Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Начальник управления ОДУУМиПДН облГУВД Виктор Леснов: каждый участковый не реже, чем раз в полгода должен отрабатывать свой участок

  • 12:01, 5 октября 2006
  • Комментариев[0]
Многие еще помнят о поездках министра внутренних дел Рашида Нургалиева по регионам с инспекторскими проверками и его посещение одного из отдаленных сел Саратовской области. Такие неожиданные визиты в различные регионы страны происходят и сейчас. Последняя, например, касалась деятельности ГИБДД.
В прошлом году Нургалиев проверял работу участковых уполномоченных милиции. Картина оказалась неутешительной. Стали срочно приниматься меры по наведению порядка в этой сфере. Чего стоила только акция - "Здравствуйте, я ваш участковый". Однако многие не то, чтобы не увидели своего участкового в глаза, но до сих пор не знают как с ним связаться. Самым популярным по-прежнему остается номера - "02" и службы спасения.
О том, как сегодня работают участковые и что делается в милиции, чтобы современные "анискины" стали ближе к народу, а также о новой областной целевой программе "Профилактика правонарушений в 2006-2008 годах", принятой депутатами на последнем заседании облдумы, рассказал ИА "СарБК" начальник управления по организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних облГУВД Виктор Леснов.

- У нас в области 1 190 участковых по штату - это отвечает требованиям Президента с учетом количества населения. В абсолютных цифрах некомплект составляет 73 сотрудника. Работу по комплектованию кадров проводим. К сожалению большой некомплект у нас длительное время существует в Саратове. И именно в самых крупных районах города - Ленинском и Заводском. Это те территории, где на участковых наибольшая нагрузка - так называемые "спальные районы".

Если сравнить нагрузку, например, в Октябрьском и Заводском районе?
- Смотря что с чем сравнивать. Могу сказать, что штатная численность распределена по равному количеству населения на одного участкового, т.е. таким образом, чтобы разницы между ними не было. В городах нагрузка - 4 000-4 500 человек на участкового. В сельских районах у участковых меньше - он обслуживает 1 500-2 000 человек. Вопрос скорее в другом - сложности оперативной обстановки. В Саратове, как и в любом другом крупном городе, она сложнее. Рассмотрение сообщений и заявлений о преступлений - это та работа, от которой в большей степени образуется нагрузка.
Приведу несколько цифр. В этом году уполномоченными было раскрыто почти 5 000 преступлений, что более чем на 5% больше прошлого года. Увеличилось на 1,2% количество выявленных преступлений по линии милиции общественной безопасности. Участковые составили более 160 000 административных протоколов.
В селах проще. И преступлений там значительно меньше. В городе наоборот. Поэтому не каждый сотрудник выдерживает такую нагрузку. Хотя есть и еще ряд факторов, которые влияют на сложность работы.

Виктор Иванович, скажите, почему так происходит, что граждане не знают своего участкового?
- Я уже сказал, что одна из основных причин - некомплект, но она не главная. Одно из важных требований Приказа МВД - N 900, о котором знают все сотрудники службы участковых милиции, это хорошее знание нормативной базы. Так вот каждый участковый не реже, чем раз в полгода должен отрабатывать свой участок. Понятие "отрабатывать" включает в себя различные формы работы. Участковый должен выполнять 124 функции. Деятельности участковых уполномоченных милиции касаются 30-ти приказов МВД. Поэтому не все могут и исполняют эти многочисленные требования. Расскажу в качестве примера.
Недавно состоялось оперативное совещание при начальнике ГУВД, на котором рассматривалось представление прокурора области о недостатках деятельности органов ВД по исполнению закона о воинской обязанности и службе. Я там отчитывался и объяснял, почему участковые не всегда и не везде находят этих самых уклонистов. Начиная с уклонистов, антисанитарии и заканчивая оперативной обстановкой и лицами (ранее судимые, семейные дебоширы, хронические алкоголики, наркоманы, владельцы оружия, психически больные, трудные подростки, владельцы собак), состоящими на учете в милиции - это то, за что отвечает участковый. Но, прежде всего, он должен обеспечить безопасность граждан на своем административном участке. Очень трудно себе представить, чего не должен делать участковый.
Еще одна важная проблема - это качество кадрового состава. Многие удивляются, почему в городе с таким количеством юридических вузов, служба участковых мало имеет профессиональных юристов. Но и эту проблему решаем - на базе СЮИ будет создан факультет или отделение, где будут учиться будущие участковые. Такая договоренность достигнута и пока ежегодно из стен вуза будут выходить 25 участковых милиции с высшим образованием. С самого начала молодой человек будет знать, чем он будет заниматься - у него будет время определиться. Захочет он возиться с пьяными, бомжами, судимыми и несовершеннолетними? Он должен будет научиться общаться и с руководителями - ведь на его участке, особенно в Саратове, существуют государственные и муниципальные учреждения, живут уважаемые и солидные граждане. Найти контакт с ними одна из составляющих успешной работы.

