Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Сила любви. В "Теремке" показали кукольный спектакль для взрослых

  • 10:45, 19 мая 2022
  • Комментариев[0]

Что мы знаем об Илье Муромце? Былинный богатырь, один из знаменитой тройки на картине Виктора Васнецова, герой эпосов. Еще знаем, что сидел он на печи ровно 30 лет и 3 года, а потом встал на ноги, как ни в чем ни бывало, и ну давай подвиги совершать. Версий, почему так произошло, есть несколько. Историю о богатыре разобрали на мельчайшие детали, какой-то умный и страшный диагноз поставили ему даже современные психиатры. В саратовском театре кукол "Теремок" в медицинские дела Муромца не вдавались, а задумались над тем, в каком окружении рос будущий герой земли русской, кем были его родители, и каким образом мальчик из обычной крестьянской семьи смог стать легендарным богатырем.

Сила любви. В "Теремке" показали кукольный спектакль для взрослых

Режиссер Алексей Усов перед началом спектакля "Илья Муромец" сказал, что его создатели приняли для себя на веру то, что это реальный исторический персонаж. Затем они перечитали массу литературы о герое и принялись фантазировать о его детстве и юности. Так уж вышло, что об этих этапах жизни  богатыря мало, что известно.

Родился он в селе Корачарове под Муромом. Его родители, Иван (Артем Картавцев) и Ефросинья (Анастасия Кайро), души в сыне не чаяли, называли его солнцем. Но вот прошел год, второй, а Илюша (Антон Козлов) так и не пошел - в руках сила есть, а ноги висят, как плети. На отца временами нападало уныние, потому что он ждал помощника, а здесь сидит малец на печи и совершенно не понятно, встанет или нет. Мать без устали читала сыну сказки. Говорила, что он от них становится сильнее и счастливее. Муж ругал ее, но тоже не переставал верить в чудо.

Фрагменты из детства Илюши всплывают флешбеками между сюжетов о знаменитых былинных подвигах богатыря. Вот он побеждает страшного Соловья-разбойника, затем встречается со богатырем Святогором, который даже во сне мощнее самого сильного человека, и, наконец, приезжает к князю Владимиру. Всюду его сопровождает верный друг — конь Бурушка (Оксана Черепанова). Он быстрый, сильный, преданный, Муромец советуется с ним, а конь принимает участие во всех баталиях наравне с богатырем.

Есть все-таки в русской народной тематике что-то магическое. Былины, герои, подвиги, этническая музыка в современной обработке, кусочек поля ржи на сцене, актеры в потрясающих народных костюмах … Даже странненький Человек-птица (Дмитрий Ковдя)! Он то ли рассказчик, то ли юродивый, то ли талантливый изобретатель, а, скорее всего, все вместе. И вот погружаешься ты в этот былинный водоворот и будто срабатывает генетическая память, сердце размягчается и на душе становится хорошо. Приятно, что вкус и чувство меры постановщику и художникам не отказали — в самом этом "русском духе" нет ни грамма ложного пафоса, нет попытки сделать что-то скрепное или ура-патриотическое.

Интересен сам формат постановки. Если вы до сих пор думаете, что театр кукол — это только ширма и куклы на веревочках за ней, то вам пора прийти в "Теремок". Часть спектаклей действительно выглядят так, но в остальных актеры работают на сцене в живом плане. То есть выходят на сцену в гриме и костюмах так же, как и в драматических театрах. Они и играют, и танцуют, но еще и куклами управляют.

В "Илье Муромце", к примеру, богатырь предстал и в человеческом обличье, и в виде куклы на тростях. В качестве солдатиков у будущего героя были маленькие фигурки богатырей и захватчиков-монголов.

А еще были рыбы, птицы, невероятной красоты Бурушка — и все это из дерева. Спецэффектов добавили с помощью фигур Соловья-разбойника и Святогора. Разбойника представили в виде большого лица, который будто собран из кусочков пазла и приходит в движение при разговоре и свисте.

Могучий старец Святогор на протяжении всей постановки украшает сцену в виде бюста-скультуры вроде тех, что были у майя. Каково же удивление, когда оказывается, что стоит он не для красоты, а тоже умеет разговаривать и двигаться. В сочетании с дымом, светом и звуком выглядит все это волшебно.

