Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Курьерный рост. Почему доставщики выбились в лидеры по зарплатам

  • 18:19, 24 декабря 2024
  • Комментариев[0]

Одной из самых обсуждаемых тем декабря стал пик спроса на курьеров и очередной виток роста их зарплат. При этом некоторые участники рынка уверяют, что огромные заработки доставщиков - это слишком усредненные показатели, а порой и вовсе теоретические подсчеты. Но вслед за новой статистикой появились заявления об угрозе для экономики страны, так как сфера доставки отвлекает от базовых отраслей как минимум 1, 5 млн человек. Также говорится о перекосе на рынке труда - оплата неквалифицированной работы здесь выше, чем у специалистов с образованием и высокими скиллами. Совпадают ли зарплатные предложения с реальными выплатами курьерам и надо ли государству реагировать на угрозу от курьерских сервисов, попытался выяснить СарБК.

 Курьерный рост. Почему доставщики выбились в лидеры по зарплатам Фото СарБК

"Жизни они не видят"

Статистика спроса и зарплат на рынке курьерских услуг в стране и Саратовской области взлетает как на космическом топливе. По итогам уходящего года, в списке самых востребованных профессий доставщики обогнали остродефицитных слесарей, а также программистов и разработчиков. Спрос на них, по данным платформы hh.ru, за год вырос на 30% (за два года – на 97%). Зарплаты тоже бьют рекорды - средний возможный доход курьеров достиг 117 тыс. руб. Это почти на четверть больше, чем в прошлом году (за два года рост составил 65%). В Саратовской области доход курьеров увеличивался в 2024 году еще быстрее, чем по стране, и достиг 114 тыс. руб. (показатель медианной зарплаты, которая указывается в предложениях).

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга экономического факультета СГУ Надежда Землянухина в комментарии СарБК заметила, что грамотный анализ курьерского бума должен учитывать не только сведения о зарплате, приведенные в опубликованных вакансиях. "Вполне возможно, что высокие зарплаты курьеров не настолько высоки, как нам кажется. Потому что достаточно большое число курьеров оформлены как самозанятые. У них нет оплачиваемого отпуска, они не зарабатывают себе пенсию, поэтому, если они хотят, чтобы она в будущем была, должны самостоятельно переводить деньги в Социальный фонд России (СФР). Им не оплачиваются больничные листы и не факт, что у них есть выходные. Скорее всего, чтобы заработать такие зарплаты, им нужно работать очень интенсивно". Кроме того, многие используют сферу доставки в качестве подработки: "В этом случае озвученные высокие зарплаты они не получают, потому что работают неполный рабочий день".

Студент в Саратова Артем подтверждает: "Я работаю курьером уже 2 года. Дело в том, что мне подарили автомобиль, но на стипендию я не могу его содержать. К тому же, хочется себе что-то купить, куда-то сходить. Я стараюсь не запускать учебу, поэтому беру только 3 смены в неделю. Выходит в районе 40-50 тыс. руб. Очень многие используют работу курьера как временную подработку, не более. У нас в коллективе всего несколько человек, которые работают давно. У них, как правило, есть семьи, ипотека, дети. Они пришли сюда именно за деньгами. И они получают куда больше меня, но они просто живут на работе. Жизни они не видят".

Артем уточняет, что пешие курьеры зарабатывают меньше тех, кто передвигается на колесах – "много заказов на ногах не разнесешь". Он предположил, что в Саратове такие доставщики получают не больше 70-80 тыс. руб. Но как выяснилось, это тоже можно считать теоретическими подсчетами. Молодая супружеская пара рассказала СарБК о своем неудачном опыте: "Везде говорят о том, что курьеры зарабатывают очень хорошие деньги. Вот мы и решили попробовать. В одном из популярных сервисов нам пообещали только 100 рублей за доставку одного заказа. И ограничили время. За день мы могли зарабатывать не больше тысячи. Выдержали всего два дня. Вот идем сдавать эти треклятые короба. Это очень тяжело. И таких как мы – уйма. Никто не выдерживает такие нагрузки за ничтожные суммы".