Что-то делается органами власти, прежде всего, федеральными, чтобы снизить нагрузку и повысить эффективность работы участковых?
- Последние решения Президента и МВД были направлены на повышение эффективности органов внутренних дел и, прежде всего, участковых. Почему? Да, потому что они самые приближенные к гражданам. Они живут на своих административных участках и наделены властными полномочиями. Они могут привлекать граждан к ответственности, имеют функции дознания, то есть принимать у себя на участке процессуальные решения. Однако не у каждого из них при этом имеется под боком райотдел, и оперативная группа не на подхвате.
Никому из сотрудников не дано право заниматься обеспечением безопасности дорожного движения, кроме как участкового и работника ГИБДД. Никому законодатель не представил права рассматривать правонарушение, связанное с хулиганством. Это сделано для того, чтобы он смог вовремя повлиять на ситуацию в семейно-бытовой сфере, принять меры на месте. Поэтому, я считаю, законодательными и властными органами достаточное внимание уделяется службе участковых уполномоченных.

Но ведь раньше, в 80-е годы, были более серьезные административные рычаги воздействия на, так называемых, незаконопослушных граждан?
- Да были, например, лечебно-трудовые профилактории. Была статья 198-я часть 2-ая УК - ответственность за нарушение положения об административном надзоре. Из мест лишения свободы люди приходили и наблюдались участковых в течение года. Ограничивалась и свобода передвижения. Необходима была регистрация, гражданин должен был трудоустроиться. Сегодня несмотря на наши попытки контролировать этих лиц стало сложнее - они представлены сами себе. После лишения свободы гражданин может уехать куда угодно.
В Госдуме уже какой год рассматривается законопроект о госконтроле. Если его примут, то мы в определенной степени сможем влиять на ситуацию. Министр побывал у нас в Романовском районе - проверял работу участковых уполномоченных милиции. Он выезжал в село - около 7 км от райцентра. К сожалению министр не застал участкового, потому как у того нет ни мобильной связи, ни транспорта. Но жители подтвердили, что они знают своего участкового. Возможно это министра удовлетворило. Это тоже особое внимание федерального руководства к этой службе.
Надо сказать, что в прошедшем году, внимание участковым значительно усилилось - 83 "Нивы" было выделено по линии МВД. Весь транспорт распределен в сельскую местность. 10 УАЗов было выделено по линии облпрограммы. В этом году получили спецсредства защиты - 1 190 комплектов, состоящих из бронежилетов, резиновых палок, слезоточивого газа. По областной программе усиления борьбы с преступностью из облбюджета были выделены средства на закупку служебных телефонов. Теперь в 118 участковых пунктах милиции установлена связь.
В этом году по решению облдумы для улучшения бытовых условий участковых выделено 27 млн руб. для приобретения жилья. В очереди на жилье у нас стоят 124 семьи. В следующем году планируется выделить примерно такую же сумму. Я считаю, что это внимание которое обязывает ко многому.

Как Вы считаете, кто прежде всего должен оценивать деятельность участковых?
- Граждане должны определять эффективность работы участкового - такая идея витает в МВД. Не эта палочная система.
Недавно по требованию одного гражданина мы проводили сход граждан Заводского района. Хотя сход провели по нашей инициативе - не участкового. Там действительно была сложная ситуация. В одной из квартир стали собираться посторонние люди для распития спиртного. Последствия - троих квартиросъемщиков привлекли к административной ответственности - аресту. Каждый получил свое.
Есть казалось бы нормативные документы, которые четко регламентируют деятельность участковых. Но они не всегда выполняют свои функции в требуемом объеме. Поэтому есть проблемы, особенно в Саратове. Хотя причины этому я называл. Молодые ребята, видя большую нагрузку, уходят в другие районы и службы. В сельской местности пойти некуда. Мы ежегодно можно сказать насильно проводим акцию "Я ваш участковый", хотя участковый должен сам это делать.

Какая зарплата, по вашему мнению, должна быть у участкового?
- Определить однозначно ту сумму, которую должен получать участковый сложно. Я думаю, он должен получать столько, чтобы у него не было проблем в семье - хватало на питание, одежду, чтобы он не искал дополнительные источники для поездки на отдых. Но с учетом нашей инфляции, ростом цен на тот же бензин, проезд в транспорте большая часть зарплаты просто сгорает. Вот машину участковому выдали, а лимит на ГСМ не позволяет ее использовать.

