Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Загадка рождения знаменитого земляка. Провинциальные истории

  • 10:13, 1 октября 2020
  • Комментариев[1]

Театральная Россия отметила знаменательную дату: 105-летие со дня рождения выдающегося советского режиссёра Георгия Товстоногова, создавшего в Ленинградском Большом драматическом театре (с 1993 года - БДТ им. Товстоногова) уникальный актёрский ансамбль и поставившего спектакли (среди них легендарные "Мещане" и "Холстомер"), которые стали классикой мирового театрального искусства. Но сегодня речь не о нём, а о его зяте - Евгении Алексеевиче Лебедеве, знаменитом актёре того же театра.

Загадка рождения знаменитого земляка. Провинциальные истории

Загадка рождения

"Вся моя прожитая жизнь связана с моей любимой Волгой. Она помогает мне в работе", – написал в середине 1980-х Евгений Лебедев балаковскому краеведу Анатолию Деревянченко и попросил уточнить дату своего рождения (официальной "версии" [2 января по старому стилю, 15-го – по новому 1917 года] наш земляк не доверял). Но тогда сделать это, увы, не удалось.

По словам Деревянченко, соответствующий листок в метрической книге Иоанно-Богословской (Кладбищенской) церкви города Балаково Самарской губернии был вырван. Наверное, дьякон этой церкви Алексей Михайлович Лебедев пытался таким образом скрыть "поповское" происхождение своего сына, предположил краевед.

Иоанно-Богословская (Кладбищенская) церковь города Балаково

Тогда, на гребне антибольшевистской пропаганды такая версия звучала правдоподобно. Никто и не задумывался о том, что всех большевиков (в том числе, Ленина и Сталина), родившихся до 1917 года, крестили в церкви, и это не помешало им возглавить пролетарскую революцию и объявить религию опиумом для народа. Так что историю о намеренном уничтожении "улик" можно забыть. И я решил проверить, действительно ли восстановить точную дату рождения Лебедева невозможно.

Метрическую книгу храма отыскал в Саратовском архиве. Заветный листок на самом деле оказался "покалеченным", но… не вырванным. Просто кто-то, скорее всего, по неосторожности, рванул за верхний левый угол, прихватив сразу три листа. И от записи о рождении Евгения Алексеевича остались имена родителей: "г. Балакова Иоанно-Богословской церкви диакон Алексей Михайлов Лебедев и законная жена его Зинаида Иванова";  восприемников, т.е. крёстных: "г. Балакова крестьянин Леонид Васильев Горкин и крестьянка Любовь Петрова Зайцева"; но самое главное – дата крещения: 20 января.

Обычно младенцев крестили через один-два дня после рождения, редко – позже. Последнее чаще происходило потому, что место рождения находилось далеко от ближайшей приходской церкви. Здесь этого быть не могло, т.к. отец – церковнослужитель. Поэтому получается, что Евгений Алексеевич родился либо 18, либо 19 января по старому стилю (31 января или 2 февраля по новому), а не 2-го (15-го), как это считалось ранее.

Евгений Лебедев в детстве с родителями

 "Я вернулся в свой город, знакомый до слёз…"

 Несмотря на то, что в Балакове Евгений Алексеевич жил совсем недолго (семья Лебедевых уехала из Балакова в 1927 году), воспоминания о родном городе остались в его сердце навсегда. Даже спустя много лет он с особой нежностью вспоминал о годах, прожитых на балаковской земле.

Но в Балакове он побывал лишь однажды – в августе 1957-го, уже в ранге Заслуженного артиста России, после выхода на киноэкраны страны фильма "Два капитана", где он сыграл роль Ромашова, принёсшую ему всесоюзную славу. Вместе с группой артистов Ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения Евгений Алексеевич ездил с гастролями по целинным совхозам и колхозам Перелюбского, Ивантеевского и других районов Саратовской области и мимо Балакова проехать просто не мог.

