Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

1836 г. Испытания на первой русской железной дороге, театральные премьеры комедии "Ревизор" и оперы "Жизнь за царя"

  • 15:52, 25 сентября 2018
  • Комментариев[1]
"СарБК" продолжает проект "Девятнадцатый. 100 страниц удивительного века". Каждый выпуск посвящен событиям одного года.
1836 г. Испытания на первой русской железной дороге, театральные премьеры комедии "Ревизор" и оперы "Жизнь за царя" Фото seanews.ru

1836 г.

1 января
Вступило в силу Положение об управлении Донского Войска. Документ был разработан с целью "оградить и упрочить дарованные войску права и преимущества твёрдым установлением суда и управления", чтобы "прежним разнообразным постановлениям дать более силы и единства и вместе отвратить начинавшие вкрадываться беспорядки и злоупотребления". В связи с этим в столице Войска Донского Новочеркасске прошли торжественные мероприятия, на которые "со всей Земли Донского Войска стеклись во множестве обитатели всех сословий с станичниками своими". Контроль за введение в действие Положения был возложен на сенаторов генерал-лейтенанта Княжнина и тайного советника Болгарского. Они и открыли войсковые Правление, Дежурство и Приказ общественного призрения.

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9877/#page/452/mode/1up

Дж. Доу, "Генерал-лейтенант Б.Я. Княжнин", museum.ru

8 января
Утверждён Устав Санкт-Петербургской императорской академии наук, который начинался так:

"1. Академия наук есть первенствующее учёное сословие в Российской Империи.

2. Обязанности академии наук относятся вообще к следующим главнейшим предметам: а) она старается расширять пределы всякого рода полезных человечеству знаний, совершенствуя и обогощая оные новыми знаниями; б) она имеет попечение о распространении просвещения вообще и о направлении оного ко благу общему; в) она старается приспособлять полезные теории и следствия опытов и учёных наблюдений к практическому потреблению".

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9879/#page/15/mode/1up

2 февраля
В Петербруге в первый день начала так называемой сырной недели (Масленицы) и устраиваемых в связи с этим увеселений на Адмиралтейской площади сгорел балаган Лемана, в результате чего погибло более ста человек:
"Это было в начале пятого пополудни. Вдруг действующие в пантомиме актёры, одеваясь в отдельной каморке, увидели, что от одной лампы, слишком высоко повешенной, загорелись стропила. Желая заблаговременно предупредить публику, подняли занавесь, чтоб показать ей приближающуюся опасность. В то же мгновение открыты были настежь восемь широких дверей, и все зрители, находившиеся в креслах в первых и во вторых местах, выбрались заблаговременно. И остальные могли бы выйти без вреда, если б при том не случилось неизбежной в таком случае суматохи. Пламя появилось с правой стороны балагана, и на этой же стороне были широкие выходы; но зрители, наполнявшие амфитеатр, все бросились влево, по узким лестницам, к тесным дверям. Шедшие впереди были сбиты с ног задними; эти были опрокидываемы в свою очередь. Таким образом дверь вскоре загромоздилась, и нельзя было найти выходу. Упадшие задыхались от напора других. Между тем, пламя охватило весь балаган; крышка обрушилась и покрыла толпу горящими головнями. Из четырёхсот человек с лишним, наполнявших балаган, лишились жизни 121 чел. мужского пола и 5 женщин" 

("Северная пчела").

На пожаре особенно отличился крепостной крестьянин княгини Голицыной из Мышкинского уезда Ярославской губернии Тихон Савельев, который спас от гибели 8 человек. Он был награждён серебряной медалью "За спасение погибавших" и ассигнацией в 500 рублей. Кроме него были награждены брандмейстеры Семёнов и Малышкин, унтер-офицер Хабаров, рядовые пожарные Ганюк и Шамшурин, фельдшер Иванов. Во время бала, проходившего в этот день в Дворянском Собрании, в пользу пострадавших было собрано более 10 тыс. рублей.

К.Е. Маковский, "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади", rusmuseumvrm.ru

11 февраля
В Петербурге, в Новом Адмиралтействе, в присутствии императора заложен самый крупный на то время 120-пушечный корабль "Россия". Его закладка впервые произошла в только что построенном на элинге (стапеле) каменном шатре.

Новое Адмиралтейство в первой половине XIX в., p3.citywalls.ru

25 февраля
Американский оружейник Сэмюэл Кольт получил патент на первый в мире работоспособный револьвер с барабаном названный при выпуске "Кольт Патерсон".

