Общество

"Снежный" бизнес. Кто зарабатывает этой зимой

  • 10:02, 29 января 2019

Список востребованных услуг этой зимой возглавляют те, кто избавляет город от последствий снегопадов — чистит крыши, дворы, парковки и прочие занесенные участки. Цены на их услуги заметно подорожали с начала зимы. Тарифы, указанные в интернете, можно смело увеличивать на пару десятков или пару сотен рублей, в зависимости от услуги.

Например, выезд профессиональных альпинистов для того, чтобы очистить крышу площадью меньше 40 квадратных метров, после первого снегопада стоил 2,5 — 3 тысячи рублей. Сегодня за такую же работу придется заплатить уже 4,5 тысячи рублей. Но каждый конкретный случай оценивается индивидуально. Это зависит от объема работы и от особенностей крыши (прямая или скатная, с бортиками или без). Очистка скатной крыши без ограждения — дешевле, потому что снег достаточно толкать вниз, а переносить и поднимать снежные глыбы не требуется. Но в любом случае промышленные альпинисты называют свой сегодняшний хлеб (по меньшей мере, с маслом) очень тяжелым. В одной из сервисных компаний рассказали, что высота снега на крыше достигает 70 см. Часть его — слежавшаяся масса и лед, который образовался во время оттепели. Вес кубометра таких осадков достигает 950 кг. "Наши ребята хлебнули по полной в этом году. Такую физическую нагрузку очень сложно вынести. Мы за плоские крыши теперь не беремся. Трое из шести профессионалов отказались даже от хороших заработков. Пришлось искать новых людей". Но и это сделать непросто. В Саратове работают не больше 70-ти квалифицированных промышленных альпинистов. Остальные - любители.

О некоторых горе-любителях тоже складываются истории. Горожане жалуются, что после такой работы с крыши исчезает снег, но появляются течи. Одни ломают кровлю, другие сносят козырьки на подъездах, третьи закидывают дорожки, четвертые на весь квартал декламируют ненормативную лексику, четвертые так неуверенно стоят на ногах, что требовать от них добросовестной работы не приходится.

Сколько зарабатывают эти "альпинисты на подхвате", не известно. Но рабочий день профессионалов оценивается в 4-5 тысяч рублей.

Сервисные компании тоже подсчитывают прибыль. Абсолютные цифры, конечно, разные. Ведь часть бригад убирают с крыши снег и вывозят его (делают это ночью), часть - "прибирают" за собой (чистят снег с дорожек), остальные вовсе не трогают то, что скинули с крыши. Но одна из сервисных компаний Саратова за прошедшие 2 недели заработала столько же, сколько за весь месяц прошлого сезона.

Услуги по очистке от снега территорий дворов, стоянок, парковок и других различных площадок тоже подорожали с начала зимы. Примерно на 150-200 рублей к тарифу за час работы. И дело здесь не только в обилие осадков, но и в росте цен на горюче-смазочные материалы.

В одной из компаний заявили, что спрос на подобные услуги вовсе не превышает предложения. "В коммерческом сегменте довольно много различной техники — от Bobcat, аренда которого не превышает 1500 рублей за час работы, до серьезной массивной техники, час работы которой стоит 15 000 рублей. Но с одной машиной на этом рынке заработать сложно. Нужно располагать парком разной техники. Два или три автомобиля иметь обязательно". В другой компании признались в живом спросе. "У меня водитель Bobcat недавно снял варежки и говорит: "Не могу больше работать днем и ночью". Пришлось самому в кабину садиться. Этой зимой нанял дополнительных работников. Все устали от снега. Но зато удалось хорошо заработать".

По словам представителей рынка, многих клиентов отпугивают условия оплаты перевозки техники. Дело в том, что подобные машины или совсем не передвигаются по городу или перемещаются на небольшие расстояния. Доставку снегоочистительных машин предлагают оплачивать клиенту, а это не менее 2 тысяч рублей.

Впрочем, некоторые из предпринимателей вовсе отказались от всякой мобильности. Один из них рассказал: "У меня в собственности есть эвакуатор. Но я не пользуюсь им. Он в пробках простоит больше часа туда и столько же обратно. Я теперь принимаю такие заказы, чтобы техника своим ходом могла дойти, поблизости".

К слову, если верить интернет-сервисам по поиску работы, этой зимой достаточно востребованы водители мини-погрузчиков. "Яндекс.Работа" выдает 52 вакансии с зарплатой от 20 000 до 35 000 рублей.

Хорошую выручку этой зимой имеют продавцы снегоуборочной машин. В магазине снегоуборочной техники заверили, что в день уходит 1-2 снегоуборщика. "Берут и самые дорогие варианты, и те, что попроще. Ходовым товаром этой зимой являются и лопаты для уборки снега. Водители интересуются лопатами с телескопической ручкой — чтобы в багажнике возить".

А товары для зимних развлечений этой снежной зимой в популярности не прибавили. В магазине товаров для спорта и рыбалки с сожалением заметили: "В прошлые годы, рядом с нами, на площади стояли горки. К нам заходили, покупали ледянки, «ватрушки». Сегодня же люди а основном пользуются тем, что у них есть. Новые лыжи тоже не покупают. Вы говорите, нет настроения из-за того, что город в неухоженном состоянии. Может быть. Но я бы сказал, что у людей нет ни настроения, ни денег для покупок".

Но вернемся к работе промышленных альпинистов и упомянем об истории, рассказанной одним из них. Бригада освобождала от снега крышу дома (работу оплачивали собственники помещений) и сбрасывали его вниз (ночью снег планировали вывезти за город). Одна из площадок по периметру дома оказалась муниципальной. На место "преступления" прибыл глава районной администрации и привел с собой участкового полицейского. Они пытались задержать сотрудника сервисной компании, который контролировал работу снизу. Чиновник с полицейским устроили такой скандал, что пришлось вызывать руководителя компании с подмогой. А альпинист долгое время "отсиживался" на крыше, чтобы избежать наказания.

Вряд ли в этой ситуации глава районной администрации исчерпал все "дипломатические" способы решения вопроса. Репутация местной саратовской власти заставляет именно так оценивать позиции сторон. А потому итог из всего сказанного можно сделать достаточно жесткий — власть не выполняет свои обязанности сама, не дает возможности бизнесу работать на своей территории и препятствует развитию бизнеса в целом. Сколько этой зимой на заснеженных дорогах потеряли компании и предприятия из-за простоя и расходов бензина в пробках? А сколько направили на "благотворительную" уборку от снега прилегающих территорий? Минусов этой снежной зимы гораздо больше, чем плюсов. А пострадаем от них все мы — потребители. Ведь эти затраты в конечном счете бизнес внесет в цены и тарифы, и мы в который раз расплатимся за несостоятельность власти.