Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Довлатов". Заметки киномана

  • 11:07, 2 марта 2018
  • Комментариев[1]
Начнем с самого важного: эта картина идет в кинотеатрах всего четыре дня — с 1 по 4 марта. Так что стоит поспешить, если вы хотите полюбоваться на большом экране на труд художницы-постановщицы этого фильма. Именно ей дали приз на Берлинале за выдающиеся достижения в области киноискусства. И билеты покупайте заранее, а то как бы "доставать" не пришлось, как в старые (не)добрые времена!
"Довлатов". Заметки киномана Фото kino-teatr.ru

Второе важное замечание: не ориентируйтесь на трейлер. Он живет своей отдельной жизнью и настроение фильма передает слабо. "Довлатов" — наверное, самый "смотрибельный" и подходящий для массовой аудитории фильм Алексея Германа-младшего ("Под электрическими облаками", "Бумажный солдат", "Garpastum"). Но это все равно фестивальное кино. Поэтому желающим приобщиться нужно сразу приготовиться к неспешному ритму и к тому, что атмосфера важнее сюжета, а в эту атмосферу вас будут погружать все два часа.

Сюжета не много. Ленинград. Начало ноября 1971 года. Несколько дней перед праздниками. Сергей Довлатов (Милан Марич) ходит по редакциям, пытается писать статьи, опубликовать хоть что-то из своих произведений, посещает поэтические вечера, дружит с Бродским (Артур Бесчастный), очень хочет купить дочери немецкую куклу и мучительно пытается остаться собой под гомон окружающих, которые наперебой его стыдят и рассказывают, как ему нужно писать (про нефтяников и "без иронии и двойного дна").

Фото videozall.ru

Довлатов бродит по фильму, как неприкаянный. Это не недостаток, а как раз мироощущение героя. Хотя бы потому, что к концу он поймет о себе кое-что важное, и неприкаянность станет выбором, альтернативой убийству собственной души, которого требует система.

Отчасти картина о конкретном историческом периоде, отчасти о государстве, где не понятно, как жить и зачем писать, если тебя никогда не опубликуют. Ведь "ты пишешь о том, чего нет. То есть, в жизни оно есть, а власти притворяются, что этого нет". (Интересно, такое когда-нибудь перестает быть актуальным?) Отчасти об отечественной интеллигенции со всеми ее "чудесными" установками, которые здесь укладывают в готовые цитаты: "талантливый и успешный — перпендикулярные понятия", "запой — это обратная сторона духовности". Еще о выборе — уезжать или оставаться в стране, где Запад и самоубийство — единственные альтернативы твоему существованию.

Фото youtube.com

Но больше всего фильм, конечно, о человеке, которые не вписывается в рамки, не может и не хочет соответствовать ожиданиям окружающих. Причем, как говорит сам главный герой, "я не ради денег, не из пошлости, просто не могу иначе".

В главной роли сербский актер Милан Марич. Он поражает внешним сходством с Сергеем Довлатовым, хотя, конечно, не говорит по-русски. Его озвучивал Александр Хошабаев. Но актеру это не мешает, у него получается глубокий и вдумчивый портрет. И его фигура в черном пальто на фоне серо-коричневых пейзажей — сама по себе символична.

Супругу писателя тоже играет актриса, которая не говорит по-русски, — Хелена Суецкая. Роль у нее небольшая, прописана не то, чтобы очень подробно. Так что, если об этом не знать, никогда не догадаешься.

Фото kinocentr-chaika.ru

Из реальных людей в кадре — сам Сергей Довлатов, его семья и Иосиф Бродский. Остальные — скорее собирательные образы. Один из них — художник-фарцовщик, которого играет Данила Козловский. Еще есть безымянная актриса в исполнении Светланы Ходченковой и младший редактор, которую играет Елена Лядова. Не пытаться вставить в фильм слишком много исторических личностей — в целом, мудрое решение. Обо всех рассказать бы не получилось, а так вышло несколько запоминающихся персонажей, которые хорошо смотрятся и без детальной проработки.

Художественная сторона фильма тоже очень хороша. Ленинград в перманентной дымке, неяркая цветовая гамма и слишком много предметов в кадре создают настроение и несут не меньше смысловой нагрузки, чем актерские работы. Художник-постановщик Елена Окопная (она же отвечала за костюмы) заслужила своего "Серебряного медведя" по всем пунктам. Выбор оператора здесь тоже интересный — Лукаш Зал из Польши в 2013 снял черно-белую "Иду". В цветном "Довлатове" заметно, что он обращается со светом, фокусом и углами съемки немного не так, как отечественные мастера. Звуковое оформление тоже заслуживает упоминания — многоголосье, много шумов и живая музыка делают фильм одновременно похожим на реальность и сон.

"Довлатов", трейлер

Картина получилась плавно затягивающая и довольно грустная. Насколько вам нужно это смотреть, зависит от размеров вашей любви к Довлатову и способности воспринимать атр-хаус. Конечно, многого исторического контекста и деталей быта не поймут уже не только иностранные зрители, но и наша собственная молодежь (которая, надо сказать, весьма активно голосовала на всероссийском соцопросе за создание картины про Довлатова). Для них останется политика и угнетение российской интеллигенции. И, возможно, чувство облегчения — что сейчас хотя бы проблема "доставания" ушла в прошлое. Людям постарше же предоставится прекрасная возможность для ностальгии или возмущения, что все было не так. Поклонникам Довлатова будет приятно ловить цитаты в диалогах. И все-таки... когда уже перестанут смотреться так злободневно картины о том, как пережить свое время?

Автор: Галина Зеленова
Новые материалы
  • 07.12.2018, 16:38 "Продукт, за который не стыдно". Акриламид и органические микроэлементные комплексы Материал с видео На саратовском научно-исследовательском предприятии АО "Биоамид" разрабатывают и производят инновационную продукцию, которая используется на крупнопромышленных предприятиях и сельскохозяйственных фабриках в России и мире. Ведущие разработки компании – биокаталитический способ получения акриламида и органические микроэлементные комплексы (ОМЭК), входящие в состав премиксов для птиц и животных.
  • 07.12.2018, 10:54 "Хроники хищных городов". Заметки киномана Еще одна картина в копилку тех, что не предвещали ничего хорошего на стадии трэйлера: очередное постапокалиптическое будущее, где какие-то молодые люди за что-то там борются с помощью спецэффектов. Но оказалось, что Питера Джексона (режиссера трилогий "Властелин колец" и "Хоббит") достаточно и в качестве продюсера и сценариста, чтобы в финальном продукте всё было не так уж плохо!
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 2 марта 2018
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x