21 марта
Учреждено акционерное общество по сооружению первой в России железной дороги "от Санкт-Петербуга до Царского Села с продолжением до Павловска".

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9879/#page/227/mode/1up

29 марта
Утверждением "учреждения" военного министерства завершилось окончательное формирование структуры, круга обязанностей и меры ответственности каждого подразделения этого важнейшего правительственного ведомства. Этот документ вобрал в себя "все подробности внутреннего делопроизводства по правилам и формам, оказавшимся уже на опыте совершенно удобными".

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9879/#page/248/mode/1up

8 апреля
В России учреждено морское министерство, к которому присоединился Главный морской штаб Его Императорского Величества.

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9879/#page/401/mode/1up

19 апреля
В Петербурге на сцене Александринского театра впервые поставлена комедия "Ревизор" Н.В. Гоголя. Её появление было воспринято современниками неоднозначно.

"Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок её, раздававшийся после в повсеместных разговорах, – ни в чём не было недостатка" 

(П.А. Вяземский).

"Один из величайших недостатков этой комедии тот, что она не комедия. Основать комедию на злоупотреблениях административных, есть уже мысль, доказывающая недостаток в авторе драматических дарований. Комедия должна представлять не изнанку жзни, но самую жизнь, только с смешной, забавной стороны. Не её дело преследовать злоупотребления и даже преступления, как это видим мы у г. Гоголя: на это есть у нас губернское правление и уголовная палата; а если вы уж непременно требуете полезного от изящного искусства, то предоставьте комедии гнать те людские пороки и слабости, против которых бессильна власть закона"

("Северная пчела").

23 апреля
Вышел первый номер издаваемого А.С. Пушкиным "толстого" журнала "Современник".

"Он хотел сделать четвертное обозренье в роде английских, в котором могли бы помещаться статьи более обдуманные и полные, чем какие могут быть в еженедельниках и месячниках, где сотрудники, обязанные торопиться, не имеют даже времени пересмотреть то, что написали сами. Впрочем, сильного желанья издавать этот журнал в нем не было, и он сам не ожидал от него большой пользы. Получивши разрешенье на изданье его, он уже хотел было отказаться. Грех лежит на моей душе: я умолил его. Я обещался быть верным сотрудником"

(Н.В. Гоголь).

Первый номер (да и все четыре, изданные Пушкиным) был высоко оценён знаменитым литературным критиком В.Г. Белинским, который написал о нём, как о "явлении важном и любопытном" как по знаменитому имени его издателя, так и по оригинальности помещённых в нём статей.

Однако коммерческого успеха "Современник" не имел. У него было всего 600 подписчиков, что не покрывало расходы на его издание, и Пушкин залез в долги.

"Поэт променял золотую лиру свою на скрипучее, неумолкающее, труженическое перо журналиста; он отдал даром свою свободу, которая прежде была ему так дорога, и, взамен её, взял тяжкую неволю; мечты и вдохновения свои он погасил срочными статьями и журнальной полемикой; князь мысли стал рабом толпы; орёл спустился с облаков, чтоб крылом своим ворочать тяжёлые крылья мельницы! Печальная перемена, которой мы не пожелаем ни одному истинному поэту!"

("Северная пчела").

Тем не менее, на страницах "Современника" Пушкин успел опубликовать немало произведений, ставших русской классикой, в том числе, свою повесть "Капитанская дочка".

6 мая
Утверждено Положение о Московском дворянском институте.

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9879/#page/470/mode/1up

14 мая

Завершилась война за независимость Техаса (будущего штата США) от Мексики.

21 мая
"Для устранения разных недоразумений, встретившихся при действии существующих законов о спасении кораблей и судов, претерпевающих крушение или гибель у российских берегов" утверждены "правила, более полные и определённые", куда были включены и "обязанности, лежащие в подобных случаях как на таможенном, карантинном и земском начальстве, так равно на помещиках и прибрежных жителях".

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9879/#page/536/mode/1up

27 июня
В день воспоминания знаменитой победы под Полтавой в присутствии императора состоялось торжественное открытие Чесменской военной богадельни.

1 июля
Утверждено Положение о Корпусе жандармов.