Между тем, в сети можно найти немало историй успешных доставщиков. Некоторые даже романтизируют работу курьера. Кто-то убедительно рассказывает об удобном гибком графике с перекусами в дорогих кафе, кто-то – о четырех отпусках в год с интересными путешествиями, кто-то - о благородной миссии и все - о высоком доходе.

Надежда Землянухина выразила опасения, что часть выпускников школ могут отложить дальнейшее обучение ради работы курьера.

Заведующая кафедрой управления персоналом Поволжского института управления РАНХиГС, кандидат психологических наук, доцент Наталья Моисеенко тоже признает проблему, но верит в благоразумность молодых людей: "Поколение Z и частично Y демонстрируют мобильное поведение на рынке труда. Они руководствуются оперативными потребностями и готовы на 2-3 месяца уйти в курьеры, а потом вернуться, развиваться, делать карьерный рост в секторе производства или услуг. Они понимают, что это востребованная, неплохо оплачиваемая, но непрестижная работа".

Похоже, это так. Один из собеседников СарБК (второкурсник вуза, который точно работал в доставке) предпочел в разговоре напрочь "забыть" о своем курьерском прошлом.

Фото СарБК

Пешком к цифровизации

Очевидно, что спрос на доставщиков подстегивает развитие электронной торговли, а рост зарплат – дефицит кадров. Наталья Моисеенко замечает, что число подобных вакансий, по данным за 10 месяцев 2024 года, выросло на 36%, а число резюме – только на 9% (и это при том, что армия курьеров стала пополняться за счет вахтовиков, которые не могут позволить себе долго отдыхать дома, женщин и возрастных кандидатов). Поэтому работодатели привлекают и удерживают людей повышением зарплат, кое-где вводятся новые виды оплаты труда – процент от стоимости заказа, почасовая оплата, уточняет Наталья Моисеенко. А Надежда Землянухина добавляет, что работодатели имеют для этого возможности - значительная часть курьеров имеет статус самозанятого, организации в этом случае прилично экономят на выплатах в СФР (30% от дохода сотрудника).

Кстати, в последнее время к рынку курьерских услуг по этому поводу возникает все больше вопросов. Ведь налоговый режим самозанятых когда-то вводился для сокращения теневого сектора, а сегодня фактически используется для вывода работников из базовых отраслей в сферу услуг. На фоне острейшего дефицита кадров этот процесс кажется, по меньшей мере, очень несвоевременным. В Минпромторге РФ считают, что сейчас в России работают не менее полутора миллионов одних только курьеров, а также около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников площадок (об этом писал РБК). К тому же, льготным налоговым режимом поддерживается развитие сервисов, которые ничего не производят. В ведомстве прямо заявляют о том, что службы доставки создают проблемы для экономики страны.

Доктор экономических наук Надежда Землянухина не соглашается с этим: "Если работодатели привлекают курьеров и платят им деньги, значит, они нужны. И если предположить, что возможно всех этих людей собрать и отправить работать в другое место, то этот сектор очень сильно просядет. То есть, потребности людей в доставке товаров не будут удовлетворяться. У нас же, действительно, это направление развивается. И, кстати, этот сектор вносит свой вклад в рост ВВП нашей страны. Нельзя сказать, что он никакой пользы не приносит. Этот сектор для экономики важен, как и все остальные секторы, он тоже приносит доходы в бюджет РФ".

Профессор СГУ видит возникший дисбаланс зарплат, когда курьеры с помощью неквалифицированного труда зарабатывают больше, чем инженеры, врачи, учителя, которым для работы необходимы знания и опыт. Но напоминает, что вмешательства государства в подобные ситуации имеют как положительные, так и отрицательные последствия: "Когда государство находит сферу, в которой ощущается дефицит кадров, и для определенной категории работников повышает заработную плату или вводит дополнительные льготы, то оно действует точно так же, как работодатель курьеров, что также приводит к дисбалансу оплаты труда". При этом Надежда Землянухина приводит теорию человеческого капитала, которая обосновывает целесообразность инвестиций в образование и утверждает, что люди с высшим образованием получают более высокие доходы. "Но эта тенденция проявляется в среднем. И это не говорит о том, что так будет в рамках конкретной специальности и у конкретного человека. К тому же, исследование проводилось не в нашей стране". 