Так что же подняло на ноги Илья Муромца? Без чуда здесь не обошлось, но его не случилось бы, не будь любви. Мудрые и бесконечно любящие родители богатыря сделали все, чтобы он чувствовал себя настоящим героем даже тогда, когда и шагу не мог ступить. Символично то, как он сделал эти первые шаги — оперевшись, словно на костыли, на фигуры отца и матери. Это очень понравилось бы психологам, которые любят называть родителей тайной опорой в жизни ребенка.

Вообще "Илья Муромец" - намного больше, чем просто очередная постановка в "Теремке". Это настоящий сеанс семейной психотерапии, который стоит рекомендовать подросткам и их родителям. Здесь о том, что никогда никто не будет любить тебя и верить в тебя больше, чем родители. А еще о том, что дети не рождаются на свет, чтобы быть помощниками, быть удобными и послушными. Они приходят для того, чтобы стать счастливыми, и светить как солнце, согревая все вокруг.

(Фото Алексея Борисова и Эдуарда Манукяна)

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 06.12.2024, 16:16 "Злая: Сказка о ведьме Запада" с Арианой Гранде. Заметки киномана

    Это мы в детстве читали "Волшебника изумрудного города", а в англоязычных странах читали "Волшебника страны Оз", смотрели одноименный фильм 1939 года, а последние 20 лет ещё ходили на бродвейский мюзикл "Злая". То есть, это не очередная бессмысленная переделка сказки, а то, после чего переделки стали мейнстримом. И со смыслом там всё не так уж плохо.

  • 27.11.2024, 16:40 Классика публичного дома. В театре драмы вновь поставили "Зойкину квартиру"

    В Саратовском театре драмы имени Слонова знают и любят пьесу "Зойкина квартира". В 1984 году она появилась здесь в постановке знаменитого Александра Дзекуна и долго оставалась в репертуаре, а в 2013-м - в режиссуре худрука Григория Аредакова, когда метр создал спектакль со своими студентами. Сейчас Аредаков решил совершить еще один заход на произведение Михаила Булгакова, теперь уже с новыми дипломниками.

  • 26.11.2024, 13:40 Пушкин, Питер и заводской ДК. Театр оперы и балета показал грантового "Медного всадника"

    Премьеру балета "Медный всадник" в Саратовском театре оперы и балета очень ждали. Во-первых, потому что театр, осевший на неопределенное время на 2-й Дачной, не так часто балует публику новыми постановками. А, во-вторых, потому что впервые за долгое время учреждение получило грант на создание спектакля. В эту историю удачно вплелись сразу два юбилея - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 200 лет с события, которое описывает классик в поэме "Медный всадник". Ставить спектакль позвали любимого зрителями и знакомого труппе хореографа Кирилла Симонова.

  • 29.10.2024, 11:41 Пушкин, гульфик, "Рюмка водки на столе". В ТЮЗе поэкспериментировали с "Маленькими трагедиями"

    В последние несколько лет саратовские театры смело экспериментируют с классикой. И если раньше, переосмысленная классика была редкостью и настоящим событием, то сейчас, напротив, редко встретишь канонически поставленное произведение. Саратовский ТЮЗ имени Киселева, начавший сезон с оригинального прочтения "Обыкновенного чуда", решил и второй премьерой взбодрить зрителя. На этот раз выбор руководства театра и молодого режиссера Владимира Чухланцева пал на самого Александра Сергеевича Пушкина, вернее, его "Маленькие трагедии".

  • 02.07.2024, 13:20 Ущипните Лопахина. Молодёжь разыграла "Вишнёвый сад" в Саратовской драме по классическим нотам

    Саратовский театр драмы имени Ивана Слонова завершил сезон самой что ни на есть классической премьерой. Студенты консерватории под руководством Юрия Кудинова воплотили на сцене "Вишнёвый сад" Чехова. Бессмертная пьеса получилась у дипломников по-домашнему тёплой и ностальгической. И даже фирменная тоска Антона Палыча в исполнении молодых артистов не кажется такой уж безвыходной и всепоглощающей. С такой энергией сыгран спектакль, что, кажется, что эта молодёжь сейчас стряхнёт с себя напускную грусть, улыбнётся и умчит, как Лопахин, навстречу будущему.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x