Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Архитектурно-исторический ансамбль на фекалиях, Или канализация, которая никому не интересна

  • 10:25, 19 декабря 2018
  • Комментариев[43]
В начале декабря у красивейшего архитектурно-исторического ансамбля на Музейной площади в Саратове наконец-то появились собственные утвержденные границы охранных зон. Они утверждены в соответствующем постановлении правительства Саратовской области, которое недавно вступило в силу. Но параллельно с официально-документальной стороной дела объект культурного наследия регионального значения живет реальной жизнью, которая наполнена безнадежно-зловонными подробностями.
Архитектурно-исторический ансамбль на фекалиях, Или канализация, которая никому не интересна

Впрочем, и формально-законодательное сопровождение "биографии" старейшего архитектурного комплекса не выглядит идеальным. В 1983 году решением Саратовского облисполкома Совета народных депутатов объект культурного наследия регионального значения объединил 12 зданий по адресам: ул. Московская, 6-9, 11; ул. Лермонтова 34, 36, 38, 40; ул. Челюскинцев, 12, 14, 16. Границы территории объектов в составе ансамбля были утверждены в 2013 году, в 2016-ом в них были внесены изменения (устранялись ошибки проектировщика). В сентябре нынешнего года были утверждены границы территории в целом (размеры, границы, режимы использования земель остались при этом прежними).

Работа же над проектом зон охраны ансамбля на Музейной площади велась с 2014 года. В областном управлении по охране объектов культурного наследия этот проект называют "многострадальным" и "вымученным". Сначала он получил многочисленные замечания, их исправляли, а потом существенным образом изменилось законодательство и проект пришлось серьезно перерабатывать с учетом новых требований. Потребовалась повторная экспертиза.

На проведение всех необходимых процедур ушло 4 года. Надо полагать, чиновники выдохнули после того, как постановление правительства об утверждении охранных зон памятника истории и культуры на Музейной площади (от 23 ноября 2018 г. N638-П) было подписано губернатором. Чисто формально этим могут быть удовлетворены и саратовцы. Да что там говорить, жители всей области. Ведь вместе с зонами охраны комплекса были утверждены режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в их границах. И все это должно обеспечить "сохранность объекта в его историко-градостроительной и природной среде", как говорится в ответе Управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области за запрос "СарБК". А окружающая среда, пожалуй, главного саратовского памятника истории и культуры является весьма неблагоприятной.

С улицы Чернышевского на саратовское культурное наследие наступают фекальные стоки, зловонная оккупация продолжается восьмой год. Она исходит от канализационной линии, которая проходит через многоэтажный дом по адресу Московская, 10 (граничит с зоной охраны). Его жители за много лет познали все тонкости и особенности "агрессивных масс". Каждый сбой начинается с разжиженной едкой течи, со временем лужи сгущаются (наружу выходят более концентрированные массы) и не дают выйти из подъезда. Содержанием канализационных труб заполняется (см. карту) территория вокруг Управления "Приволжской железной дороги" (один из объектов исторического ансамбля), затекает в подвальные помещения. Далее мерзкая смесь течет на Музейную площадь и омывает с двух сторон Троицкий собор (сердце архитектурного комплекса). По улице Челюскинцев ей веселее течь под горку к Волге и она следует через здание Русской классической гимназии им. Сергия Радонежского к детскому саду.... "СарБК" не раз писало об этом. Все это реалити-шоу продолжается вплоть до улицы Лермонтова, зрелище возмущает и удручает одновременно. Памятник истории и культуры если не утопает, то вязнет в канализационных нечистотах.
Говорят, их химический состав (органика в основном) не способен разрушить основу строений. Но все это может напрочь погубить не менее важные вещи, а именно, то моральное вечное, что не позволяет мириться с этой картиной.