Наталья Моисеенко добавляет: "Мы видим, что за последние два года оплата труда в секторе неквалифицированного труда растет более быстрыми темпами, чем там, где это связано с достаточно высокой производительностью труда. Это связано и с тем, что на организацию работы курьера идет значительно меньше финансовых средств, чем на организацию производства. Даже если служба доставки потрудится закупить велосипеды и самокаты, то это не будет вопрос покупки современного станка, закупки сырья и содержания помещения, соответствующего определенным нормам".

Эксперт напомнила, что подобные перекосы наблюдались и в советские годы. Например, рубщики мяса, таксисты зарабатывали куда больше научных работников. "Это проблема возникает всегда, когда есть дефицит, в том числе дефицит кадров на рынке труда. Это создает перекосы и в уровне производительности, и в уровне оплаты труда", - говорит завкафедрой управления персоналом. Собеседница СарБК прогнозирует, что в следующем году зарплата курьеров продолжит расти, но темпы этого роста будут ниже.

В последнее время эксперты обращают внимание еще на одно противоречие. Оно заключается в том, что служа развитию цифровых сервисов, курьеры делают примитивную, как палка-копалка, работу – переносят или перевозят предметы. Половина услуги по заказу товаров на дом оказывается с помощью высоких технологий, а другая часть - самым древним, как мир, способом. Надежда Землянухина соглашается: "Достаточно забавная ситуация. Противоречие в некотором смысле есть, потому что развитие этой курьерской службы связано с цифровизацией. Но если развитие этого процесса будет продолжаться так, как говорят об этом эксперты, которые занимаются развитием цифровых технологий, работа курьера через некоторое время станет невостребованной. Их заменят роботы".

Напомним, в Москве по улицам уже бегают роботы-курьеры. Прохожие к ним относятся весьма трогательно - если те попадают в ямку и буксуют, им помогают, разве что как котенка не гладят. Но в Саратове, замечает ученый-экономист, выпускать на улицы роботов пока рано: "Слишком много мест, где они могут застрять. Сначала надо подготовить инфраструктуру, а потом привлекать роботов".

Наталья Моисеенко в свою очередь предполагает: "Наверное, появятся такие летательные аппараты, о которых мы сейчас и не подозреваем. Развитие роботизации именно в сегменте неквалифицированного труда идет очень большими темпами, потому что это выгодно и с точки зрения инвестиций – происходит большая отдача, и с точки зрения организации деятельности.  Потому что производителям особенно важно найти способ быстрого комфортного предоставления товаров своему клиенту".

Эксперты ожидают изменения на рынке курьерских услуг, так как в стране  уже объявлено о намерениях регулировать платформенную занятость и ужесточать миграционную политику (солидная часть курьеров работают не официально и это касается как иностранных, так и российских граждан).

 

 

 

 

 

Похожие материалы
  • 31.05.2022, 09:54 Еще вкуснее и быстрее. Какой должна быть современная доставка товаров

    Объемы покупок с доставкой продолжают подтверждать правоту тех экспертов, которые еще два года назад увидели здесь не просто следствие пандемии, а долгосрочный тренд. Необходимость изоляции прошла, а сервисы доставки остаются востребованными. Особенно те, что предельно внимательны к клиенту и максимально для него удобны. Например, интернет-магазин торговой сети ВкусВилл предлагает бесплатную и быструю доставку (даже на дачу и даже ночью) без минимальной суммы, с промокодом на первый заказ, со скидками и по специальным ценам.

Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 24 декабря 2024
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x