В РУССКОМ ЖАНРЕ
Сергей БОРОВИКОВ:
А кто не пьёт?
"Давно уже пишу ли, собираю ли, составляю нечто очень важное,
вероятно, длинное. Есть название: "Русский алкоголь". Когда
читал куски кому-то или просто "делился замыслом", случалось,
поправляли: надо "Русские и алкоголь", но тут же съезжали на
мое: "Русский алкоголь" -- это мы цитируем небольшой фрагмент
будущей книги писателя Сергея Боровикова. Собранные вместе
фрагменты производят впечатление нешуточное. Начнешь их
комментировать, всё получается глупо, плоско или пошло.
Довлатов, по воспоминаниям, на вопрос: почему ты пьешь? --
отвечал, что вопрос этот в России должен ставиться иначе:
почему ты не пьешь? В ближайшее время мы познакомим вас с
отрывками из новой книги Боровикова, которую он пишет с октября
1989 года, а сегодня в беседе с Сергеем Григорьевичем коснемся
лишь самых первых, самых простых аспектов этой поистине
необъятной для русского человека темы.
-- Когда спрашивают, почему же ты книжку никак не закончишь? --
отшучиваюсь, что занят практическим изучением вопроса в
основном...
-- Сергей Григорьевич, в России так получается, что когда
пьет сосед -- это беда и неудобство страшное, а когда писатель
-- обязательно философия.
-- Все пьют по-разному -- и соседи, и творческие работники.
Наверное, это можно как-то систематизировать. У Солженицына
есть объяснение тому, почему пил Твардовский: для него это было
единственное средство от ЦК, от ежедневного отравления тем, что
сам называл литературным говном. У него это болезненные формы
приобретало. А Солженицын продолжает: глядя на Александра
Трифоновича, выпьешь сто граммов и забудешь про КГБ. Рядом с
Твардовским Фадеева можно поставить.
-- Их можно грубо и условно назвать социальными пьяницами.
-- Да. А бывает, когда Муза зависит от алкоголя полностью --
это Есенин, конечно. Необходимость держать себя в состоянии
трагедии, раскорябывать свои же раны -- чтобы не заживали.
Алкоголь обладает некоторыми загадочными свойствами. Он
привносит в жизнь элемент куража, как подброшенная в огонь
щепка. А для любого творчества кураж необходим. Любовный,
всякий. Почему, например, малопьющий Достоевский был игроком?
Чувство опасности, влюбленности, риска. Дуэли, война, хождение
по краю. Социальные протесты, революционная деятельность,
диссидентство. Творческую натуру, которая всегда
противится обывательскому существованию, тянет к чему-то
запредельному. А алкоголь, наверное, самое доступное средство
-- он очень просто добывается. Другое дело, что в массе своей
его употребление часто превращается в бытовое безобразие.
-- Пьющие и непьющие русские литераторы...
-- Я как-то взялся составить такой список. Даже курящих
составлял, к слову. Так вот, непьющих литераторов оказалось
очень мало, особенно в XX веке.
-- Кто же не пил, интересно?..
-- Это надо вспоминать. Трезвенников мало было среди писателей.
Даже Пришвин замечал: как по лесу походишь, а после этого
бутылочка... Мало пьющим был Михаил Кузмин, но он, как
известно, оттягивался в других сферах. Среди классиков
большинство было людей нормально употребляющих. Кто-то смолоду
кутил, как Лев Толстой, а потом почти не выпивал. Достоевский
сладкое любил -- ликер, кофе с коньяком. Про Тургенева ничего
не знаю по причине большой нелюбви к Ивану Сергеевичу. Гончаров
курильщик был страстный.
-- А Лесков...
-- Лесков очень крепко зашибал. До старости. Но таких уж очень
пьющих среди классиков было мало. Если не считать классиком
Аполлона Григорьева. Все-таки повальное пьянство пришло в
литературу больше с разночинцами и литературными пролетариями.
Хотя Чернышевский как раз не пил. А в чеховские времена это
было уже обычным делом. Сам Чехов считал, что не надо пить
постоянно, но надо изредка как следует кутить. Завертеть, а
потом жить трезво, нормально.
-- Но более всего в этом смысле отличился, конечно,
Серебряный век.
-- У Алексея Толстого есть, к сожалению, малоизвестный роман
"Егор Обозов", незаконченный и опубликованный уже после смерти
писателя. Он писал его в 15-м году. Там есть такая фраза:
кажется, даже сама литература рождается из винных паров под
звон бокалов. Тогда, кстати, и наркотики вошли уже плотно, все
повально нюхали кокаин. У моего любимого Вертинского в
воспоминаниях есть про то, как он тоже пристрастился к кокаину,
который продавался в аптеках открыто, в маленьких круглых
коричневых коробочках -- он их %E
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Картина дня
Горожане потеряли деньги при покупке бетона и котла в интернете
"Дэвид" с сайта знакомств выманил деньги у саратовчанки
У генподрядчика реконструкции оперного театра отсудили миллиард
По девяти фактам браконьерства возбудили уголовные дела
Мужчина залез на вагон и получил удар током
Еще новости
-
Сегодня, 14:15Новости
-
Сегодня, 14:02Новости
-
Сегодня, 13:00Новости
-
Сегодня, 12:38Новости
-
Сегодня, 11:57Новости
-
Сегодня, 11:19Новости
-
Сегодня, 10:48Новости
-
Сегодня, 10:16Новости
-
Сегодня, 10:00Новости
-
Вчера, 14:39Новости
"Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана
Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.