Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Собибор". Заметки киномана

  • 12:03, 8 мая 2018
  • Комментариев[9]
Психологическая травма — настолько интенсивное переживание, что люди подсознательно (а то и сознательно) пытаются его вытеснить из памяти. Но вытеснение и само по себе не решает проблем, и мешает их решать другими способами. Таких событий, как Холокост и Вторая Мировая война, это очень сильно касается. Но когда мы забываем, мы начинаем наступать на те же самые грабли. И судя по тому, что творится в мире, сейчас мы на них очень активно наступаем. Поэтому, пока нам не прилетело в лоб, стоит посмотреть кино про концлагерь и вспомнить.
"Собибор". Заметки киномана Фото youtube.com

Насколько можно считать спойлером рассказ о том, что случилось 75 лет назад и что можно найти простейшим поисковым запросом? Вопрос спорный. Но лагерь смерти Собибор, действовавший на территории Польши с весны 1942 по 15 октября 1943, — мягко говоря, не самая известная страница истории в наших широтах. Так что, пожалуй, оставим финал сюрпризом для тех, кто не в курсе.

Начало фильма, хотя уже и начинает некоторые сюжетные линии, фактически является кратким историческим экскурсом в то, как работали лагеря смерти. От приезда и до дезинфицирующего душа. А потом для оставшихся начинается ад.

Фото kino.prim.land

Но среди новоприбывших есть офицер Красной армии Александр Печерский (Константин Хабенский "Ночной дозор", "Географ глобус пропил"), а в лагере готовят побег. Каков шанс, что все закончится не так, как в других фильмах про концлагеря?

Это не первый фильм про Собибор. Есть документальный "Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов", есть британско-югославский "Побег из Собибора" с Рутгером Хауэром в главной роли. И надо сказать, что новая версия — довольно щадящая. Особенно, по сравнению с документальным кино. То, что исторические события подверглись довольно большой корректировке, можно объяснить требованиями кино. А вот интерпретация останется на совести создателей.

Фото kino.prim.land

Потому что в фильме про Холокост(!) многострадальному еврейскому народу отдана не самая привлекательная роль мешать и сдерживать своего советского Моисея (это, кстати, первая и единственная шутка в фильме). Печерский тут весь такой герой, который хочет спасти непременно всех, но реальность несколько циничнее — веник сломать сложнее, чем палку. Многим уже этот фильм захочется как можно быстрее вытеснить из сознания, а ведь настоящая история и роль в ней Печерского еще менее привлекательна. И уж точно меньше наполнена нашим патриотизмом сорта "9 мая на носу".

В картине слишком много сюжетных линий. Дебютирующий в режиссуре Константин Хабенский за ними не поспевает. Поэтому они начинаются то тут, то там, обрываются на полуслове и никак не способствуют работе актеров, которым и так сценарий предлагает немного. Но мужским персонажам хотя бы реплик побольше положено. Женщинам же... Слоган фильма: "Подвиг, который мы забыли". А знаете, что мы ещё забыли? Вторая Мировая — это не только война мужчин, и в концлагерях были не только мужчины. Хватит стирать из истории женщин! В "Собиборе" три заметные героини (все они второго, а то и третьего плана). Михалина Ольшанска из скандальной "Матильды" на экране минут пять. Мария Кожевникова из "Батальона" имеет три реплики на весь фильм и просто молча стоит в кадре. А третья (шведская актриса Фелисе Янхель) — это одна из героинь, которые встречаются в современном отечественном кино с отвратительной регулярностью. Она задает герою глупые вопросы в духе: "Зачем тебе это?" И всех их можно запросто вырезать из почти двухчасовой ленты, и сюжет абсолютно не пострадает.

Фото kino.prim.land

И все это не только нечестно, это еще и фильм не красит! Один из способов сделать фильм о концлагере, который заставляет испытывать подлинное сочувствие, а не эмоциональный рефлекс, — прописать внятных героев. Ну, хотя бы одного героя, как в "Пианисте"! Наше военное кино обычно идет по этому пути. Но Хабенский замахнулся-таки на "Список Шиндлера". Вышло два часа кошмара и психопатов, потому что он не Спилберг.

Единственный выход — считать главным героем лагерь, а не людей в нем. Тогда фильм будет смотреться лучше. Атмосферу-то передали хорошо. Лагерь мрачный, он давит и душит, а часть видеоряда и саундтрек традиционно поэтичны. В последнее время модно снимать красивые пейзажи параллельно с ужасами нацизма, как в "Дюнкерке". Оттуда же, кстати, позаимствовали и часть приемов.

Фото kino.prim.land

Это кино не хочется ругать, потому что тема важная, историческое событие не сильно известное, и вообще, видно, что люди старались... Но. И вот это "но" неизбежно, потому что Хабенский взялся за сложный материал и сложный ритм. Делать медленное кино — это не так просто, как кажется. Оно требует еще больше усилий и навыков, чтобы сохранить напряжение, а еще крепкий сценарий и безупречное чувство ритма при монтаже. Такое и не каждому опытному режиссеру под силу, а уж дебютанту...

