Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"История одного назначения". Заметки киномана

  • 10:33, 14 сентября 2018
  • Комментариев[0]
В одном интервью режиссер этого фильма Авдотья Смирнова отчитывает журналистку, когда та задает вопрос про отсутствие единого фронта для защиты Кирилла Серебренникова. Мол, вот вы сидите тут и говорите, что надо было делать! Диванные эксперты!
"История одного назначения". Заметки киномана Фото life-artists.ru

Потом она спрашивает, (где деньги, Зин?) как собрать достаточно денег в прокате, чтобы хотя бы окупились затраты на съемки ее новой картины? Мол, это невозможно. А я вот сижу и думаю: у вас на руках крепкая историческая драма со Львом Толстым(!) среди значимых(!) персонажей. Школьный год начался. "Гоголь" снова собирает деньги. Если для вас правда еще не очевидно, на кого стоило нацелить маркетинговую кампанию, может, вам все-таки надо говорить, что делать?

Интервью Авдотьи Смирновой ("Кококо", "2 дня") вообще могут вызвать у зрителей не меньше эмоций, чем ее первая полнометражная картина после 6 лет перерыва. Она — жена Анатолия Чубайса. Многим и этого уже достаточно для... размышлений. Но она же ведь еще рассуждает о том, как тяжело собирать деньги на кино, если не брать их у государства! Сразу после рассказа о том, как супруг выделил ей половину бюджета. Это 55 миллионов рублей. А остальные 55 миллионов она собрала по друзьям и знакомым.

Трудно не думать, что на пресс-секретаря тоже надо было денег попросить. Когда кто-то жалуется на проблемы с деньгами в таком контексте, у большей части населения нашей необъятной родины это вызывает (пар из ушей и) много всяких реакций. И срочно пойти в кино — вряд ли первая из них.

Фото 2.russia.tv

А картину-то, тем временем, действительно не стыдно любому зрителю показать. И приз за лучший сценарий, и звание лучшего фильма по мнению зрителей на Кинотавре вполне заслужены!

На дворе 1866 год. В Москве живет юный поручик (Алексей Смирнов, "Про Любовь", нет, не просто однофамилец) со всеми замашками золотой молодежи соответствующего периода. В один прекрасный день он окончательно достает своими выходками папеньку-генерала, и тот его провоцирует отправиться служить в провинцию — испытать на себе суровую армейскую службу и стать настоящим мужчиной(тм).

В качестве глухой провинции — Тульская губерния. В ней находится имение графа Льва Николаевича Толстого (Евгений Харитонов, "Брестская крепость"), поэтому поручик встречает его в поезде и заводит знакомство.

Лев Николаевич тут еще не седовласый и псевдо-крестьянообразный, но уже движется в том направлении. Его супругу Софью Андреевну (Ирина Горбачева, "Аритмия", "Тренер") яростная любовь к каждому встречному-поперечному в ущерб родным и близким, конечно, не радует.

Фото ruskino.ru

Но веселая жизнь этого семейства со всеми колоритными второстепенными персонажами (которых играют, в частности, Анна Михалкова и Елизавета Янковская) — это не главная сюжетная линия. (А жаль. С таким актерским составом про них можно было бы шикарный мини-сериал сделать!)

Самая острая драма разворачивается в роте, где служит поручик. Командует ротой педантичный поляк, которого никто не любит. Молодой поручик-либерал регулярно ему дерзит, пьет с прапорщиком (Сергей Уманов, "БатальонЪ", "2 дня") и очень жалеет ротного писаря (Филипп Гуревич, "Привет, Киндер!"). Бедный парнишка-писарь регулярно влипает в неприятности и достается ему буквально ото всех. И в один ужасный момент он срывается и дает пощечину командиру.

Вот тут-то и встают перед впечатляющим набором героев вопросы о чести и долге, милосердии и правосудии, законе и порядке и вообще о том, как работает (ой, простите, работало, конечно!) наше государство.

Фото life-artists.ru

"История одного назначения" и все, кто в ней участвует, так легко накладываются на современность, что кажется, будто фильм делали за одну ночь в качестве политического комментария. Разумеется, кино так не работает — это все-таки не Instagram stories. Но попадание пугает своей точностью.

Нет, правда, это можно бесконечно сравнивать и с богатой отечественной традицией высказываний на тему "маленьких людей", и со свежими делами деятелей кино и культуры.

Это всё при том, что режиссер картины, кажется, и не стремилась к подобному эффекту. Сюжет не выдумывали, а взяли из книги Павла Басинского "Святой против Льва". Вам рассказывают реальную историю с реальными людьми, дотошно восстанавливают исторические детали. Это не "Матильда", где история — повод сделать красивую картинку. Тут из провинциального быта XIX века не вытряхивает даже (современный, но ненавязчивый) саундтрек и бойкие диалоги.

Фото ruskino.ru

Не обходится без часто встречающихся в ура-патриотическом кино "страна держится на армии"(с) и "с народом надо строго, а то дашь слабину, он взбунтуются и сам себя погубит"(с). Но это дается с иронией, а то и сарказмом.

Здесь так замечательно создана атмосфера в каждой сцене, так здорово сняты эпизоды и на плацу, и в помещениях, так правдоподобно выглядят темноватые избы! Но лучше всего проработаны персонажи. Тут нет плоских злодеев и праведников. Все, включая несчастного писаря, — сложные, многогранные и неоднозначные.

Даже отношения графа и графини Толстых не скатываются в такой распространенный в нашем кино штамп про ноющую и висящую на рукаве женщину и храброго героя, который причиняет добро. Лев Николаевич тут отнюдь не святой, его пренебрежительное отношение к супруге заметно. Трудности этого брака никто стыдливо не прячет за портретом великого классика. Хотя он как раз в процессе создания своего magnum opus.

На фоне россыпи замечательных ролей второго плана главный герой и его история взросления не то чтобы теряется... Скорее, иногда служат связующим элементом, а не самой важной частью истории. Но поручик у Алексея Смирнова получается живой, хоть иногда и слегка пародийный. Его отношения с отцом — линия словно специально для молодых людей.

"История одного назначения", трейлер

Здорово, что в этой истории все вызывают сочувствие. Поэтому развязка получается эффектной. А поскольку сюжет не самый известный, многих картина может удержать в напряжении до конца.

"История одного назначения" — очень зрительское кино. Хотя оно неспешное и местами даже кажется затянутым, к финалу все встает на свои места. Такой фильм заслуживает зрителя. А зритель заслуживает его (после "Гоголя").

Даже если вы не хотите думать про современность, вам будет, на что посмотреть! Здесь столько всего и сразу, что это какой-то кинематографический банкет. Режиссер, возможно, еще не совсем в курсе, как это лучше продвигать для максимальной отдачи, но кино-то снимать она точно умеет.

Автор: Галина Зеленова
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 14 сентября 2018
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x