Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Зима и апельсины. Искусствоведы рассказали о картине с "сезаннистским" построением объемов

  • 11:20, 23 декабря 2016
  • Комментариев[1]
"СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева продолжает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывают о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
Зима и апельсины. Искусствоведы рассказали о картине с "сезаннистским" построением объемов Фото alexeevamaster.ru

Очередная статья - о картине Виктора Чудина "Натюрморт с апельсинами. Окно" (1974 г.)

"Натюрморт с апельсинами. Окно" связан стилистически, тематически и эмоционально с целой серией зимних пейзажей Виктора Федоровича Чудина, созданных в конце 1970-х - 1980-х годах. Хотя картина представлена как натюрморт и имеет все его признаки, но виднеющаяся за окном заснеженная деревня на фоне белых холмов с темнеющим перелеском, играет едва ли не главную роль. По крайней мере, не меньшую, чем сияющие чуть приглушенными теплыми цветами три апельсина на подоконнике.

"Натюрморт с апельсинами. Окно", В.Чудин

Апельсины лежат на мятой оберточной бумаге. "Сезаннистское" построение объемов с помощью дополнительных цветов, лишая предметы "вещности", материальности, выявляет цветовую суть их форм. В верхней части окна, на горизонтальной перекладине рамы висит палитра художника, напоминающая разноцветное сердце. Пейзаж за окном состоит из ближнего и дальнего плана. Окно выходит в сад, заваленный снегом, почти скрывшим заборы. Слева виден угол соседского дома. Прямо за забором - заснеженная крыша еще одного дома, почти слившаяся с остальным белым пространством, определяемая лишь легкими голубоватыми тенями и двумя серо-охристыми трубами. Дальний план - изогнутые "спины" двух холмов и бледное небо, отличающееся от снежных просторов розовато-серым оттенком.

Натюрморт построен как на композиционно-колористических, так и на смысловых контрастах, противопоставлениях и диссонансах. Но удивительным образом такое решение создает не драматическое напряжение или ощущение борьбы, а тихую, спокойную мелодию домашнего тепла и уюта, на фоне которой становятся незначительными угрозы и неприятности суровой зимы, а остается лишь ее строгая, гордая и чистая красота, которой можно любоваться бесконечно. Подобное эмоционально-поэтическое звучание характерно для всей серии зимних пейзажей Чудина 1970-1980-х годов.

Автор: Екатерина Зайченко, сотрудник Радищевского музея
Похожие материалы
  • 28.12.2016, 12:19 "Зима была снежная". Парадоксальный мир мороза и тепла "СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева завершает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывали о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 23 декабря 2016
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x