- A
- +A
- +A
Классика публичного дома. В театре драмы вновь поставили "Зойкину квартиру"
- 16:40, 27 ноября 2024
- Комментариев[0]
В Саратовском театре драмы имени Слонова знают и любят пьесу "Зойкина квартира". В 1984 году она появилась здесь в постановке знаменитого Александра Дзекуна и долго оставалась в репертуаре, а в 2013-м - в режиссуре худрука Григория Аредакова, когда метр создал спектакль со своими студентами. Сейчас Аредаков решил совершить еще один заход на произведение Михаила Булгакова, теперь уже с новыми дипломниками.
Пьеса была написана Булгаковым в 1925 году, в годы НЭПа, специально для постановки в театре имени Вахтангова. Как признавался позже сам писатель, это не он написал "Зойкину квартиру", а его обмакнули в чернильницу и им написали. Первая постановка состоялась уже через год. Однако через три года спектакль сняли с репертуара за "искажение советской действительности".
Сюжет пьесы прост и незатейлив: вдова Зоя Денисовна Пельц (Юлия Маркина), из "бывших", открывает в своей квартире "показательную пошивочную мастерскую и школу для шитья прозодежды для жён рабочих и служащих", которая на самом деле служит прикрытием для подпольного публичного дома. Таким способом Зоя рассчитывает накопить денег, чтобы сбежать со своим любовником – страдающим от морфиновой зависимости бывшим дворянином Обольяниновым (Кирилл Вишняков) в Париж. К ней устраивается администратором её давний знакомый Аметистов (Роман Иванов). Для посетителей по вечерам устраиваются показы моделей. В один из таких показов происходит трагедия, положившая конец предприятию Пельц.
Сама постановка почти не отходит от оригинального текста пьесы. Именно почти, потому что были добавлены не присутствующие в оригинале маленькие эпизоды: в самом начале, когда Зоя вслух зачитывает полученное при содействии соседа Гуся-Ремонтного (Иван Гуляев) (в постановке – Гусь-Багажный) разрешение на открытие пошивочной мастерской – с этой сцены и начинается постановка. И в конце, когда пришедшие к Зое под видом посетителей милиционеры шутят, можно ли являться в подобное место в жёлтых ботинках. Впрочем, неуместными эти эпизоды не выглядят, а вполне вписываются в сюжет. В свою очередь исчезли из спектакля сцена торгов за поцелуй Лизаньки (Алина Шикина), прятки китайца Газолина (Никита Ладанов) в шкафу и еще несколько эпизодов.
Сценография и костюмы вполне передают дух 1920-х, хотя декораций минимум: стол, несколько стульев, двигающийся помост.
В постановке звучат популярные в то время фокстрот, джаз, русские романсы и песни Александра Вертинского. На заднем плане сцены проекция вращающейся грампластинки с надписью "Грампластрест. Зойкина квартира", по обеим сторонам площадки висят то потухающие, то загорающиеся красные фонари, намекающие на деятельность "фирмы" Зои Денисовны. Удачным ходом стала замена портрета Карла Маркса, висящего во время работы ателье, на картину с обнажённой женщиной, в тот момент, когда весёлый дом готовится принимать гостей.
Юные актёры очень старались не подвести своего наставника, но все же в первом акте порой переигрывали. Портупея, Аметистов, Газолин, мадам Иванова (Юлия Прокопенко) выглядят слегка комично, поскольку студентам приходится играть персонажей на 20 лет старше себя. Но тут ничего не поделаешь — такова специфика дипломных спектаклей. Зато вполне органично смотрятся более молодые герои – Манюшка (Валерия Немировская), Херувим (Павел Пунин). Последний образ получился весьма удачным – этакий хладнокровный и безэмоциональный преступник, не останавливающийся ни перед чем ради достижения поставленной цели. Этим он чем-то напоминает саму главную героиню Зою, которая готова врать, изворачиваться, кривляться и угрожать.
Практически каноническим вышел Обольянинов – нервный интеллигент-наркоман, мечтающий вернуться к прежней дореволюционной жизни и одновременно с этим плывущий по течению и отдающий свою судьбу в руки Зои. Здесь прослеживается и некоторая аллюзия с автором пьесы – Булгаков долгое время употреблял морфий и вылечился от пагубной зависимости благодаря первой жене Татьяне Лаппа. Прекрасно смотрится и сама Зоя Денисовна – предприимчивая и хитрая бордель-маман, прекрасно разбирающаяся в людях и знающая, как обернуть ситуацию в свою пользу, умеющая найти к каждому нужный подход и слова.
Спектакль "Зойкина квартира" однозначно порадует тех, кому по душе чистая классика - в нем нет современных прочтений и модных театральных веяний. Он лёгкий, комедийный, без глубоких философских смыслов и подтекстов. Персонажи – не люди-загадки или чемоданы с двойным дном, но это нисколько их не упрощает, а наоборот, делает яркими, живыми и интересными. Такое зрелище да еще и с замечательной игрой, музыкой и танцами точно стоит посмотреть. Возможно, не один раз.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
06.12.2024, 16:16
"Злая: Сказка о ведьме Запада" с Арианой Гранде. Заметки киномана
Это мы в детстве читали "Волшебника изумрудного города", а в англоязычных странах читали "Волшебника страны Оз", смотрели одноименный фильм 1939 года, а последние 20 лет ещё ходили на бродвейский мюзикл "Злая". То есть, это не очередная бессмысленная переделка сказки, а то, после чего переделки стали мейнстримом. И со смыслом там всё не так уж плохо.
- 05.12.2024, 16:05 Слойки счет любят: билайн Big Data & AI внедрил видеоаналитику на производстве хлебобулочных изделий в RVK FOOD
- Сегодня
- Неделя
- Месяц