Чиновники же из Управления по охране объектов культурного наследия совершенно мирно сообщают о том, что установлением границ зон охраны "решена задача зонирования территории, необходимой для обеспечения сохранности объекта в его историко-градостроительном и ландшафтном окружении". Отчитываются они и об успешном выявлении "бассейна" (ареала) видимости объекта. Да, бассейн вокруг памятника такой, что за саратовскую культуру от стыда сгореть можно. Канализация своих стоков для его глубины и ширины не жалеет. Мы, конечно, придираемся к словам. Но за работу по проведению "ландшафтно-визуального анализа с определением основных точек визуального восприятия объекта" экспертам можно пожать руку. Ведь надо было исключить те "точки восприятия", откуда видны, например, мешки с песком у входа в поликлинику "ПривЖД". Их в теплое время года выкладывают, как при наводнении, чтобы защититься от смрадных потоков (говорят, в подвальных помещениях сотрудники поликлиники буквально задыхаются). Или обойти те точки, откуда хорошо видны бурые наросты в зимнее время. Гадкая и тепленькая смесь из канализационного источника сначала разжижает снег на дорогах (у нас ведь не принято их регулярно чистить), а потом застывает с ним общей корявой массой. Эти снежные торосы значительно затрудняют подъезд к зданию управления "ПривЖД" (со стороны улицы Челюскинцев) и к дому по Московской, 10. Случись пожар, ни одна спасательная машина проехать не сможет (у одной обочины дороги стоят машины, у другой — замерзший канализационный спред).

Режим использования земель в границах охранных зон памятника (это указано в тексте постановления) подразумевает проведении мероприятий, направленных на обеспечение экологической и пожарной безопасности и работ по благоустройству. Но жители дома по Московской, 10 на это не надеются. Во-первых, документ разрешает, но не обязывает. А во-вторых, они столько лет ходят по кабинетам и пишут письма, что этих бумаг хватит на заполнение, как минимум, одного из мешков, которыми защищают себя от фекалий обитатели подвальной поликлиники. Среди адресатов были мэры (за это время сменилось 4 главы города), губернатор, местные депутаты, спикер Госдумы Вячеслав Володин, депутат Госдумы Ольга Баталина, Роспотребнадзор, прокуратура. Но фекалиям нет дела ни до этих обращений, ни до отписок на них.

Бывалый сантехник как-то признался жителям, что коллектор, который обслуживает этот дом был сооружен во второй половине 19-го века, его самого в пору памятником истории признавать. Разговор о том, чтобы перевести многострадальный дом на другую канализационную линию (на ул. Челюскинцев), зашел только один раз - на встрече с главой комитета ЖКХ Саратова (тогда его возглавлял Сергей Пилипенко). Но потом выяснилось, что затраты на эти работы должны возместить жители. Речь идет почти о 500 тысячах рублей. То есть избавить памятник истории и культуры от круглогодичного фекального паводка может только горстка рядовых саратовцев. Они устали от зловонного запаха и фекальных луж под ногами. Им ни невесту в день свадьбы у подъезда встретить, ни покойника в последний путь проводить. Но в этом доме живут отнюдь не миллионеры, поэтому сумма в полмиллиона для них является неподъемной.

А министерства, ведомства, комитеты, службы при этом охраняют и защищают только в формальных уставных фразах. Даже обыватель знает, что фекальные стоки необходимо держать "под замком". Они кишат бактериями, в них - сальмонелла, кишечная палочка, возбудители холеры, брюшного тифа, дизентерии, ботулизма. При этом ни Роспотребнадзор, ни министерство здравоохранения области не бьют тревогу, а безмятежно занимаются отписками. Тех, кто занимается благоустройством, тоже устраивает, что исторический центр Саратова заливает дерьмом.

Если в поисковой строке Яндекса забить "Хазанов", то в качестве первой подсказки появляется "Хазанов у Познера про Саратов". Речь идет о фрагменте из передачи, где народный артист РСФСР практически назвал город "деревней Гадюкино" с соответствующим положением дел. Программа вышла в 2011 году, но до сих пор более чем популярна и актуальна: после этих обидных, хлестких слов ничего не изменилось, если не стало еще хуже. А если бы артисту предложили осмотреть Музейную площадь с ее объектами культурного наследия, да в ветреную погоду? Саратов бы приобрел куда более звучное альтернативное название.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 декабря 2018
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Нашли ошибку
x