Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Интервью полномочного представителя Президента РФ информационно-политическому каналу "Полит.Ру"

  • 15:07, 27 марта 2001
  • Комментариев[0]

Полит.Ру Выборы в Татарстане. Шаймиев - первый региональный лидер, который пользуется поправкой о третьем сроке для губернаторов. В ее новой редакции такое право получают 60 с лишним лидеров. Каков будет непосредственный эффект такого решения на территории округа?

Сергей Кириенко Я категорический противник той редакции поправки, которая прошла. Знаю, что группа депутатов "Единства" приготовила новую поправку, возвращающую нас к исходной, первой редакции. Закон действительно не может иметь обратной силы, поэтому норма, ограничивающая полномочия двумя сроками, начала действовать с октября 1999 года. Но первая редакция звучала, на мой взгляд, более точно. Срок, на котором губернатор находился в октябре 1999 года, считается первым. После этого можно избираться еще на один срок. Согласно такой редакции право избираться, по сути, на третий срок получает очень небольшое количество губернаторов. А в реальности их будет еще меньше. К тому же срок считается первым для тех, у кого в собственном законодательстве не было ограничений. У многих было такое ограничение.

Полит.Ру Это поправка Надеждина.

Сергей Кириенко Да, ее делал Борис Надеждин, я знаю, что ее делают и депутаты из "Единства". И было бы здорово, если бы она прошла. Закон не должен иметь обратной силы. Но сегодняшняя редакция - это результат политического торга и шантажа, когда голосов не хватало, и в последний момент была вброшена поправка Бооса. Надеюсь, что ее переголосуют.

Полит.Ру Второй весьма существенный момент для федеративных отношений - новый принцип формирования Совета Федерации. На основании какого механизма назначаются сенаторы, и участвуете ли Вы в согласовании кандидатур?

Сергей Кириенко Никакого обязательного согласования кандидатов не существует. Один кандидат - право губернатора, второй кандидат - право законодательного собрания. Тем не менее, теперь, когда разделены функции губернатора - председателя законодательного собрания - и сенатора, регионы воспринимают членов Совета Федерации как лоббистов своих интересов в федеральном центре, и поэтому очень часто перед делегированием проводят раунд консультаций, чтобы определить, кто мог бы наилучшим образом представлять интересы региона, в какой комитет он мог бы попасть, какова система его взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти. И, в общем, к нам за такими консультациями обращаются. Мы никому этого не навязываем, но и в консультациях не отказываем. Если за советом обращаются, готовы его дать - в частности потому, что нам с этими людьми еще и работать. Это очень важная работа - и с членами Совета Федерации, и с депутатами Государственной Думы. Во многих регионах, которые делегируют своих членов в Совет Федерации, такая работа уже идет.

Полит.Ру Новые сенаторы действительно представляют свои регионы?

Сергей Кириенко Не готов делать оценку. Видимо, по-разному будет. Моя личная точка зрения, не как должностного лица (это не моя зона компетенции), состоит в том, что такой метод формирования Совета Федерации может быть только временным. Я думаю, что в перспективе это все-таки всенародное избрание. Какой-то переходный период был нужен, чтобы несколько смягчить жесткую реформу Совета Федерации и разделение законодательной и исполнительной власти, реализованные Президентом. Думаю, что эта норма приемлема в качестве временной, а дальше жизнь все расставит по своим местам. На следующем этапе будет применяться какая-то другая система формирования Совета Федерации. А сейчас была такая необходимость.

Полит.Ру Вернемся к Татарстану. Отдавая должное экономическим успехам руководства республики, в одном из публичных заявлений вы назвали экономику Татарстана государственным капитализмом. Что Вы имеете в виду?

Сергей Кириенко Я имею в виду, что республика Татарстан во многих экономических сферах действует как корпорация - Акционерное Общество "Татарстан". То есть вполне рыночно вовне и часто не рыночно внутри. Внутри - достаточно жесткая вертикаль, и, например, в сфере той же нефтехимии предприятия по цепочке обязывали снижать стоимость продукции, которая поставлялась как сырье для конечной переработки. Если подходить с такой точки зрения, то мне становится понятнее вся система наших взаимоотношений, даже в истории с избыточными "льготами", с правом республики оставлять себе большую часть налогов, на что не имели права другие субъекты Российской Федерации. В республике Татарстан логика такая: мы - корпорация, мы сумели отвоевать себе больше доходов, больше льгот, больше скидок. Ну что ж, молодцы. В условиях неопределенности, не рынка, а, скорее, базара, который существовал в России последние 10 лет, то есть в период формирования рынка, с точки зрения Татарстана в целом это оказалось достаточно эффективным. Понятно, что это довольно болезненно для других регионов, потому что преимущества создавались в том числе и за их счет, но если исходить из той логики, что Татарстан воспринимает себя как корпорацию и конкурирует всеми дозволенными в рамках закона способами, - то он конкурирует довольно эффективно. Это было невозможно для России в целом, но... Я не говорю, что это правильно, я просто констатирую факт, что это работало.

