- A
- +A
- +A
"Ледокол". Заметки киномана
- 10:36, 21 октября 2016
- Комментариев[0]
Благодаря айсбергу (или по его вине) кино с удовольствием окрестили "русским «Титаником". Тем более, что основано все тоже на реальной истории, но с большой долей художественного "редактирования" и вымысла.
Ледоход "Михаил Сомов" (который в фильме для конспирации переименовали в "Михаил Громов" в любовно воссозданном 1985-м отправился в Антарктиду за полярной экспедицией. И туда-то он доплыл, а вот на обратном пути начались сложности. Моряков отправили слишком поздно в плане времени года, и лед уже был слишком толстый. А потом им вообще встретился айсберг. А это, как знает любой(ая) поклонник(ца) раннего творчества Леонардо ДиКаприо, плохо заканчивается для кораблей. В данном случае оно закончилось 133-мя днями ледового плена.
А тут еще любимого экипажем капитана (Петр Федоров, "А зори здесь тихие...", который оказался аж в двух картинах, которые сейчас в прокате — здесь и в "Дуэлянте") сместили с должности из-за доноса. Вместо него приехал новый (Сергей Пускепалис, "Как я провел этим летом", "Метро 2013") и принялся "закручивать гайки" и доказывать всем, кто тут главный "бабуин".
Спасательная экспедиция за ними не идет, потому что правительству в 1985-м не до ледоколов. А топливо для поддержания жизни во льдах, как вы понимаете, на ветках не растет (не то, чтобы в льдах моря Росса было много веток). Что кончится первым: горючее или терпение?
Как и весенний "Экипаж", этот фильм лучше смотрится именно в кинотеатре. Заснеженные пейзажи, переворачивающийся айсберг и, разумеется, сам ледокол (в роли которого снимается совсем уж легендарный атомный ледокол "Ленин"), выглядят может и не так живописно, как "Жизнь Пи", но тоже словно созданы украшать обои для рабочего стола.
Для нашей страны это многомиллионный блокбастер (по голливудским меркам, конечно, нет. "Всего" 10 миллионов долларов), в нем огромное количество компьютерной графики, но у режиссера Николая Хомерики ("Сердца бумеранг", "Сказка про темноту") получается сделать происходящее довольно камерным. Он не сваливается в пафос и эпос, как "В сердце моря". И это хорошо в данном конкретном случае, потому что герои становятся знакомыми и им легко сопереживать.
Еще это хорошо, потому что фильм не превращается в унылую трагедию про выживание а-ля, собственно, "Выживший". Здесь много действительно смешных моментов, замечательно обыграна "Брильянтовая рука" — единственная кинолента на борту. (Айсберг "Семен Семеныч" — это отдельный восторг). Пес Дюшес тоже чудесно оживляет обстановку.
Но самое главное — здесь много совершенно замечательных героев, помимо двух капитанов. Тут вам и комичный вертолетчик от Александра Паля, и хитрый боцман от Виталия Хаева. Вот только в главном достоинстве — одна из причин главного недостатка.
Поскольку это история про персонажей, движется она часто диалогами. А это не очень хорошо для фильма-катастрофы. Потому что пока судно на экране движется, все в порядке, как только оно впадает в дрейф, весь фильм впадает в дрейф.
Это классическая проблема провисающей середины. В начале и в конце было место для героизма и айсберга, который создает повод вжиматься в кресла таких масштабов, что огрехи не замечаешь. Между ними вроде как есть ситуация с бунтом на корабле. И напряжение для него растят-растят, но... он проходит как-то скомкано, и дрейф им не заканчивается. Хотя толпа мужчин, запертых в замкнутом пространстве идеальна для создания напряжения (см. едва ли не любое кино про подлодки, или даже "12 разгневанных мужчин").
Возможно, дело отчасти в том, что здесь уже не совсем толпа. Стольким членам экипажа уделили внимание и превратили в живых людей, что номинальные главные герои-капитаны ушли на второй план. Это не говоря уже о таких центральных персонажах, как, собственно, сам ледокол и айсберг.
"Ледокол", трейлер
Не украшают картину и два женских персонажа на берегу. Радует, что кто-то постарался добавить их в фильм, но жаль, что их не сумели встроить в сюжет так, чтобы они не казались вставными. Мало того, что они там нужны, как собаке — пятая нога (в отличие даже от пса Дюшеса, который замечательно вписан в сюжет), так еще из-за ограниченного времени они вышли несколько истеричными и ведут себя, как в мужских претензиях.
В общем, Николай Хомерики — представитель режиссерской волны "новых тихих". Обычно он снимает камерные драмы, а не блокбастеры. Это чувствуется. И из-за этого в плане ритма его новое творение очень хромает. Если только не считать впадение действия в спячку режиссерским приемом.
Но в конечном итоге, это не значит, что фильм не достоин внимания. Ностальгирующим по 80-м это просто обязательно к просмотру — детали эпохи тут воспроизводили с очень явной любовью, вплоть до календаря с Аллой Борисовной. Ожидающих полотно про героических полярников Советской эпохи может опечалить отсутствие героичности (по меркам супергеройского или военного кино), но в целом картина не хуже остальной проходной продукции осеннего сезона. Это не "Титаник" (и не факт, что это недостаток), но по-своему и в некоторых частях он весьма и весьма хорош.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
27.12.2024, 11:15
"Баба Яга спасает Новый год". Заметки киномана
Можно было бы сказать, что это также уныло, как ёлка для дошкольников. Но это было бы незаслуженно оскорбительно по отношению к актерам на таких представлениях - некоторые там стараются.
- 26.12.2024, 15:02 Жители Саратовской области могут предложить, где усилить связь билайн
- Неделя
- Месяц