Дом Лебедева

В первый же день актёр дал концерт в обеденный перерыв для рабочих в механосборочном цехе завода им. Дзержинского. Кроме того, вместе с артистами Майей Забулис и Николаем Воропаевым, он выступил в клубах завода им. Дзержинского и судоремонтного завода, в парке культуры и отдыха, а перед отъездом на местном радио.

На страницах балаковской газеты "Социалистический труд" Евгений Алексеевич вспоминал о своём детстве:

"Здесь я целыми днями пропадал на Волге и Балаковке около плотины, бегал на ярмарки. Как сейчас помню, разговоры в доме отца о театре, об игре артистов.

Ещё в раннем детстве мать часто брала в театр, но он меня не интересовал. Моей заветной мечтой было – стать капитаном. Я спал и видел себя на борту парохода то матросом, то кочегаром. А самое главное это – Волга. Она до сих пор волнует меня. Все последующие 30 лет своей жизни, пока не был в Балакове, я стремился увидеть волжские просторы, свой родной город.

Время, прожитое здесь, дало мне многое для актерской деятельности, особенно при работе над ролями в пьесах Островского и Горького".

Евгений Лебедев, 1953 год

Евгений Алексеевич мечтал приехать в родной город ещё раз, но, к сожалению, не получилось – помешала плотная занятость. Но он всегда с искренним радушием готов был встречать своих земляков. Правда, они визитами его особенно не баловали.

Самая представительная балаковская делегация (директор музея истории города Тамара Кошелева и краевед Анатолий Деревянченко) приезжала только на его 70-летие, в 1987-м году. В том же году Лебедеву было присвоено звание "Почётный гражданин г. Балаково" (потом звание Почётного ему присвоили в Ленинграде и Тбилиси), и оно стало для него не менее дорогим, чем звание Герой Социалистического Труда, которое он получил в июне того же года. В ответ Евгений Алексеевич прислал в родной город благодарственную телеграмму:

"Весьма тронут. Прошу передать всем балаковцам, что горжусь этим званием. Желаю большого упорства в достижении поставленных целей.

С уважением, народный артист СССР Е.А. Лебедев".

Спустя 10 лет, на 80-летие, он так никого из Балакова и не дождался, а через несколько месяцев, 9 июня, скончался.

 Последняя улыбка

Получилось так, что я оказался последним из балаковцев, кто видел его живым. В апреле 1997-го судьба занесла меня в Питер, и я не мог не зайти по заветному адресу: Петровская набережная, д. 4, кв. 70. Нажал кнопку домофона и услышал хрипловатый вопрос супруги Евгения Алексеевича Натэллы Александровны Товстоноговой: "Кто?" Представился. "Евгений Алексеевич болен, но раз вы из Балакова, то входите".

С каким трепетом я поднимался по обычной лестнице обычного подъезда, но … к необычному человеку!

Встретила Натэлла Александровна. Она говорила ровно, без эмоций (как потом выяснилось, такая у неё была манера):

"Мы буквально вчера приехали из США, и у Евгения Алексеевича поднялась температура, так что вы недолго", – попросила и провела к Евгению Алексеевичу в его комнату. Он лежал на кровати одетый, поверх покрывала.

"Извините, что так встречаю – просто что-то приболел, – Евгений Алексеевич попросил меня присесть рядом на стул. – Как там мой родной город?"

Я рассказал коротко.

"Жаль, что я так и не смог к вам приехать", – вздохнул он.

Я попытался успокоить: мол, ещё приедете, в этом году у Балакова юбилей – 235 лет, и мы вас будем ждать.

"Постараюсь приехать", – слабо улыбнулся Евгений Алексеевич.

