- A
- +A
- +A
"Головоломка". Заметки киномана
- 11:20, 19 июня 2015
- Комментариев[2]
Вам могут показать его состояние всякими трясущимися камерами, изображающими головокружение, или то, что он видит камерой "от первого лица". Могут показать ход его мысли во флэшбеках, снах и фантазиях. Можно, наконец, увидеть эмоции актеров. Но показать, что конкретно творится у него в голове (не в воображении, а в психике в целом), – задача такой сложности, что к ней редко подступаются даже суровые арт-хаусные творцы. Полнометражный мультфильм с рейтингом "6+" на такую тему – явление просто беспрецедентное.
Когда маленькая девочка Райли рождается, у неё в голове появляется первая эмоция – Радость, смахивающая на фею Динь-Динь из "Питера Пэна". Потом добавляются ещё эмоции-человечки: Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев. (Такой набор базовых эмоций + удивление авторам проекта назвал известный американский психолог и исследователь эмоций Пол Экман, на работах которого основан сериал "Обмани меня". Список, на самом деле, шире, но сколько персонажей можно запихать в голову ребенка?). Эмоции помогают Райли осваиваться в мире. Радость делает её счастливой, Страх – следит за безопасностью, Гнев борется за справедливость, Брезгливость бережёт от несъедобного. Только Печаль думает, что она не нужна.
И поскольку верховодит всем Радость, у Райли прекрасное детство (не считая брокколи), наполняющее память кучей золотистых шаров-воспоминаний. Но внезапно её родителям приходится переехать из чудесной (для девочки) Миннесоты в Сан-Франциско. Радость пытается сохранить позитивный настрой. Но события, такие обычные снаружи, переживаются внутри как настоящая трагедия (и для ребенка это так и есть. Вспомните свои детские печали и их причины). Так что очень трудно быть радостной. А тут ещё Печаль лапает всё, что ни попади, и превращает радостные воспоминания в грустные! А потом этих двоих вообще нечаянно затягивает куда-то в глубинные слои психики.
Что могут натворить с жизнью ребенка оставшиеся Страх, Брезгливость и Гнев? А уж как будут выбираться обратно в "командный пункт" (шикарно названный в оригинале "headquarters") Радость и Печаль? Особенно если Печаль ноет, бубнит и вообще только и делает, что мешает Радости? И зачем она вообще нужна?
В изображении внутреннего мира студия "Pixar" бодро зашла на территорию литературы, причем, местами даже не художественной. Потому что с одной стороны это полноценный "роман взросления" изнутри, а с другой он с потрясающей наглядностью показывает один из самых распространенных защитных механизмов психики – диссоциацию, или эмоциональное отстранение, когда из-за травмы чувства "замораживаются", словно бы исчезают. Когда боль настолько невыносима, что проще не чувствовать ничего, включая радость.
Это настоящее чудо – показать такое, да ещё обманчиво просто, понятно и смешно! Сам сценарий в меру беспрецедентен. Действие делится на внешнее и внутреннее. И малозначительные с точки зрения мироздания события вызывают бурю внутри. Такое доминирование внутреннего сюжета над внешним было бы обычным делом в какой-нибудь новой книжке Мураками, но в мультике с рейтингом "6+"…
О том, что внутренний мир существует, знают все (хочется верить), но как он выглядит? Никто раньше не изображал структуру психики (не воображение, не память, а прямо всю) на экране как, собственно, пространство, в котором можно двигаться, в котором происходит действие. Всё, что есть в этом внутреннем пейзаже, – это абстрактные понятия (отдельно прекрасен коридор абстрактного мышления в этом плане). И как выглядят воспоминания? Подсознание? Мысль? Идея? Отсюда потрясающие названия: Лабиринты долгосрочной памяти, Бездна забвения, Подсознание, Подкорка. В общем, лекция по устройству того, что у вас в голове, для чайников.
В техническом плане "Pixar" тоже продолжает поднимать планку. Эмоции здесь – не совсем плотные тела, а сгустки энергии и состоят из движущихся частичек со свечением. (Ну да, кого теперь удивишь шерстью и волосами?)
Режиссеры Пит Доктер, давно трудящийся в "Pixar" ("Корпорация монстров", "Вверх") и Роналдо Дель Кармен умудрились сделать что-то новаторское не просто в анимации, это новое слово в кино вообще. И всё это несмотря на давление мышиной империи, более известной как "Дисней", на которую они фактически работают, где ценится успешность, а не уникальность.
"Головоломка" очаровательная, захватывающая и полная сюрпризов и шуток (причем, не глупых, не пошлых и не избитых) с веселыми зарисовками того, что творится в голове мамы, папы и других людей (а также кошки и собаки). Но при этом она заставляет переживать по-настоящему. Тут не дежурное тыканье в зрительские психологические "кнопочки" очередным "мимими", а то, что вызывает подлинное сопереживание.
Потому что темы для размышления здесь актуальные для всех, у кого есть эмоции: детские драмы и травмы и необходимость их преодолеть, подавление негативных эмоций, требование сохранять "позитивный настрой", даже когда хочется плакать, и разрушающее влияние таких практик на психику. Наконец, взросление, одновременно ужасное и прекрасное. В каком ещё мультике вам покажут, что для всех эмоций есть своё место, и каждая имеет право быть, включая гнев и брезгливость, что принятие чего-то на первый взгляд не самого привлекательного обогащает жизнь, а не наоборот?
Луч света в темном (или, скорее, разноцветном) царстве шаблонной анимации про зверюшек, принцесс и взрослых, вроде "Симпсонов", студия "Pixar" делает мультики для всех. Это как лучшие детские книги – когда перечитываешь их во взрослом возрасте, они открываются с совершенно новой стороны. Так что смотреть "Головоломку" стоит мальчишкам и девчонкам, а также их родителям и всем, кто любит умное и необычное кино.
И вопрос на засыпку: так вы контролируете свои эмоции, или они вас?
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 18.12.2013, 10:13 С.Гимаев: Лёд в Сочи для сборной стоит миллион рублей в час Заслуженный тренер России и хоккейный эксперт Сергей Гимаев рассказал о стоимости аренды ледовой арены для российской команды в Сочи. По его словам, в Москве эта услуга стоит порядка 15-20 тысяч рублей в час, тогда как в Сочи — один миллион рублей.
-
24.12.2024, 18:19
Курьерный рост. Почему доставщики выбились в лидеры по зарплатам
Одной из самых обсуждаемых тем декабря стал пик спроса на курьеров и очередной виток роста их зарплат. При этом некоторые участники рынка уверяют, что огромные заработки доставщиков - это слишком усредненные показатели, а порой и вовсе теоретические подсчеты. Но вслед за новой статистикой появились заявления об угрозе для экономики страны, так как сфера доставки отвлекает от базовых отраслей как минимум 1, 5 млн человек. Также говорится о перекосе на рынке труда - оплата неквалифицированной работы здесь выше, чем у специалистов с образованием и высокими скиллами. Совпадают ли зарплатные предложения с реальными выплатами курьерам и надо ли государству реагировать на угрозу от курьерских сервисов, попытался выяснить СарБК.
- 24.12.2024, 11:35 Сервис OneБизнес от билайн бизнес и Альфа-Банка создает сайты из товарных каталогов соцсетей и маркетплейсов
- Сегодня
- Неделя
- Месяц