В прошлом году приволжская ярмарка проходила в Перми. В этом году грантовый фонд вырос вдвое и составил 1 млн 150 тыс. долларов. Из них 350 тысяч - вложения областных и местных бюджетов, 800 тысяч внесли крупные компании: МДМ-Банк, МАИР, СУАЛ, "Норси-Ойл", Альфа-банк, "Интеррос". Степень конкретного участия каждого из них скрывается. Всего было представлено более 800 проектов. Экспертный совет разделил эту сумму на 86 грантов объемом до 20 тыс. долларов для некоммерческих либо муниципальных структур (в подавляющем большинстве из регионов Приволжского округа). Представлены проекты в области местного самоуправления, образования, а также гуманитарных, этнокультурных и конфессиональных тем. Западные благотворительные фонды либо участвовали в организации ярмарки как подрядчики (британский Charities Aid Foundation - CAF), либо просто в качестве гостей (фонд Сороса). Сама трехдневная ярмарка служит одновременно пиаром проекта и важной коммуникационной площадкой. Регион-хозяин ярмарки освобождается от взносов в грантовый фонд, но оплачивает часть инфраструктурных расходов. Хозяин следующей ярмарки пока не определен, однако, по сведениям "Полит.Ру", реально претендуют на ее проведение Самара и Тольятти.
Мы выбрали наугад три проекта-победителя. "Что знают сотрудники органов внутренних дел о правах человека": грант в 14 тыс. долларов выдан саратовскому агентству "Диалог" по развитию социально-правовых коммуникаций при уполномоченном по правам человека на территории области. По словам Сейрана Давтяна, соавтора проекта и консультанта уполномоченного, суть проекта - сделать более открытой работу органов. В рамках проекта предполагается проведение мониторинга жалоб в офис уполномоченного, опросов граждан и сотрудников ОВД, семинаров (курсов) для сотрудников милиции. Деньги пойдут на разработку анкет, сами опросы, поездки, а также ксерокс и компьютер в офис агентства. "Пересечение": грант в 5 тыс. долларов выдан поволжскому гуманитарному фонду в Самаре. По словам руководителя проекта Натальи Фомичевой, в рамках проекта в один из дней июля 2002 года на улицах Самары будет проведена художественно-терапевтическая акция: художники и жители города предпримут путешествие по городским местам, связанным с различными социальными страхами. "Третий сектор ульяновской области": грант в 14 тыс. долларов выдан ульяновскому региональному "Информационно-ресурсному фонду". По словам Екатерины Женжерухи, директора фонда, грант входит в крупный проект, другая половина которого финансируется фондом Сороса. Суть проекта в инвентаризации и обучении негосударственных региональных структур. Грант ярмарки пойдет на серию обучающих семинаров по гражданским темам для самих НКО и на командировки в другие регионы.
В политическом смысле саратовская ярмарка, на подготовку которой ушел год, не могла не вписаться в общую интригу вокруг Гражданского форума, хотя их практические функции различны: в Гражданский форум заложена "более глобальная идея построения диалога между обществом и властью", - говорит "Полит.Ру" исполнительный директор фонда Сороса Вячеслав Бахмин, тогда как ярмарка, по его мнению, есть механизм распределения средств. Тем не менее размах ярмарки стал прямым отражением шума вокруг проекта Суркова-Павловского, а важные лица, близкие к ее организации, на условиях анонимности говорят о "довольно серьезном сопротивлении", на которое ярмарка натолкнулась в отдельных кремлевских кабинетах. Впрочем, такое сравнение выгодно и самой ярмарке, которая на фоне бюрократической процедуры Гражданского форума, уже отмеченной рядом скандалов и лоббистских атак, выглядит реально действующей моделью взаимного влечения власти и гражданской инициативы. При этом существенно, что западные фонды, ранее монопольно поддерживавшие эту сферу, ярмаркой дипломатично удовлетворены. Прямо заявляя, что она стала "шагом вперед в осознании правительством ценности гражданского общества", фонды признают сам механизм распределения средств достаточно прозрачным и объективным. Это ценный комментарий.
Однако отношения ярмарки с западными фондами перешли в отдельный политический сюжет: фонды в целом дают понять, что их проигнорировали. Заявленные как партнеры, сами они называют себя либо "гостями", либо "наблюдателями". Вячеслав Бахмин сообщил "Полит.Ру", что получил уведомление о ярмарке за неделю до ее открытия. Ольга Алексеева, директор российского филиала CAF, также сожалеет, что фонды были слабо представлены на ярмарке. Организаторы анонимно представляют дело в ином свете, заявляя, что иностранцы предпочитают работать сами. В некоторой степени так оно и есть: "У нас достаточно своих прозрачных механизмов", - говорит Бахмин. Очевидно, что западные фонды как корпорация еще не договорились между собой о стратегии отношений с государственными проектами. Здесь не могла не сыграть роль и позиция президента Путина, 12 июня выразившего недовольство долей западного участия в российской благотворительности. Собственно, Ярмарка выглядит реакцией на эту критику.
Идеологию участия российского бизнеса в конкурсной благотворительности, причем в форме вложений в общий грантовый пул, описал Андрей Мельниченко, президент МДМ-банка: финансовым группам выгодны подобные проекты, поскольку в условиях открытой конкуренции помогают позиционировать компанию, "чем-то выделяться" на рынке, являются долгосрочной имиджевой инвестицией. Выступление Мельниченко было встречено крайне одобрительно. Источник, близкий к Мельниченко, пояснил "Полит.Ру", что стратегия банка связана с расчетом на реформы в сфере социальных услуг (пенсионная, страхование), когда государство начнет снижать свое присутствие на этом рынке, допуская частные финансовые конторы к выплатным технологиям, и от успеха в борьбе за розничную клиентуру будут зависеть большие прибыли. Сам Мельниченко пояснил "Полит.Ру", что участие МДМ-банка в ярмарке составило четверть годовых затрат банка на благотворительность. Понятно тем не менее, что сегодня участие внутреннего капитала в непрямых социальных проектах имеет скорее презентационный, тестовый характер. Рынок как таковой отсутствует, и ярмарка . это очевидно . делалась на личных связях. "Это ярмарка нашла нас, а не мы ярмарку", - признается Мельниченко.
Таким образом, саратовская презентация не только была важна своим непосредственным социальным эффектом, но и показала двусмысленность политического контекста, в котором гражданские дела стали объектом столь пристального внимания. Реальность прозрачной и взаимовыгодной коммуникации вполне продемонстрирована, однако идеологический туман в отношениях Кремля и гражданской сферы пока тормозит переход этой коммуникации из экспериментальной фазы в институциональную реформу. Задача Гражданского форума, раз уж он существует, и состоит, надо полагать, в том, чтобы этот туман развеять . так или иначе. В таком случае смысл и стоимость аппаратной микрореволюции, которую уже успел пережить форум, равно как и общая цена вопроса, становятся ясней.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 13:01Новости
-
Сегодня, 10:00Новости
-
Вчера, 19:00Новости
-
Вчера, 15:00Новости
-
Вчера, 14:48Новости
-
Вчера, 14:11Новости
-
Вчера, 13:47Новости
-
Вчера, 12:30Новости
-
Вчера, 12:14Новости
-
Вчера, 10:29Новости