Расскажите о принятой Думой программе - насколько она решит задачи, которые в ней обозначены?
- Начнем с того, что еще в прошлом году в Казани на Госсовете при Президенте министр внутренних дел озвучил свою инициативу по поводу профилактики правонарушений. Обозначена стратегия МВД. Если вы заметили, у нас действует программа усиления борьбы с преступностью, а программа, принятая облдумой, называется - комплексной программой по профилактике правонарушений. Казалось бы два понятия, направленные на одно и тоже, но они имеют разный смысл. Профилактика - это комплекс мер, направленных на выявление, пресечение и устранение причин и условий, которые способствуют совершению преступлений. Усиление борьбы это несколько иное.
К сожалению побороть преступность окончательно - нереальная задача, а вот профилактикой заниматься нужно, причем, изначально - с того момента, как родился ребенок и к нему пришел участковый врач-педиатр. Он посмотрел бы тогда обстановку в семье, в каких условиях воспитывается ребенок. Если условия ненормальные, то возникает вопрос, а кто из этого ребенка вырастит. Поэтому он должен сообщить своему руководителю, который также является субъектом системы профилактики, тот соответственно координатору комиссии по делам несовершеннолетних. И так далее.

Как же заставить того дже участкового врача заниматься этим?
- Это относится к тем составляющим, о которых мы говорили применительно к участковым милиции. Два участковых, работают на смежных участках - у одного хорошие результаты, а у другого не ладится. Одинаковые условия, но разное отношение к работе - человеческий фактор. Вот и получается, что здесь немного недоработали. Пошел ребенок в школу, а там тоже некогда за ним смотреть - в школе много своих хозяйственных проблем. Дальше - хорошо, если он попадает в армию, где хоть какой-то порядок. А если нет - споткнулся и оказывается под опекой органов внутренних дел. Много внимание со стороны милиции, а эффект получается обратный. У семи нянек - дитя без глаз.

Если посмотреть программу, то появляется ощущение того, что в ней используются те же самые механизмы, которые когда-то успешно применялись?..
- В чистом виде конечно же программа не предусматривает воссоздание той же системы, которая была в СССР. Вопрос в том, что через 2 года в области будет действовать 131-ФЗ. О нем много говорили и говорят. Теперь власть есть в каждом регионе и населенном пункте. В соответствии с законом вопросы обеспечения порядка на территории МО отнесены к ведению МСУ. Поэтому МВД и вышло с инициативой принятия этих программ - начиная от Федеральной и заканчивая поселковыми. МВД направило в регионы модель многоуровневой системы профилактики правонарушений. Всего их 4 уровня - областной, городской, районный и поселковый.

Что они предусматривают?
- Они предполагают, что при формировании бюджета будут предусматриваться средства на содержание инфраструктуры, развитие муниципалитета, а также на обеспечение правопорядка. В нашем проекте областной программы 70% мероприятий не связаны с деятельностью органов внутренних дел. Это культурные мероприятия, это развитие инфраструктуры, строительство спортсооружений. Чтобы муниципалитет мог обеспечить досуг граждан. Ну, что нужно, чтобы обеспечить работу участкового в поселке - купить ему автомобиль, выделить помещение, поставить телефон - все. Нужен самый мизер. Все остальное должно быть направлено на молодежь, профилактику.

Отмечается рост преступлений на бытовой почве, особенно убийств, хулиганство, воровство телефонов. Программа предусматривают нормализацию криминогенной обстановки?
- Чтобы обеспечить правопорядок на улицах и общественных местах, мы предполагаем установить камеры видеонаблюдения - там, где наибольшее скопление людей. Наблюдать будут сотрудники милиции. Мониторы будут установлены в стационарных пунктах милиции - круглосуточное дежурство. В прошлом году ездил в Чебоксары - у них 21 передвижной СПМ. То есть осложнилась оперативная обстановка на Московской - этот пункт туда выезжает, присоединяется к какому-то административному зданию и ведется наблюдение. Все записывается. Мы предлагаем установить в каждом районе в традиционных местах массового пребывания людей. У людей, которые знают, что наблюдает камера, реакция будет иная.

Цена вопроса?
- Мне трудно сказать. У нас этим занимается управление общественного порядка. Но она не настолько высока, чтобы решение этого вопроса можно было затягивать. Если область пойдет на это, то мы решим проблемы - и краж сотовых телефонов и карманных краж.

11 млн руб., обозначенные в программе, хватит на ее реализацию?
- Нет конечно. Однако решили ограничиться пока этой суммой. Важнее другое, чтобы руководители пришли к мысли, что без этих комплексных профилактических мероприятий в будущем не обойтись. В следующем году закончится действие программы усиления борьбы с преступностью - ее просто не будет. Будет всегда существовать вот эта программа. Аналогичные документы будут в каждом субъекте.
Основные мероприятия программы - обеспечение безопасности в общественных местах и второе - это укрепление материально-технической базы участковых уполномоченных милиции. То есть мы опять пришли к тому, что это основное звено в работе с населением. Если участковый будет обеспечен, то уже и спрос будет другой, а значит и эффективность возрастет. Мы пытались включить в эту программу воссоздание медвытрезвителей. Но правительство исключило это, так как предусматривались значительные средства - помещения утрачены, много уже нет. Губернатор принял все-таки решение - их реанимировать в количестве 10-ти. Он предложил это сделать в рамках другой программы. Располагаться будут в Саратове и крупных райцентрах.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 октября 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x