Они отвоевали себе больше полномочий в момент слабой федеральной власти. Кстати, это хорошая демонстрация того, почему Президент в прошлом году начал именно с реформы системы власти. При слабой власти, при отсутствующих инструментах федеральной власти, при отсутствующем едином правовом пространстве никакую экономическую реформу в рамках страны осуществлять невозможно. Татарстан - пример того, как можно успешно, с точки зрения региона, воспользоваться ситуацией неопределенности.

Полит.Ру Я присутствовал на совещании в Нижнекамске по нефтехимическому комплексу. Участники рынка что-то Вам предлагают, о чем-то Вас просят. С чем-то Вы согласны, с чем-то - нет. Вы - полномочный представитель Президента, не министр. Если Вы согласны с предложением, с просьбой, что Вы делаете дальше?

Сергей Кириенко Зависит от варианта решения. Главное, что произошло и в Нижнекамске, и до этого на аналогичном совещании в Нижнем Новгороде, - мы все принципиально соглашаемся с позицией, что нефтехимический комплекс должен развиваться не внутри региона. И это очень важное отличие от того, что было раньше. Раньше ключевой спецификой была закрытость. Все внутри себя - каждый строит замкнутый производственный цикл. Сейчас участники говорят: "Так дальше развиваться нельзя, хотим взаимно интегрироваться и использовать возможности друг друга". Отлично. Мы уже принципиально договорились, создали рабочую группу, в итоге появится координационный совет по развитию нефтехимии, задачей которого будет находить взаимовыгодные способы и механизмы.

Из того, что обсуждалось, первая часть - и об этом уже договорились - может быть решена внутри республики. Скажем, вопрос, который задавал КазаньОргСинтез, о том, что они не получают сырья, частично решался на встрече Шаймиева с Вяхиревым, частично - в соответствующих решениях правительства Татарстана о построении отдельного производства, с предоставлением поставщикам сырья доли собственности. То есть первая часть вопросов может быть решена внутри республики Татарстан. И это уже тоже некоторый результат координации деятельности.

Второе - блок проблем, которые требуют согласования между самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их заставлять нельзя, можно построить систему координации - сформировать площадку, на которой происходит обмен точками зрения, дискуссии. Создать рабочую группу. У каждого свой "набор хотелок". В принципе, их можно свести воедино.

Полит.Ру То есть, Вы просто выступаете в роли координатора?

Сергей Кириенко Совершенно верно, вторая функция - координация. При этом может появиться необходимость координации не только между хозяйствующими субъектами, но и между компаниями с одной стороны, и министерствами и ведомствами - с другой.

Полит.Ру И Вы направляете петицию...

Сергей Кириенко Не обязательно. У нас есть право координировать действия федеральных органов исполнительной власти (не управлять, но координировать), и очень часто опыт показывает, что можно найти решения в рамках действующих инструкций, законов. Достаточно просто договориться о правилах действий.

Третий вариант решений касается внесения изменений в действующие российские нормативные акты: будь то инструкции, министерские положения или законы. Соответственно, в рамках этой координационной группы мы можем согласовать действия по разработке этих изменений. Я не могу обращаться в министерство экономики с изменениями налоговой или таможенной политики по отношению к одному отдельно взятому объекту, это неправильно. Но если мы выйдем на комплексное решение по отрасли, это уже становится вполне возможно. Еще раз скажу: я вполне согласен с тем, что ввозные пошлины на оборудование, не производимое в России, безусловно, надо уменьшать. И говорю это совершенно спокойно, потому что знаю, что министерство экономики вовсю над этим работает, и соответствующие проекты разработаны командой Грефа. Мы участвовали в их обсуждении, и я понимаю, что с этим будет происходить дальше: все аргументы, которые будут определены по округу, мы добавим к аргументам, которые подготовило министерство Грефа, и вместе с ними примем участие в лоббировании в правительстве и Государственной Думе.

Затем происходит важная вещь: в лоббировании этого федерального проекта, который входит в рамки федеральной экономической реформы, одобренной Президентом, мы включаем в число союзников и себя, и компании, представляющие регионы, и сами субъекты федерации. Они становятся союзниками. И вместе с ними мы "вдруг" выясняем, что пакет законов Грефа о каких-то абстрактных и непонятных реформах, - что он дает конкретному Нижнекамску, конкретному КазаньОргСинтезу, и так далее. Это - третий вариант.