Причем, сравнения с Козловским и "Тренером" хочется избежать, но... Как часто у нас сталкиваются в прокате работы двух актеров, которые дебютируют в режиссуре и играют главную роль в своей первой картине? Конечно, это слишком разный жанр и темы. Но Козловский лучше знает, что делает, именно как режиссер. А главная заслуга новоиспеченного режиссера Хабенского — что он вообще взялся про такое рассказать.

"Собибор", трейлер

Ну, хорошо, еще ему удалось-таки доступно продемонстрировать, как риторика нацистов в отношении евреев позволяет им низводить живых людей, которые такие же, как они, до уровня объектов. (Кристофер Ламберт тоже делу не вредит, конечно). Еще порадовал многонациональный состав, где люди говорят на разных языках, и это слышно в дубляже. И некоторые актеры все-таки умудрились создать запоминающиеся образы при минимуме средств и экранного времени. Но в целом, фильм затянут, ритм выдержан плохо, и смотреть это стоит только в целях "повышения образованности"(с).

К слову об образованности! "Собибор" — страшное и тяжелое кино. Не потому, что оно заставляет сопереживать героям, они здесь слишком никакие для этого. Оно просто запугивает отдельными сценами и не брезгует показывать груды тел в газовых камерах, кровь и всяческую натуралистичную жестокость. У фильма рейтинг "12+", но это лукавство и политика протекционизма для увеличения сборов отечественного кино. Поэтому, дорогие и уважаемые родители, если вашим детям меньше 16, им нечего делать на сеансе этой картины. Хотите поднять ему или ей патриотический дух? Включите советское кино. Хотите показать про концлагерь? Покажите "Жизнь прекрасна" Бениньи или "Мальчика в полосатой пижаме". Если уж вы непременно хотите травмировать ребенку психику в воспитательных целях, выберите что-то... более подходящее по возрасту. А то все вытеснится и толку никакого не будет.

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 14.12.2018, 11:26 "Аквамен". Заметки киномана То ли это наше Министерство культуры заигралось в протекционизм, то ли еще что-то пошло не так, но в прокате в этот уикенд форменное столпотворение — четыре (4!) крупных премьеры! "Аквамен" пересекается в плане аудитории с мультфильмом "Человек-паук: Через вселенные". Тот — с анимационным "Гринчем" (а в прокате еще "Ральф 2"). И над всем этим реет спин-офф "Трансформеров" про желтого Бамблби. Ну зачем так делать?
  • 07.12.2018, 10:54 "Хроники хищных городов". Заметки киномана Еще одна картина в копилку тех, что не предвещали ничего хорошего на стадии трэйлера: очередное постапокалиптическое будущее, где какие-то молодые люди за что-то там борются с помощью спецэффектов. Но оказалось, что Питера Джексона (режиссера трилогий "Властелин колец" и "Хоббит") достаточно и в качестве продюсера и сценариста, чтобы в финальном продукте всё было не так уж плохо!
  • 30.11.2018, 10:31 "Суспирия". Заметки киномана Это непонятное слово в названии, к сожалению, не переводится. А взялось оно из названия итальянского ужастика 1977 года. То есть, это римейк одноименной картины Дарио Ардженто. Но это не Голливуд до него добрался, чтобы пустить всё на римейки. Это его соотечественник и фанат, Лука Гуаданьино. Но сильно ли это меняет дело?
  • 16.11.2018, 10:16 "Фантастические твари: Преступления Гриндевальда". Заметки киномана Когда вы видите первую часть названия фильма, о чем вы думаете? О плохих людях? А надо о волшебных зверюшках! Потому что это не социальная драма, а очередное кино про магов, волшебников и мир Гарри Поттера (задолго до его рождения).
  • 09.11.2018, 11:29 "Девушка, которая застряла в паутине". Заметки киномана Официально это "мягкий перезапуск" и продолжение "Девушки с татуировкой дракона". Но с 2011-го Лисбет Саландер сильно изменилась. Это уже не Нуми Рапас, и не Руни Мара. И Дениэл Крейг тоже весь вышел. Даже оригинальная трилогия Стига Ларссона кончилась. Что осталось? Высокий рейтинг ("18+") и насилие против женщин. Ах да, и цветовая гамма. Куда же без нее в скандинавском нуаре?
Новые материалы
  • 14.12.2018, 11:26 "Аквамен". Заметки киномана То ли это наше Министерство культуры заигралось в протекционизм, то ли еще что-то пошло не так, но в прокате в этот уикенд форменное столпотворение — четыре (4!) крупных премьеры! "Аквамен" пересекается в плане аудитории с мультфильмом "Человек-паук: Через вселенные". Тот — с анимационным "Гринчем" (а в прокате еще "Ральф 2"). И над всем этим реет спин-офф "Трансформеров" про желтого Бамблби. Ну зачем так делать?
  • 13.12.2018, 13:30 Представитель МВД об изменениях в ПДД: "Всех замучили и запутали" Госавтоинспекция России ввела мораторий на внесение изменений в правила дорожного движения. Временный запрет на инициирование нововведений коснется только министерства внутренних дел.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 8 мая 2018
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x