Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

К нам едет Шойгу

  • 09:37, 23 апреля 2001
  • Комментариев[0]
Несложно заметить, что новая губернаторская идея фикс затрагивает права членов правительства. Путем принуждения можно достичь только временных успехов. Впрочем, министр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, лидер партии "Единство" Сергей Шойгу тоже приезжает не навсегда.

Как отреагировал бы гость, если бы узнал о том, что в Саратовской области в партиях мало, извиняюсь, членов, предположить сложно. Но очевидно, что желание губернатора развивать институт партий и активизировать политическое участие заслуживает положительной оценки. Вместе с тем, сам метод выглядит грубым и насильственным. До сего момента министры в партии идти не спешили.

До того, как Аяцков бросил клич "все в партию", было широко известно о партийной принадлежности только двух членов правительства. А именно вице-губернатора, секретаря областного Совбеза Александра Мирошина и самого Аяцкова. Вероятно, меньшее число представителей общественности знало о партийной принадлежности министра ЖКХ Виктора Цопина. Но даже слабо просвещенному в этом вопросе человеку несложно догадаться, в чьих они рядах. Все они члены "Единства". Все они "медведи". Нужно признать, что об остальных министрах в плане их парториентации автору этого материала было известно немного. Либо то, что они беспартийные, либо - вообще ничего. Впрочем, нужно помнить: беспартийность для многих означает, что в советское время они были коммунистами. Например, тот же Аяцков в недалеком прошлом неоднократно заявлял, что все еще носит партбилет КПСС в кармане.

Как выяснилось при телефонном опросе секретарей областных министров, их шефы действительно в основном беспартийные. Из 22 членов правительства, политический окрас которых был неясен, таковых оказалось девять. Это зампреды правительства Петр Камшилов и Александр Фогель, министр молодежной политики, спорта и туризма Султан Ахмеров, председатель комитета по строительству и архитектуре Иван Васейко, министр транспорта и связи Валентин Васильев, министр труда и социального развития Александр Гатвинский, министр здравоохранения Валентин Завалев, министр финансов Александр Ларионов и министр доходов Андрей Шарапов.

При этом один из секретарей вышеупомянутых особ, отвечая на вопрос корреспондента "TerraPIA", удивился и спросил: "Как же он может являться членом партии, если он чиновник?". А другой высказался еще более официально: "По закону о государственной службе Завалев не имеет права быть членом какой-либо политической организации!"

Однако они заблуждаются. В законе РФ "Об основах государственной службы" нет таких ограничений. А Кодекс законов о труде (ст.16) вообще исключает дискриминацию при приеме на работу по критерию принадлежности к общественным объединениям. Как рассказали корреспонденту "TerraPIA" сотрудники областного правительства, в анкете, которую заполняют при приеме на работу, уже давно нет графы о партпринадлежности. Знающие люди уверяют, что она исчезла даже раньше, чем графа "национальность".

Зато в упомянутом законе о госслужбе есть другая фраза, имеющая отношение к инициативе губернатора. В п.12 ст.11 говорится о том, что чиновники не могут "использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, для пропаганды отношения к ним". И статья эта в данном случае относится уже не к министрам, а к губернатору, который своим заявлением пропагандирует пересмотр отношения к партиям и - в обязательном порядке - вступление в одну из них. Правда, нужно отметить, что Аяцков все же дает министрам право самостоятельного выбора, в какие политические объединения они будут вступать. Он говорит: "Не буду жестко судить". Значит ли это, что судить он будет, но мягко?

Но вернемся к тем, кто пока еще остается беспартийным. Вероятно, не все они долго будут пребывать в этом статусе. Как сообщил "TerraPIA" пресс-секретарь министерства труда и социального развития, его шеф, министр Александр Гатвинский, собирается вступить в партию и уже интересуется: что для этого нужно сделать, какие бумаги оформить и проч. Какую именно партию он выбрал - догадаться несложно. Есть такая партия - "ЕДИНСТВО". Вместе с тем, пресс-секретарь предполагает, что о таком шаге Гатвинский задумался еще до 16 апреля. И это кажется вполне разумным предположением. Такие поступки человек обычно совершает, хорошо подумав.