Полит.Ру На том же совещании по нефтехимии не было иностранных инвесторов. В Вашем округе активно работают и СибАл, и Северсталь, и Уралмаш и т.д., но в вопросе иностранных инвестиций - а эта цель была четко продекларирована Президентом - прорыва нет. В чем причина?

Сергей Кириенко Я глубоко убежден, что не будет никаких западных инвестиций, пока не будет внутренних инвестиций. До тех пор, пока наши алюминьщики и нефтяники будут свою сверхприбыль скачивать за границу, западные инвесторы, которые все хорошо видят, будут говорить: "Прекрасно, вы нам рассказываете о замечательном инвестиционном климате, предлагаете вкладывать деньги, а сами свою полученную в России прибыль вывозите к нам в офшоры. Вы нас за идиотов держите?" По поручению Администрации Президента совсем недавно я был в Нью-Йорке на международной конференции Блумберга и Сакса, и там как раз об этом и говорил. Я представил свои аргументы: сейчас в России ситуация гораздо более благоприятная, в первую очередь в силу политической стабильности и реформы системы государственной власти, которую уже осуществил Президент. Вот изменения в экономике, вот рост, вот налоги, вот стабильность и предсказуемость, и вот еще один главный аргумент: российские компании, которые свою сверхприбыль прятали за границей, инвестируют ее в России, причем не в сырье, а в следующий этап - в российское машиностроение.

Это аргумент. Иностранцы предполагают, что наши бизнесмены лучше их понимают российские процессы, и если они вкладывают - значит, наши бизнесмены знают что-то такое, что не известно им. Аргументы надо добавлять, добавлять и добавлять. Здесь нет отличия: благоприятные инвестиционные условия одинаковы для всех - и для российских инвесторов, и для западных.

Но западные инвесторы - это отдельная работа. Зачем бы я стал ездить в Нью-Йорк, или до этого в Женеву, если бы нам не были интересны иностранные инвесторы. Но это пока другой рынок, им нужны особые аргументы, отдельная самостоятельная работа. Мы сейчас готовим специальную конференцию в Нижегородской области. Приятно, что инвестиции есть, и идут. Одно следует за другим: Северсталь вкладывает в УАЗ и тут же ведет переговоры с иностранными компаниями.

Полит.Ру Есть реальные контракты?

Сергей Кириенко Пока рано еще. Они же только начали работу. Каданников договаривается с General Motors о совместном проекте, и уже есть первые подписанные документы. СибАл договаривается с ЕБРР, с FIAT, и тоже есть подписанные документы. Работа идет.

Последняя существенная деталь: в отличие от внутренних инвестиций, которые гораздо более регионализованы и предпринимаются исходя из благоприятных условий в отдельном районе, для иностранных инвесторов большое значение имеет страновой риск. Ситуация в целом. Для иностранного инвестора трудно, почти невозможно создать благоприятный инвестиционный климат в одном городе, не сделав его приемлемым в стране в целом. Здесь гораздо важнее решения, имеющие отношение ко всей стране. Считаю, что очень многое сделано, все-таки для них главное - политическая стабильность. И главный аргумент, который они очень хорошо слышат, о котором я говорил и в Давосе, и в Нью-Йорке - это предсказуемость, которую удалось создать президенту Путину. Да, они могут возмущаться, требовать более быстрых экономических реформ, но есть стабильность, и это все признают.

С другой стороны, можно вспомнить, что было год назад, и сравнить: Совет Федерации изменен, разделена законодательная и исполнительная власти, разрыв страны на удельные княжества прекращен, сформировано единое правовое пространство, есть доверие людей к власти, Государственная Дума готова голосовать за ключевые проекты правительства, бартера почти нет - до 90% платежей живыми деньгами, кардинальные изменения в налоговой системе - подоходный налог 13%, почти полный уход от оборотных налогов, явное определение позиции, что облагаться налогом должен не доход, а все-таки прибыль, с изрядным учетом себестоимости - это серьезные изменения. А самое главное, поверх этого - политическая предсказуемость, которая в России стала гораздо выше.

Полит.Ру Вы настроены оптимистично?

Сергей Кириенко Просто я считаю, что не будет разовых чудес и в один прекрасный понедельник иностранные инвесторы вместе проснутся и ломанутся в Россию. Это постепенный процесс, шаг за шагом. Сначала - наши шаги!

Михаил Фишман

27 марта 2001 года

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Политика
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 27 марта 2001
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x