О работе министерства инвестиционной политики, проектной системе управления, государственном частном партнерстве и о реформировании системы ЖКХ рассказала глава этого ведомства Ирина Блохина
Ирина, объясните, почему вы как министр долгое время сохраняли молчание. Некоторые СМИ упрекали вас в этом? С чем это связано?
- Первое - я не молчала. Информацию о нашей работе министерство регулярно направляло всем СМИ. А почему они принимали решение их не печатать - это уже вопрос к ним. Мы всегда открыты и здесь не было с нашей стороны молчания. Все эти 3 месяца, как вы говорите "молчания", я работала.
Мы занимались подготовкой к Межрегиональной конференции "Стратегия социально-экономического развития Поволжья до 2020 года. Программа 2010-2012 годы". Первый этап конференции прошел в Ульяновске, второй, заключительный - в Нижнем Новгороде. Мы готовили наши инвестиционные проекты, делали по ним расчеты, защищали эти проекты в Министерстве регионального развития. Это очень кропотливый, малозаметный, не слишком "пиарный труд. Порядка 50-ти проектов мы согласовали в Москве, из них 10 войдут в программу развития ПФО до 2012 года. Эти проекты мы презентовали в Ульяновске и Нижнем - их оценили премьер-министр Владимир Путин, зампред Правительства Сергей Иванов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, председатель Госдумы Борис Грызлов и многие другие. Отдельно был выделен проект по строительству микрорайона "Солнечный - 2". И по итогам конференции он занял первое место в секции "Доступное жилье".
По итогам конференций Саратовская область выглядела вполне достойно, и, можно сказать, ни в чем не уступала лидеру среди регионов ПФО - Татарстану.
Сегодня страна переходит на новую модель развития - проектное управление экономикой, не отраслевое. Это ключевой тренд, по которому будет развиваться страна. Такое направление и мы должны продвигать.
Проектное управление включает в себя грамотное умение структурировать проекты и встраивать их в экономические кластеры развития. Работа интересная, что бы этим заниматься, нужно понимать не только конкурентные преимущества, но и недостатки Саратовской области, чтобы выдерживать требования по инвестпроектам. Выделять все конкурентные преимущества региона.
Сейчас мы формируем инвестиционную стратегию региона, основываясь на результатах той конференции в Ульяновске и Новгороде. Стратегия, в первую очередь, направлена на выдерживание тренда по государственно-частному партнерству (ГЧП), направление которого задает федеральный центр. Отмечу, что федеральный бюджет дефицитный, поэтому государственная поддержка будет минимальной. В связи с чем, необходимо сделать акцент на привлечение внебюджетных инвестиций, чтобы не потерять темп роста инвестиций, а следовательно и экономических темпов роста.
Какие факторы препятствуют притоку инвесторов в область?
- Приведу 2 примера. Все понимают, что необходимы инвестиции в систему ЖКХ. При разработке инвестиционных проектов в этой сфере нужно принимать во внимание, такой фактор как долгосрочное формирование тарифов. Понятно, что будут небольшие повышения тарифов, но также ясно, что это объективно необходима. Сказать, что повышения тарифов не будет - то же самое что сказать "инфляции не будет". Тарифная политика в первую очередь не должна ударить по карману потребителя, но с другой стороны условия формирования и роста тарифов должны быть адекватны инвестиционным затратам, быть сбалансированными. Возникает вопрос: "Где брать "долгие деньги"? Министерство инвестиционной политики ведет переговоры с крупными банками, которые готовы инвестировать в наши проекты. Кроме того, это негосударственные пенсионные фонды, управляющие и страховые компании.
Другой пример - земельный вопрос, предоставление земельных участков. Необходимо вносить изменения в земельный кодекс, упрощать процедуру передачи земли для инвесторов. Сейчас на федеральном уровне эти вопросы обсуждаются в отношении Земельного кодекса.
Под руководством Александра Жандарова, когда он еще был министром, мы разрабатывали предложения по снижению налоговой нагрузки на инвестора. Тогда это была почти революция, сейчас это в порядке вещей.
Все понимают, что для проблемного предприятия такая помощь является "финансовым костылем". А в инвестировании "налоговые каникулы" позволяют быстрее окупить проект и вложить прибыль в дальнейшее развитие компании.
Что значит инвестиционный проект для бюджета - это генерация будущих его доходов. По сути, получается, что министерство инвестиции ответственно именно за это. Многие люди спрашивают: "Где ГЧП, где инвестиции"? Давайте вы будете спрашивать об этом хотя бы через 3 года, потому что экономика - вещь объективная.
Сейчас министерство инвестиции определяет посткризисную модель развития Саратовской области. Прогноз увеличения объема инвестиций за август, с учетом последних данных Росстата, - 118%, с учетом уточняющих данных (индексом дефлятора, который влияет на любой проект) - прирост к ВРП - 105%. В посткризисный период это неплохой показатель. Где-то после 1 ноября мы посмотрим, реальны ли эти прогнозы.
Основные направления инвестиций в регионе...
- Безусловно - потребительский рынок в широком его понимании, строительство новых торговых центров. По последним показателям, выручка у крупных ритейлеров выросла, хотя общий прогноз отрицателен. Тем не менее, рынок области еще не насыщен в этом сегменте. И естественно, необходимо продолжать развитие рынка услуг, потому что кризис эту сферу практически не коснулся.
