Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Ректоры российского и украинского вузов: сожженные мосты пора наводить вновь

  • 10:17, 16 сентября 2011
  • Комментариев[0]

Саратовский государственный университет и Запорожская областная академия последипломного педагогического образования создали Межвузовский исследовательский центр "Политика и образование". Эта структура возникла в рамках реализации договора о сотрудничестве между СГУ и ЗОАППО. О новом центре, международной деятельности главного вуза Саратовской области, значимости академической среды в межгосударственных отношениях рассказали ректор СГУ Леонид Коссович и ректор ЗОАППО Владимир Пашков.

Леонид Юрьевич, мы много слышали о том, что СГУ взаимодействует с Университетом Штата Колорадо, у вас работает Центр турецкого языка и культуры, а насколько комплексно выстроены контакты с украинскими партнерами, Запорожьем?

Л.К.: Руководство нашего Национального Исследовательского Университета уделяет большое внимание международной деятельности - это все часть программы комплексного развития. В Колорадо мы открыли первое среди российских вузов представительство за границей, конструируется российско-американский институт, решающий аграрные и социальные проблемы сельских территорий. Турецкий центр и возрастающая интенсивность в наших контактах с Анкарским университетом также играют большую роль. Но и связи с нашими ближайшими соседями очень важны. В Университете Дирекцией международных программ еще в 2007 г. была создана специальная организация, ведущая упомянутое направление - Научно-образовательный Центр Сотрудничества со странами СНГ и Балтии. Для региональных вузов она практически уникальна - явными аналогами обладают только МГУ, МГИМО, РУДН.
НОЦ СНГ и Балтии выполняет достаточно важные задачи - проводятся исследования, организуются конференции, постоянно осуществляются выезды в поствоветские страны для участия в научных мероприятиях, налаживается обмен студентами, успешно проводятся переговоры по теме подписания партнерских соглашений. Например, в Украине у нас есть такой договор с Черкасским национальным университетом. А в мае 2010-го наши взаимоотношения с Запорожской областной академией последипломного педагогического образования также получили юридическое оформление в виде договора о сотрудничестве. После чего, делегации СГУ посещали Запорожье, а в марте 2011 г. мы принимали в Саратове делегацию ЗОАППО во главе с ректором Владимиром Пашковым. Следующий шаг - дан старт совместной научно-исследовательской работе. Ее будет осуществлять Межвузовский исследовательский центр "Политика и образование".

В чем суть этого нового международного центра?

Л.К.: МИЦ - совместное структурное подразделение СГУ и ЗОАППО, вузы направляют в его состав трех своих представителей. Согласно Положению, которое утвердил наш Ученый Совет и запорожский - тоже, Центр призван изучать вопросы политики, общества и образования. Анализировать влияние политической реальности на образовательную сферу. Этот особый аспект нуждается в дополнительном научном осмыслении и педагогическая направленность вуза наших запорожских друзей должна здесь быть предельно востребованной.
В.П.: Хотел бы отметить один важный момент. Главной целью образования как одного из основных видов общественно-государственной деятельности было и остается формирование не просто личности, а гражданина, способного к сознательному общественному выбору. Именно так и обозначена цель образования в Законе Украины "Об образовании" 2001 г. Это обусловлено и тем, что основным человеческим субъектом в любом демократическом обществе, главной преобразующей силой является такой человеческий фактор, обозначенный в конституциях наших государств, в том числе и в Конституции Украины образца 1996 г. как народ, а в украинской Конституции он определен как украинский народ - граждане всех национальностей. Поэтому своего рода "клеточкой" демократического общественного организма, и государства в частности, является гражданин. Но, как известно, гражданин - это политическое состояние человека, определяемое соответствующим законом. В Украине, например, Законом Украины "О гражданстве в Украине". Следовательно, все правовое поле Украины, которое формируется такими политическими институтами, как Верховная Рада, Президент, Правительство, органы местной власти, образовательные задачи решает в контексте политических процессов, происходящих как в нашей стране, так и на мировой арене.
Поэтому, центр будет заниматься теоретико-методологическим анализом влияния политических процессов, решений руководства государства, законодательных и исполнительных органов центральной и региональной власти, местного самоуправления на реализацию образовательных целей в Украине, запорожском регионе и, соответственно, в Российской Федерации. И, конечно, мониторингом, социологическими исследованиями взаимодействия политических и образовательных процессов, как в Украине, так и в Российской Федерации и их субъектах. Мы же собираемся прогнозировать результаты политики государства в сфере образования.

А какие формы работы будет практиковать центр "Политика и образование"?

