- Что это за книга?
- Это десятилетний труд. Книга трижды срывалась с издания. Два московских издательства сказали: она очень острая, и мы не будем ее публиковать, причем сделали это в последний момент. Все же она вышла. Я рад.
Мы хотели показать, почему сегодня власть не может, не способна что-то реализовать и какая власть нам нужна, и что страна достойна других правителей. Это научная книга, она не проста, не случайно здесь написано: "молодому поколению, думающему и неравнодушному, тем, кто еще не разуверился, что на Руси можно жить хорошо. Эту книгу уже видели 50 студентов СГАП. Они сказали: "Нам она понятна, это интересно, нам важно понять глубину процессов, которые происходят".
В октябре или ноябре пройдет презентация этой книги в Саратове, и мне хотелось бы, чтобы она была востребована.
- Алексей Геннадьевич, почему народ все меньше и меньше верит властям? Люди говорят: чиновники и депутаты, высшие чины силовых и правоохранительных органов живут с нами в параллельных мирах. Складывается впечатление, что каждый из них решает какие-то свои проблемы?
- Я с людьми полностью согласен. Более того, около 80% опрошеных считают, что при всей мнимой стабильности мы идем не туда. А стабильность мнимая, так как она ведет в застой: те же нефтедоллары, льющиеся рекой, так же сидит власть, уповает, щиплет с этих нефтедолларов свои проценты. Все спокойно. Пока.
И правильно люди говорят: 20 лет проводятся так называемые непопулярные реформы, а когда начнутся популярные, когда улучшится жизнь.
Почему Россия не зарабатывает на транзите грузов между Востоком и Западом, используя свои транспортные и геополитические возможности. И нефть, газ и драгоценные камни можно не трогать. Построить мощные порты. И я не согласен с Кудриным и Грефом, что в этих проектах не должно участвовать государство. Оно должно участвовать. За ним потянется бизнес.
И вообще, хватит заклинаний про большие деньги сюда-туда. Денег никогда не бывает много, их всегда не хватает. И большое число политиков на самом высоком уровне заигрались. Они играют этой огромной страной, не понимая, что с этой страной играть нельзя. Но им-то... Они поиграют и уедут.
Нужно чтобы элита - в лице президента, депутатов, администрации Президента - была национально ориентирована. Должно состояться объединение людей на среднем уровне - ученых, врачей, бизнесменов, студентов, инженеров - для того, чтобы умело и мощно влиять на власть - ежечасно, ежеминутно, чтобы выдавить из этой власти тех, кто не национально ориентирован, кто давно уже предал интересы страны (такие люди в высших эшелонах власти есть).
Кстати, возвращение останков Деникина и Ильина в Россию - это позитивный момент. Между прочим, сейчас никто не вспомнит, что одним из первых, кто обращался к Президенту с заявлением по возвращению тлена Ильина, была ЛДПР. Ну да Бог с ними. Главное - это важный шаг к единению нации. И врагам России это очень не нравится.
А молодежь готова работать ради интересов страны - у нее нормальные интересы и планы. Вся радикализация молодых - это от власти: мы тебе дадим 300 рублей - иди на митинг, дадим еще - поддержи революцию.
- Принято решение о повышении зарплаты некоторым бюджетникам. Что это означает?
- Мы до сих пор не знаем о механизмах расходования денег. Мы говорим, что на образование, по национальной доктрине, будет направлено на 30% больше, вроде бы здорово. Но в общем валовом продукте доля образования уменьшается, то есть оно приоритетом не является. По данным, опубликованным в СМИ, ученые на первое место ставят не рост зарплаты, а отсутствие современных лабораторий, инструментария для исследований. А трата денег на закупку современного оборудования для отечественной науки - это не инфляционный процесс, в отличие от повышения жалований. Тем самым мы решим проблему поддержки ученых, прежде всего молодых, то есть приостановим процесс утечки мозгов. И этим же ученым скажем: "Ребята, ну вот такое у нас государство, слабенькое пока в социальном смысле, даже имея большие деньги. Вот вам лаборатории, попробуйте на них заработать. Кто не сможет этим современным инструментарием распоряжаться - ну, извините. Простая "кормежка" за счет повышения зарплат ни к чему не ведет. С точки зрения оптимизации и эффективности бюджета.