Обрабатывающее производство - здесь мы можем рассчитывать на приход новых инвесторов. Ряд крупных инвесторов сейчас рассматривают проекты, но замечу, что для управляющего крупной компанией для принятия решения о реализации проекта необходимо как минимум 6 мес.
И, разумеется, государственно-частное партнерство. Без него не получится рывка, который позволит модернизировать промышленность, особенно при дефицитном бюджете. Ведь главное в этой модели - грамотное управление затратами. Что и отличает его от классических форм госзаказа - государство заплатило, подрядчик выполнил и забыл. И главное для подрядчика - отчитаться о проделанной работе и уйти. А кто ответит за качество?. А в ГЧП - заказчиком является государство и частный инвестор (чистое предприятие). В этом случае инвестор заинтересован в максимальном использовании вложенных средств. А что бы эффективно их использовать - он крайне заинтересован в применении новых технологий, в сотрудничестве со средним и малым бизнесом. Кроме того, государственно-частное партнерство подразумевает прозрачность финансирования - поскольку участвуют крупные банки, которые прямо заинтересованы в возврате денег от вложенных инвестиций.
В качестве примера реализации ГЧП можно привести область ЖКХ. Если объяснять на пальцах - существует система инженерных коммуникаций, которую строили еще в советские времена. Так, например, в Москве применяется такая технология как - в трубу вдувается жидкая "пластмасса", которая обволакивает внутреннюю стенку трубы и предотвращает прорывы. Но срок службы такой трубы - не более 15 лет. Все понимают, что это технологически временное решение. В будущем, все равно необходимо будет проводить полную замену труб и систем коммуникации.
А теперь посмотрим, какое решение предлагает ГЧП. Оператор приходит со своими деньгами и привлекает ресурсы ведущих финансовых институтов, например, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и др. Кстати, сейчас "Сбербанк" принял практику предоставлять долгосрочные кредиты на 12 лет для инфраструктурных проектов, рассматривая возможность снижения ставки, в случае, если сработает институт государственных гарантии.
Но банковская сфера в кризис пострадала меньше всего?
- Конечно, особенно если учитывать те вливания, которые им предоставили в рамках антикризисных мер. Буквально вчера смотрела позиции - да, они очень хорошо себя чувствуют. Тем не менее, Владимир Путин заметил, что "долгие деньги" невозможно постоянно брать из бюджета. Необходимо работать с банками, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами. И этих фондов достаточно.
Могу привести конкретный пример: УК "Литер", НПФ "Благосостояние", Сингапурский фонд прямых инвестиций. "Долгие деньги" у них есть. Сейчас мы проводим переговоры с инвесторами, предлагаем им возможность сотрудничества. Буквально на днях мы встречались с представителем ЕБРР по ПФО Михаэлем Кофманов, а зампред правительства области Александр Жандаров общался с управляющим директором по России ЕБРР Наталией Ханженковой. Да, деньги у них есть, более дешевые, чем у российских банков.
Они дают деньги на 15 лет, но требуют региональные и федеральные гарантии. И, что важно, рассматривают систему кредитования даже МУПов.
Какие плюсы есть в области для инвесторов? Какие минусы?
- Мы предоставляем налоговые льготы для инвестора - пожалуйста, не плати налоги 5 лет, если на предприятии создаются новые рабочие места, достойная заработная плата, модернизируется имущество, создаются новые предприятия. Есть механизмы субсидированной поддержки по кредитам. Очень эффективен данный инструмент в сфере сельского хозяйства. Законодательная база развита достаточно.
Возвращаемся к сфере ЖКХ. Средняя окупаемость проектов - 15 лет. Для долгих проектов - определенно разумный срок.
Да, нужны стратегически долгие инвесторы. Сегодня в сферу ЖКХ Саратовской области готовы прийти такие крупные компании, как "РКС", "Виолия вода" (Франция), немецкие компании. Со всеми мы проводили переговоры. Вообще порядка 15 отработанных разговоров. В целях успешного проведения переговоров, для того, чтобы заинтересовать инвестора - нужно собрать и обработать большой пакет информации по проектам, предлагаемым к рассмотрению. который можно показать инвестору. Задумаемся, насколько операторы, которые сегодня работают на рынке области, эффективно управляют затратами.
Мы провели первичную экспертизу "Облводоресурса" и крупных МУПов-водоканалов: Саратовского, Энгельского, Балаковского и Марксовского. Сделали вывод, что у большинства этих компаний неправильное управление затратами и неправильно построена экономика предприятий. Потому что в большинстве своем предприятия привыкли рассчитывать на бюджетный ресурс. А сейчас у них возникла стрессовая ситуация, потому бюджет 2010 года дефицитный. Они могут продолжать работать по старой схеме, но нужно понимать, что проблема не решится, если не привлекать дополнительные ресурсы. Мы предлагаем этим компаниям финансового партнера. И теперь им предстоит решить в каком направлении двигаться дальше. Но необходимо понимать, что сейчас практически 80% основных фондов ЖКХ - изношены. Необходимо часть имущества заменить, часть - модернизировать, и делать это нужно сейчас. Мы уже сейчас наблюдаем бесконечные прорывы, пробои. И если к 2012 году основной фонд не поменяют - это приведет к страшным последствиям.
На основе федеральной программы стратегии социально-экономического развития министерство инвестиции участвует в разработке региональной программы. И, разумеется, она будет открыта для общественности.
Надеемся, что эта стратегия позволит реализовать лучшие прогнозы и показатели.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....