Л.К.: Мы уже обсуждали этот вопрос с со-руководителями центра - кандидатом исторических наук, заместителем руководителя НОЦ СНГ и Балтии СГУ, Юрием Евгеньевичем Аршиновым и кандидатом философских наук, заведующим кафедрой теории и методики воспитания ЗОАППО, Николаем Михайловичем Малеванным. Думаю, центру удастся организовывать мероприятия в России и Украине, выпускать научную литературу, получать гранты от научно-инвестиционных фондов под реализацию конкретных исследовательских проектов. Такого рода переговоры, консультации, подготовки заявок уже ведутся. Кстати, хотел бы сразу отметить, что 8 и 9 декабря в СГУ пройдет большая международная конференция "Россия - СНГ: поиск объединительных стратегий в условиях многовекторного развития постсоветского пространства", посвященная 20-летию Содружества Независимых Государств. Ее НОЦ СНГ и Балтии СГУ проведет совместно с МИЦ при активном участии запорожских коллег.
В.П.: Кончено, важнейшая составляющая - организация и проведение научно-исследовательской работы, обозначенной законодательством об образовании и Положением МИЦ. Также, безусловно, значимо будущее проведение образовательно-просветительских мероприятий в соответствии с целями центров и Договором о сотрудничестве. Возможно участие в реализации проекта "Гражданин", вошедшего в Областную программу развития образования Запорожской области, а так же Областной программы "Патриотического воспитания молодежи на 2012 - 2016 гг.", предусмотренной Областной концепцией патриотического воспитания граждан Украины.
Кстати, одним из ближайших мероприятий по выполнению нашего Договора, предусмотренным планом работы центра явится всеукраинская научно-практическая конференция на тему "Подготовка личности ребенка к выполнению социальной роли гражданина в современном обществе", которая согласно плану работы Министерства образования и науки Украины и управления образования обладминистрации пройдет 17 и 18 ноября в Энергодаре Запорожской области, где расположена крупнейшая в Европе Запорожская АЭС.

Владимир Васильевич, а в чем для Вашего вуза основной интерес в осуществлении столь масштабного сотрудничества с Саратовским государственным университетом?

В.П.: Тут важно понимать общий контекст. Наблюдается трансформация государств и обществ постсоветского пространства, которая характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в становлении новых общественных систем ведущую роль играет политический фактор. Поэтому и во внешней и во внутренней политике власть (парламенты, институты президентов, органы местной исполнительной власти и самоуправления) в качестве одного из основных направлений реализации задач по формированию общественных систем видит образование, а точнее - образовательную политику. В ней фокусируется основная проблематика развития государств и общественных структур, прежде всего – институций гражданского общества.
В нормативно-законодательных документах Украины по вопросам образования при определении национального характера последнего, и в частности в "Национальной доктрине развития образования Украины в 21-ом столетии" 2002 г. подчеркивается: "Образование направлено на воплощение в жизнь украинской национальной идеи. Оно подчинено консолидации украинского народа в украинскую политическую нацию, которая стремится жить в содружестве со всеми народами и государствами мира". Как видим, в этом документе политическая цель объявляется как главная цель образования в Украине.
Практические наработки, в частности нашего учебного заведения, его совместная работа с образовательными и общественными организациями во многом обусловила заключение Договора с таким известным высшим учебным заведением не только в России, но и мировом образовательном пространстве, как Саратовский университет. Этим документом предусмотрены не только организация и проведение совместных научных семинаров, конференций и т.п., но и подготовка, и реализация совместных научно-исследовательских проектов, которым и является Центр.
Решениями ученых советов академии и университета был создан на базе наших учебных заведений межвузовский исследовательский центр "Политика и образование" и утверждено соответствующие согласованное Положение об этом центре. Причем хочу отметить, что решения ученых советов были приняты единогласно, что очевидно свидетельствует о понимании важности этой работы нашими научно-педагогическими сотрудниками.

Насколько нам известно, Вы, господин Пашков, являетесь председателем правления Международной ассоциации молодежных организаций российских соотечественников и даже возглавляли всеукраинскую партию, занимавшуюся продвижением интересов русских, проживающих в Украине. Можете рассказать об этом подробнее?