Текст: https://www.runivers.ru/bookreader/book9879/#page/773/mode/1up

3 июля
Состоялось повторение военно-морского парада 1723 г., устроенного Петром I в честь "дедушки русского флота", знаменитогго ботика, который был построен для двоюродного деда императора Никиты Ивановича Романова, использовался отцом Петра Алексеем Михайловичем для водных прогулок, затем был забыт в каком-то амбаре. Этот ботик, найденный Петром Великим, вдохновил последнего на строительство своего флота, ставшего впоследствии одним из самых мощных в мире. Спустя 113 лет после первого парада ботик провезли на "Геркулесе", первом вооружённом пушками русском колёсном пароходе, вдоль всех кораблей Балтийского флота, поставленных в три линии по Кронштадтскому рейду и салютовавших "дедушке" из всех пушек.

Текст: https://foundation-of-historic-boats.ru/classes/istoricheskie-suda/27-botik-petra-i/

Ботик Петра Великого

23 июля
На территории Московского Кремля был поднят огромный, 200-тонный колокол, который был отлит в 1737 года по проекту Ивана Моторина, но во время пожара провалился в яму. В течение многих лет он пролежал в земле: считалось, что достать его нет никакой возможности. Теперь это удалось сделать французскому инженеру Монферану, прославившемуся к тому времени организацией установки колонн Исаакиевского собора и "Александрийского столпа" перед Зимним дворцом. Царь-колокол был установлен на специальном постаменте 26 июля. Рядом поставили "кусок" весом в 11 с лишним тонн, который отвалился от колокола во время пожара 100-летней давности.

"Там господствует он (колокол – ред.) над величественным центром нашего древнего города, которого соделалсяя новым украшением, и, подобно точке указующей, являет, что в наше время и под скипетром Николая, наш великий народ может исполнить то, что времена минувшие могли только предусматривать" 

("Северная пчела")

Царь-колокол, фото нач. XX в., livejournal.com

26 августа
Во время путешествия по России, при переезде из Пензы в Тамбов, в пяти верстах от Чембара перевернулась коляска с Николаем I, в результате чего последний сломал ключицу.

27 сентября
По первой русской железной дороге от Царского Села до Павловска, устроенной под управлением австрийского инженера фон Герстнера, прошли первые экипажи: "два шарабана, т.е. широкие крытые повозки, с шестью рядами скамеек на пять человек каждая и два вагона, т.е. повозки открытые, для помещения такого же числа пассажиров". Правда, везли их не паровозы, которые ещё не прибыли из Англии, а лошадьми.

"Скорость, разумеется, не могла превосходить быстроты обыкновенного лошадиного бега, но достойно внимания, что две лошади везли во всю скачь, по шестидесяти человек в экипажах, имеющих весу слишком двести пуд. Движение ровное, приятное, изредка дающее чувствовать, что колёса экипажей и шины дороги её, по новости своей, не обтёрлись. От Царского Села до Павловского парка пространство трёх вёрст проезжали в 15 минут. При второй и третьей поездке экипажи наполнились знатными господами и дамами. Удовольствие и одобрение были всеобщими. Катанье продолжалось до сумерек. Опасностей, страха, испуга ни малейших. Да здравствуют русские железные дороги! Слава Г. фон Герстнеру! Честь почтенным покровителям его предприятия!" 

("Северная пчела")

Памятник Герстнеру, установленный на Витебском вокзале в Петербурге (скульптор Салават Щербаков), rasfokus.ru

6 ноября
По первой русской Царскосельской железной дороге по участку Павловск–Кузьмина (деревня у Царского Села) прошёл первый пассажирский состав, ведомый паровозом. Паровоз, изготовленный инженером Гаввортом, был доставлен из Англии. Железнодорожный состав состоял из пяти экипажей, в которых уместилось около 50 пассажиров.Одну версту такой состав пробежал за две с небольшим минуты.

"Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперёд! Должно заметить, что наш паровоз есть самый огромный из всех, доныне известных: один из проезжих недавно посещавший железные дороги в чужих краях, отдал ему эту справедливость, сказав, что он мог бы в сравнении с прочими назваться северным слоном. Стоявшие по сторонам дороги зрители изумились, видя величественное, ровное, лёгкое и ритмом скорое движение машины!" 

("Северная пчела")

Впоследствии были устроены регулярные (чаще по воскресеньям) платные пробные поездки по проторенному маршруту.

27 ноября
В Петербурге торжественно открылся перестроенный по проекту архитектора Кавоса Большой каменный театр. В этот день на его сцене, в присутствии царской семьи, состоялась премьера оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") (автор либретто – барон Егор Розен).