- Чем руководствовалась Госдума, когда переносила вступление в силу 131-го закона на 2009 год?
- Дума лихорадочно искала ответ на вопрос: как сохранить хорошую мину при плохой игре? Механизм был запущен. Останавливаться с чисто политической точки зрения было нельзя. Но готовности регионов к этому процессу нет. Так как сегодня мы людей на эти выборы толкаем, то отбиваем у них охоту выборы считать выборами, потому что люди - назначенные. И среди них масса случайных людей.
Уже слышно, в том числе и от правящей партии, а зачем мы принимаем 121-й и 131-й за июнь, если минфин отправляет и сегодня деньги в регион скопом, а губернатор уже решает, что с ним делать. Понятно, что он будет "затыкать дыры"; а образование и другое будут оставаться в стороне. По 131-му закону решение о распределении поступавших денег принимает региональная власть. То есть, указать из центра - это деньги на образование и их не трогать - уже нельзя. Минфин говорит о том, что мы сформируем федеральные фонды и будем из них помогать регионам. Что это, как не формирование иждивенческой позиции? Регионы будут сидеть, как птенцы в гнезде, и ждать, когда им в клюв что-нибудь принесут.
- Но джинн из бутылки выпущен. Что делать?
- Честно сказать, к чему мы действительно готовы. И в конце-концов двум-трем областям дать карт-бланш и посмотреть, в качестве эксперимента, что там будет. В аналитической записке на имя главы государства аналитики говорили, что реформа не готова. А правительство говорит: ввяжемся в бой, а там видно будет. Нужен честный диалог. Диагноз нужен. Как можно лечить человека, не зная диагноза? Эксперимент над больным получается.
- Вы следите за ситуацией в области, за работой губернатора Павла Ипатова?
- У этого губернатора стиль, принципы работы более деловые, более спокойные, уравновешенные, прагматичные и радикальные. Но при всем при этом есть некая закрытость областной власти. Отчасти туда перенесены некоторые методы из "закрытой" БАЭС. В рамках области никакая кнопка не спасет, здеь нужно принимать другие решения. И пока, в этом смысле, все идет достаточно медленно: и с точки зрения кадров, и выбора направления движения.
У нас 9 депутатов ГД, 2 члена СФ, губернатор, имеющий хорошие выходы в Москве. Давайте объединимся - я уже несколько раз это говорил. Я "толкусь" с заводом по переработке мусора. Московская группа готова инвестировать около 30 млн евро. Прошло 4 месяца. И только сейчас вот процесс начинает двигаться.
По соцопросам, особенно в России, на первое место стоит духовная составляющая: вера-не вера власти, вера-не вера в страну. Если власть обеспечивает некую основу, то человек видит - ему есть куда стремиться. Людям сегодня нужна надежда. Молодежь уже сегодня аполитична. Она не верит ни правым, ни левым. Она хочет верить в свою перспективу, видеть ее.
Если вернуться к Саратовской области: нет общего настроя депутатов, исполнительной власти на результат, которого можно было бы достичь в ближайшие три года. Опять все в некой временной ситуации: а уйдет или нет губернатор, а что будет с мэром, а кто из политиков и на что будет влиять. Большая категория, в том числе и региональных лидеров решает собственные проблемы, даже не партийные - собственные.
Войны между мэрами и губернаторами мне стали с какого-то момента не интересны, больше заботит как чувствуют себя люди и как они оценивают эту власть. А власть должна понять - она не вечна. Неожиданно все заканчивается. И надо оставлять о себе добрую память, а не думать потом как бы спастись от последствий своих прегрешений.
- В Саратове может появиться объект, про который говорили бы: это поcтроено благодаря лоббированию Алексея Чернышова?
- Очень хотелось бы верить, что один такой объект все-таки появится. Я говорю о 99-ой саратовской школе, о которой я начинал говорить еще будучи депутатом гордумы. Это будет стилизованная под школу-дворец, построенную известным архитектором, под универститет даже. А на входе мне бы хотелось видеть надписи - не Чернышов или ЛДПР, а фамилии людей и названия фирм, которые помогли осуществить этот проект. Федеральный бюджет построит коробку, а отделку и оснащение школы осуществит бизнес. Хочу верить, что до конца срока моего пребывания в Думе это будет сделано.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью