Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

К нам едет Шойгу

  • 09:37, 23 апреля 2001
  • Комментариев[0]
Несложно заметить, что новая губернаторская идея фикс затрагивает права членов правительства. Путем принуждения можно достичь только временных успехов. Впрочем, министр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, лидер партии "Единство" Сергей Шойгу тоже приезжает не навсегда.

Как отреагировал бы гость, если бы узнал о том, что в Саратовской области в партиях мало, извиняюсь, членов, предположить сложно. Но очевидно, что желание губернатора развивать институт партий и активизировать политическое участие заслуживает положительной оценки. Вместе с тем, сам метод выглядит грубым и насильственным. До сего момента министры в партии идти не спешили.

До того, как Аяцков бросил клич "все в партию", было широко известно о партийной принадлежности только двух членов правительства. А именно вице-губернатора, секретаря областного Совбеза Александра Мирошина и самого Аяцкова. Вероятно, меньшее число представителей общественности знало о партийной принадлежности министра ЖКХ Виктора Цопина. Но даже слабо просвещенному в этом вопросе человеку несложно догадаться, в чьих они рядах. Все они члены "Единства". Все они "медведи". Нужно признать, что об остальных министрах в плане их парториентации автору этого материала было известно немного. Либо то, что они беспартийные, либо - вообще ничего. Впрочем, нужно помнить: беспартийность для многих означает, что в советское время они были коммунистами. Например, тот же Аяцков в недалеком прошлом неоднократно заявлял, что все еще носит партбилет КПСС в кармане.

Как выяснилось при телефонном опросе секретарей областных министров, их шефы действительно в основном беспартийные. Из 22 членов правительства, политический окрас которых был неясен, таковых оказалось девять. Это зампреды правительства Петр Камшилов и Александр Фогель, министр молодежной политики, спорта и туризма Султан Ахмеров, председатель комитета по строительству и архитектуре Иван Васейко, министр транспорта и связи Валентин Васильев, министр труда и социального развития Александр Гатвинский, министр здравоохранения Валентин Завалев, министр финансов Александр Ларионов и министр доходов Андрей Шарапов.

При этом один из секретарей вышеупомянутых особ, отвечая на вопрос корреспондента "TerraPIA", удивился и спросил: "Как же он может являться членом партии, если он чиновник?". А другой высказался еще более официально: "По закону о государственной службе Завалев не имеет права быть членом какой-либо политической организации!"

Однако они заблуждаются. В законе РФ "Об основах государственной службы" нет таких ограничений. А Кодекс законов о труде (ст.16) вообще исключает дискриминацию при приеме на работу по критерию принадлежности к общественным объединениям. Как рассказали корреспонденту "TerraPIA" сотрудники областного правительства, в анкете, которую заполняют при приеме на работу, уже давно нет графы о партпринадлежности. Знающие люди уверяют, что она исчезла даже раньше, чем графа "национальность".

Зато в упомянутом законе о госслужбе есть другая фраза, имеющая отношение к инициативе губернатора. В п.12 ст.11 говорится о том, что чиновники не могут "использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, для пропаганды отношения к ним". И статья эта в данном случае относится уже не к министрам, а к губернатору, который своим заявлением пропагандирует пересмотр отношения к партиям и - в обязательном порядке - вступление в одну из них. Правда, нужно отметить, что Аяцков все же дает министрам право самостоятельного выбора, в какие политические объединения они будут вступать. Он говорит: "Не буду жестко судить". Значит ли это, что судить он будет, но мягко?

Но вернемся к тем, кто пока еще остается беспартийным. Вероятно, не все они долго будут пребывать в этом статусе. Как сообщил "TerraPIA" пресс-секретарь министерства труда и социального развития, его шеф, министр Александр Гатвинский, собирается вступить в партию и уже интересуется: что для этого нужно сделать, какие бумаги оформить и проч. Какую именно партию он выбрал - догадаться несложно. Есть такая партия - "ЕДИНСТВО". Вместе с тем, пресс-секретарь предполагает, что о таком шаге Гатвинский задумался еще до 16 апреля. И это кажется вполне разумным предположением. Такие поступки человек обычно совершает, хорошо подумав.

Что касается остальных членов правительства, то их секретари вообще не в курсе отношений своих шефов с политическими партиями. Четверо сказали, что, скорее всего, их начальники не состоят ни в каких партийных рядах. Это были секретари вице-губернатора Сергея Шувалова, министра культуры Владимира Лотарева, министра информации и печати Игоря Никифорова и министра экономики Дмитрия Удалова. Другая четверка секретарей не смогла ответить даже так, заявив, что эта сторона жизни их боссов им вообще неизвестна. Так было сказано о вице-губернаторе Александре Дурнове, первом зампреде правительства Владимире Мароне, министре промышленности Сергее Лисовском и министре образования Сергее Суровове.

Оригинальный ответ дал секретарь министра земельной политики Николая Владимирова. "Я не могу на этот вопрос ответить, - прозвучал в трубке вежливый женский голос. - О своем членстве он только сам может сказать".

Еще один респондент, председатель комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Валерий Струговщиков, сам подошел к телефону. Вопрос о своей партпринадлежности он посчитал очень некорректным. Узнав о том, что интерес вызван заявлением Аяцкова, глава комитета сказал, что губернатору - если нужно - он ответит. А журналисту - нет. Однако, как можно было предположить, исходя из его слов, в партии Струговщиков все же не состоит.

Сложнее всего оказалось узнать о политической принадлежности зампреда правительства Бориса Шинчука, который, кстати, как зампред курирует в том числе и вопросы взаимодействия с политическими партиями и движениями, СМИ и религиозными конфессиями. Лично с ним побеседовать не удалось, хотя руководитель секретариата одного из зампредов даже советовал обратиться именно к нему, как к человеку, осведомленному в партийном вопросе. Но Шинчук то отсутствовал в возглавляемом им министерстве международных отношений и внешнеэкономических связей, то был занят и не мог найти время для разговора с журналистом. Остается лишь вспомнить, что ранее, осенью 2000 года, он в личной беседе с корреспондентом "TerraPIA" не скрывал своей беспартийности.

В завершение позволю себе дать комментарий к ситуации с партифицированностью членов правительства и самой инициативе губернатора. Складывается впечатление, что членам правительства (рядовым министрам и некоторым зампредам) не до политики. Они работяги, рабочие "лошадки". Они, как и большинство жителей планеты, заняты своими маленькими делами - работа, семья... У министров вряд ли есть необходимость быть членами партий. Их положение и без того стабильно, хотя, действительно, сильно зависит от воли губернатора. Место, занимаемое чиновниками в системе госуправления, и так дает им громадные возможности в деле реального перераспределения ресурсов (в частности политических). К тому же институт, в котором они находятся, и так уже неофициально называется партией - Партией власти.

Кроме того, нежелание вступать в партию может быть связано с негативным стереотипом. Ведь политика с ее скандалами и разоблачениями не благоприятствует спокойному существованию. Словом, политическая апатия, присущая обществу, также может быть характерна и для министров.

Сама же губернаторская инновация, как уже было сказано, выглядит полезной. В идеальном случае, если высокопоставленный чиновник партиен, то избиратели на выборах могут голосовать за те партии, которые, добившись успеха, ставят на ответственные должности эффективных управленцев. Но если в ряде государств после выборов весь контингент высших чиновников подлежит замене в соответствии с политическими пристрастиями вновь избранного президента или главы правительства, то в РФ, и особенно в Саратовской области, выбор министров не в последнюю очередь связан с их личной лояльностью по отношению к начальнику. В данном случае - губернатору.

Если же говорить о реальности угрозы отставки, то она кажется ничтожной. Дмитрий Аяцков часто месяцами не увольнял министров, которыми он был недоволен как профессионалами. Из-за отсутствия партбилета он никого увольнять не станет.

Николай ЛОГИНОВ

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение» Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»

Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 23 апреля 2001
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x