Короткая аудиенция окончилась – Натэлла Александровна следила за этим строго. Она напоила меня чаем на небольшой, но уютной кухне с "кирпичными" стенами. Как раз пришёл сын Алексей. О чём говорили, сейчас уже и не помню: мне было неловко, что побеспокоил Лебедевых в не совсем подходящее время. Если бы я тогда знал, что Евгения Алексеевича скоро не станет…

В спектакле "Холстомер"

 Великий лицедей

 Спустя год мне снова довелось побывать в гостях у Лебедевых. С видеокамерой. Натэлла Александровна позволила походить по квартире и поснимать всё, что хочется. Потом она рассказала, как Евгений Алексеевич трудился над ролью:

"У него почти всегда была неудовлетворённость. Премьера для него ещё ничего не значила. После неё он ещё продолжал упорно работать. Даже дома Женя проигрывал одну сцену за другой".

Мы разговаривали в кабинете актёра. Он весь заставлен фигурками зверушек и каких-то необычных лесных человечков, сделанных им самим из разных коряжек и веточек. На стенах – рисунки, в основном портреты, которые тоже написаны Евгением Алексеевичем. Ещё одно его увлечение – ракушки. Из них он склеивал удивительные композиции, которые расставлял по маленьким полочкам, развешанным по квартире.

Я ходил по квартире осторожно, стараясь не мешать хозяйке, и снимал, снимал… Старинную мебель, старинные иконы, тот мир, в котором много лет жил и творил великий лицедей. Даже вид из окна зала наверняка вдохновлял Евгения Алексеевича: Нева и знаменитый домик Петра I…

А затем, в январе 1999-го удалось побывать на 80-летнем юбилее Большого драматического – вместе с тогдашним начальником балаковского управления культуры Анатолием Абрамовым. Мы довольно долго говорили с его художественным руководителем, знаменитым актёром, лауреатом нескольких Государственных премий, Народным артистом СССР Кириллом Лавровым. Он с восхищением рассказывал об удивительной способности Лебедева вживаться в роль:

"За ним было очень интересно наблюдать на репетиции. Ещё только начинались читки, а уже с первой репетиции чувствовалось, как он начинает искать что-то. Иногда казалось: боже, как это наигранно и звучит как-то резко, грубо. Потом постепенно начиналась метаморфоза, что-то лишнее отбрасывалось, какие-то нюансы появлялись новые, и он превращался в совершенно другого человека. Он замечательно владел способом перевоплощения. В лучших ролях даже трудно было его узнать. Для него не существовало какого-то актёрского стыда пребывания на сцене. Он был необычайно ярок. Он рисовал всё время масляными красками, широкими мазками. Мог, например, вытащить вставную челюсть, когда играл Крутицкого в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты", и получался такой проваленный рот, и он шамкал, и выходил, и играл в таком виде".

Память

Спустя несколько месяцев после смерти Евгения Алексеевича, в сентябре 1997-го его земляки отметили дом, в котором он родился, мемориальной доской. На торжественной церемонии присутствовали популярные актёры театра и кино Галина Польских и Аристарх Ливанов.

В ноябре того же года открылся Балаковский драмтеатр, чья аббревиатура совпадала с тем театром, которому Лебедев отдал бо́льшую часть своей жизни, – БДТ. В 1999 г. в Балакове была предпринята попытка создать Фонд им. Лебедева. На участие в его создании дал согласие художественный руководитель Питерского БДТ Кирилл Лавров. Однако Лебедевский Фонд так и не родился.

Через несколько лет балаковскому БДТ присвоили имя Лебедева, а в июне 2001 г. перед зданием театра установили памятник великому актёру, отлитый в Пензе по эскизу саратовского скульптора В. Пальмина. Ещё через 10 лет в Балакове прошёл 9-й фестиваль театров малых городов России.

Казалось, пламя театрального "вечного огня", зажжённого в память о великом актёре, постепенно разгорается. Однако в 2016 году его погасили: БДТ им. Лебедева (единственный в России театр, названный в честь нашего великого земляка) разогнали, а на его обломках создали безымянный ТЮЗ.

Правда, говорят, что в этом году ему тоже присвоят имя знаменитого земляка…

Автор: Юрий Каргин
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x