В.П.: Хочу подчеркнуть, что работа по консолидации русской молодежи за рубежом настолько самоценна и многогранна, что логичным стало ее организационное оформление в самостоятельное, особое направление. Обладая всей полнотой юридической и организационной самостоятельности, МАМОРС по сути - молодежное крыло Международного совета российских соотечественников.
Президиум МСРС во главе с графом Шереметьевым делал все необходимое, чтобы лидеры молодежных организаций российских соотечественников смогли не только собраться в Москве в 2004 г., обсудить общие проблемы, наладить взаимные контакты, но и создать единое молодежное объединение. И первый Форум руководителей молодежных организаций российских соотечественников, проживающих за рубежом с 2004 г., и Вторая отчетно-выборная конференция МАМОРС 2007-го становились для нас не только чутким барометром, отражающим ситуацию и настроение молодежи российской диаспоры, но и генератором новых идей, целей и задач. Мы все глубже прониклись пониманием, что решение проблем молодых соотечественников требует очень серьезных усилий на всех уровнях: на идеологическом, политическом, экономическом, культурном, образовательном и др. Что мы делаем? Консолидируем и координируем молодежные организации российских соотечественников, работаем над сохранением этнической идентичности, духовного и культурного наследия русского народа, представляем законные интересы, содействуем защите и реализации гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод молодых соотечественников. Приобщаем молодежь к русскому языку, культуре и традициям старших поколений. Стараемся защищать этнокультурную самобытность русских независимо от места их проживания, прикладываем усилия к созданию необходимых условий для расширения культурных, интеллектуальных и деловых связей молодого поколения российской диаспоры с исторической Родиной. Привлекаем к деятельности Ассоциации новых сторонников с целью формирования массового молодежного движения за реализацию идей консолидации российского зарубежья.
Декларация этих высоких целей, как бы она не была правильна, осталась бы бесплодной без определения конкретных задач и кропотливой повседневной работы, а главное - механизмов и инструментов их повседневной реализации. Среди наиболее конструктивных и результативных механизмов хотелось бы отметить наши деловые связи с Московским домом соотечественника. Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы, взаимодействие с федеральными органами государственной власти: Департаментом по работе с соотечественниками МИД РФ, Федеральным агентством по делам молодежи, неправительственными организациями, такими как Международный совет российских соотечественников, Союз молодежных организаций РФ и другими. Ведется постоянная сложная работа, которая, смеюсь надеяться, приносит свой позитивный результат.

Какого эффекта вы ждете от нового межвузовского центра?

Л.К.: Я думаю, впереди значительные результаты научных изысканий, которые выльются в публикации, монографии, сборники, воплощение грантовых проектов и иные форматы. Но, помимо научной ценности, есть другой аспект, важный с политической точки зрения. Не секрет, что после развала СССР были нарушены не только технологические, производственные линии, но разорваны и научные связи. Любая попытка их восстановить - большой плюс. Ведь сближение и производств, и бизнеса, и нас, представителей академического сообщества, в конечном счете приведет к значительному улучшению межгосударственных отношений. Они должны выстраиваться на основе дружбы, партнерства. Владимир Васильевич, со своей стороны, как политик и ректор, всегда шел к этим целям. Полагаю, у "ЕР", членом которой я являюсь и у "Партии регионов", к которой принадлежит уважаемый господин Пашков, совпадают многие цели. Способствовать сближению Украины и России, вести наши страны к максимальной степени взаимной интеграции. Хватит ломать то, что было наработано нашими предками. Наоборот, сожженные в угоду политической конъюнктуре мосты пора наводить вновь. Колоссальную значимость российско-украинских отношений многократно подчеркивали и Президент Медведев, и премьер-министр Путин. Мы тут все - единомышленники. И если эффективно способствовать сближению регионов, государств, то, убежден, подобные усилия принесут большое благо. Мы должны учитывать все стороны нашего межвузовского диалога, в том числе эту.
В.П.: Знаете, мы постоянно встречаемся как в научных изданиях, так и публицистике, а то и в заявлениях политиков с тезисом о том, что якобы политика и образование не только не пересекаются, но и несовместимы. О неадекватности этих заявлений свидетельствует не только выше сказанное нами, но и практика деятельности органов власти, образовательных учреждений как в Украине, так и в области. Таким образом, и действующий договор между Саратовским университетом и Запорожской областной академией последипломного педагогического образования, и созданный нами Межвузовский исследовательский центр "Политика и образование", и та совместная работа с российскими коллегами, которая велась и предусматривается на будущее являются конкретным подтверждением объективной необходимости нашей совместной деятельности по формированию как единого образовательного пространства стран СНГ, так и укреплению и развитию плодотворного сотрудничества наших обществ, государств и народов.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО" Директор колледжа о проекте "Профессионалитет": "Мы перевернули систему СПО" Уже несколько лет в стране идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Самым важным моментом реформы является внедрение нового образовательного уровня - профессионалитета. В 2022 году в стране была запущен одноименный федеральный проект. Как он...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 16 сентября 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x