Что касается остальных членов правительства, то их секретари вообще не в курсе отношений своих шефов с политическими партиями. Четверо сказали, что, скорее всего, их начальники не состоят ни в каких партийных рядах. Это были секретари вице-губернатора Сергея Шувалова, министра культуры Владимира Лотарева, министра информации и печати Игоря Никифорова и министра экономики Дмитрия Удалова. Другая четверка секретарей не смогла ответить даже так, заявив, что эта сторона жизни их боссов им вообще неизвестна. Так было сказано о вице-губернаторе Александре Дурнове, первом зампреде правительства Владимире Мароне, министре промышленности Сергее Лисовском и министре образования Сергее Суровове.

Оригинальный ответ дал секретарь министра земельной политики Николая Владимирова. "Я не могу на этот вопрос ответить, - прозвучал в трубке вежливый женский голос. - О своем членстве он только сам может сказать".

Еще один респондент, председатель комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Валерий Струговщиков, сам подошел к телефону. Вопрос о своей партпринадлежности он посчитал очень некорректным. Узнав о том, что интерес вызван заявлением Аяцкова, глава комитета сказал, что губернатору - если нужно - он ответит. А журналисту - нет. Однако, как можно было предположить, исходя из его слов, в партии Струговщиков все же не состоит.

Сложнее всего оказалось узнать о политической принадлежности зампреда правительства Бориса Шинчука, который, кстати, как зампред курирует в том числе и вопросы взаимодействия с политическими партиями и движениями, СМИ и религиозными конфессиями. Лично с ним побеседовать не удалось, хотя руководитель секретариата одного из зампредов даже советовал обратиться именно к нему, как к человеку, осведомленному в партийном вопросе. Но Шинчук то отсутствовал в возглавляемом им министерстве международных отношений и внешнеэкономических связей, то был занят и не мог найти время для разговора с журналистом. Остается лишь вспомнить, что ранее, осенью 2000 года, он в личной беседе с корреспондентом "TerraPIA" не скрывал своей беспартийности.

В завершение позволю себе дать комментарий к ситуации с партифицированностью членов правительства и самой инициативе губернатора. Складывается впечатление, что членам правительства (рядовым министрам и некоторым зампредам) не до политики. Они работяги, рабочие "лошадки". Они, как и большинство жителей планеты, заняты своими маленькими делами - работа, семья... У министров вряд ли есть необходимость быть членами партий. Их положение и без того стабильно, хотя, действительно, сильно зависит от воли губернатора. Место, занимаемое чиновниками в системе госуправления, и так дает им громадные возможности в деле реального перераспределения ресурсов (в частности политических). К тому же институт, в котором они находятся, и так уже неофициально называется партией - Партией власти.

Кроме того, нежелание вступать в партию может быть связано с негативным стереотипом. Ведь политика с ее скандалами и разоблачениями не благоприятствует спокойному существованию. Словом, политическая апатия, присущая обществу, также может быть характерна и для министров.

Сама же губернаторская инновация, как уже было сказано, выглядит полезной. В идеальном случае, если высокопоставленный чиновник партиен, то избиратели на выборах могут голосовать за те партии, которые, добившись успеха, ставят на ответственные должности эффективных управленцев. Но если в ряде государств после выборов весь контингент высших чиновников подлежит замене в соответствии с политическими пристрастиями вновь избранного президента или главы правительства, то в РФ, и особенно в Саратовской области, выбор министров не в последнюю очередь связан с их личной лояльностью по отношению к начальнику. В данном случае - губернатору.

Если же говорить о реальности угрозы отставки, то она кажется ничтожной. Дмитрий Аяцков часто месяцами не увольнял министров, которыми он был недоволен как профессионалами. Из-за отсутствия партбилета он никого увольнять не станет.

Николай ЛОГИНОВ

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 23 апреля 2001
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x