенка это так и есть. Вспомните свои детские печали и их причины). Так что очень трудно быть радостной. А тут ещё Печаль лапает всё, что ни попади, и превращает радостные воспоминания в грустные! А потом этих двоих вообще нечаянно затягивает куда-то в глубинные слои психики.

Что могут натворить с жизнью ребенка оставшиеся Страх, Брезгливость и Гнев? А уж как будут выбираться обратно в "командный пункт" (шикарно названный в оригинале "headquarters") Радость и Печаль? Особенно если Печаль ноет, бубнит и вообще только и делает, что мешает Радости? И зачем она вообще нужна?

В изображении внутреннего мира студия "Pixar" бодро зашла на территорию литературы, причем, местами даже не художественной. Потому что с одной стороны это полноценный "роман взросления" изнутри, а с другой он с потрясающей наглядностью показывает один из самых распространенных защитных механизмов психики – диссоциацию, или эмоциональное отстранение, когда из-за травмы чувства "замораживаются", словно бы исчезают. Когда боль настолько невыносима, что проще не чувствовать ничего, включая радость.

Это настоящее чудо – показать такое, да ещё обманчиво просто, понятно и смешно! Сам сценарий в меру беспрецедентен. Действие делится на внешнее и внутреннее. И малозначительные с точки зрения мироздания события вызывают бурю внутри. Такое доминирование внутреннего сюжета над внешним было бы обычным делом в какой-нибудь новой книжке Мураками, но в мультике с рейтингом "6+"…

О том, что внутренний мир существует, знают все (хочется верить), но как он выглядит? Никто раньше не изображал структуру психики (не воображение, не память, а прямо всю) на экране как, собственно, пространство, в котором можно двигаться, в котором происходит действие. Всё, что есть в этом внутреннем пейзаже, – это абстрактные понятия (отдельно прекрасен коридор абстрактного мышления в этом плане). И как выглядят воспоминания? Подсознание? Мысль? Идея? Отсюда потрясающие названия: Лабиринты долгосрочной памяти, Бездна забвения, Подсознание, Подкорка. В общем, лекция по устройству того, что у вас в голове, для чайников.

В техническом плане "Pixar" тоже продолжает поднимать планку. Эмоции здесь – не совсем плотные тела, а сгустки энергии и состоят из движущихся частичек со свечением. (Ну да, кого теперь удивишь шерстью и волосами?)

Режиссеры Пит Доктер, давно трудящийся в "Pixar" ("Корпорация монстров", "Вверх") и Роналдо Дель Кармен умудрились сделать что-то новаторское не просто в анимации, это новое слово в кино вообще. И всё это несмотря на давление мышиной империи, более известной как "Дисней", на которую они фактически работают, где ценится успешность, а не уникальность.

"Головоломка" очаровательная, захватывающая и полная сюрпризов и шуток (причем, не глупых, не пошлых и не избитых) с веселыми зарисовками того, что творится в голове мамы, папы и других людей (а также кошки и собаки). Но при этом она заставляет переживать по-настоящему. Тут не дежурное тыканье в зрительские психологические "кнопочки" очередным "мимими", а то, что вызывает подлинное сопереживание.

Потому что темы для размышления здесь актуальные для всех, у кого есть эмоции: детские драмы и травмы и необходимость их преодолеть, подавление негативных эмоций, требование сохранять "позитивный настрой", даже когда хочется плакать, и разрушающее влияние таких практик на психику. Наконец, взросление, одновременно ужасное и прекрасное. В каком ещё мультике вам покажут, что для всех эмоций есть своё место, и каждая имеет право быть, включая гнев и брезгливость, что принятие чего-то на первый взгляд не самого привлекательного обогащает жизнь, а не наоборот?

Луч света в темном (или, скорее, разноцветном) царстве шаблонной анимации про зверюшек, принцесс и взрослых, вроде "Симпсонов", студия "Pixar" делает мультики для всех. Это как лучшие детские книги – когда перечитываешь их во взрослом возрасте, они открываются с совершенно новой стороны. Так что смотреть "Головоломку" стоит мальчишкам и девчонкам, а также их родителям и всем, кто любит умное и необычное кино.

И вопрос на засыпку: так вы контролируете свои эмоции, или они вас?

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 18.12.2013, 10:13 С.Гимаев: Лёд в Сочи для сборной стоит миллион рублей в час Заслуженный тренер России и хоккейный эксперт Сергей Гимаев рассказал о стоимости аренды ледовой арены для российской команды в Сочи. По его словам, в Москве эта услуга стоит порядка 15-20 тысяч рублей в час, тогда как в Сочи — один миллион рублей.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 июня 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x