"Посвящённый во все таинства итальянского пения и германской гармонии, композитор глубоко проник в характер русской мелодии; богатый своим талантом, он доказал блистательным опытом, что русская мелодия (естественно, то заунывная, то весёлая, то удалая) может быть возвышена до трагического стиля. Во всей опере лишь два первых такта взяты из известного народного напева, но засим нет ни одной фразы, которая бы не была в высшей степени оригинальной, и, между тем, нет ни одной фразы, которая бы не была родной русскому слуху.
С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период, период русской музыки" 

("Северная пчела")

Большой каменный театр в 1840-е гг., 1363.ru

Я.Ф. Яненко, "Портрет М. Глинки", 1840-е гг., zdravrussia.ru

"Жизнь за царя", первая афиша, 1363.ru

29 ноября
На участке Павловск–Кузьмина первой русской железной дороги состоялось очередное испытание. На этот раз на рельсы был поставлен другой, более мощный паровоз, изготовленный на английской фабрике Стифенсона. Он так же легко, как и его "предшественник", провёз уже 8 экипажей с 256-ю пассажирами. Испытание проводилось в сложных погодных условиях. В этот день мела метель. Но паровоз отлично справился со снегом с помощью специальных щёток.

"Соображая все имеющиеся в виду сведения о ходе дел в судебных местах, высшее наблюдение не видит никакого по сей части улучшения. Прибавление оклада жалования не послужило, кажется, к уменьшению лихоимства. Зло сие существует, как и прежде, и продолжает ограждать себя формами закона, за которыми преследование оного едва ли возможно. Таким образом, нельзя и ожидать правильных решений, и дела большей частью оканчиваются в пользу того, кто более может заплатить за успех"

(из отчёта Третьего Отделения)

Подготовил Юрий Каргин

Похожие материалы
  • 28.11.2018, 15:32 "Продукт, за который не стыдно". Электронный кодовый путевой трансмиттер В современном мире поезда остаются одним из самых популярных и надежных видов транспорта для путешествий. В огромной сетке железнодорожных путей движение локомотивов регулируют семафоры и светофоры. Смену запрещающих и разрешающих проезд сигналов обеспечивают кодовые путевые трансмиттеры. Такие аппараты разработал и производит в Саратове электротехнический завод "ГЭКСАР". Еще в 30-х годах XX-го века завод начал поставлять на железную дорогу механические устройства. Теперь он выпускает модернизированные, более удобные и надежные, электронные кодовые путевые трансмиттеры.
  • 14.11.2018, 10:19 "Продукт, за который не стыдно". Цифровой стрелочный двигатель По вине острословов о профессии стрелочника вспоминают даже жители 21-столетия - века высоких технологий. Как известно, указывают на нее во время разбора нештатных ситуаций (стрелочником называют сотрудника, который располагается внизу иерархической корпоративной лестницы, но выполняет важную работу). При этом участие кадровой единицы в непосредственном переводе путей на железной дороге давно не обсуждается. Да и профессии такой уже не существует, рельсы сейчас соединяют и разводят механические устройства. Причем, с недавнего времени эту работу выполняют цифровые двигатели.
  • 13.11.2018, 10:28 1843 год. Открыта "Большая мартовская комета", опубликована сказка Андерсена "Гадкий утёнок" В 1843 году в губерниях (Вологодской, Олонецкой, Пермской, Тобольской, Казанской, Екатеринославской и Симбирской) произошло возмущение казённых крестьян. В Смоленской, Тверской, Тульской, Саратовской и Западных губерниях крепостными крестьянами убито 13 помещиков и 15 управителей.
  • 03.10.2018, 10:55 1837 г. Смерть Пушкина, арест Лермонтова, визит в Саратов будущего императора Александра II 1837 год начался с печального события - в Санкт-Петербурге великий русский поэт и писатель Александр Пушкин получил на дуэли смертельное ранение. А черед месяц был арестован молодой поэт Михаил Юрьевич Лермонтов за стихи "Смерть поэта". А в истории Саратовской губернии этот год отмечен визитом сына Николая I, будущего императора Александра II.
  • 03.04.2018, 16:42 СМИ: В России появятся невозвратные билеты на поезда На поезда дальнего следования, начиная со следующего года, можно будет покупать невозвратные билеты. Соответствующий закон принят Госдумой в окончательном чтении.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 сентября 2018
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x