Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Граффити, эмодзи и Супермен с плащом. Театр осовременил оперу по Шекспиру

  • 15:40, 25 декабря 2024
  • Комментариев[0]

Театр оперы и балета во второй раз за месяц порадовал саратовскую публику премьерой - на Новой сцене выпустили оперу "Укрощение строптивой". Ее в 1957 году написал композитор Виссарион Шебалин, а основой для либретто стала одноименная комедия Уильяма нашего Шекспира. Это произведение стало знаковым не только для самого Шебалина, но и для всей советской классической музыки. Особенно радостно, что премьера не стала проходным спектаклем в саратовском театре, который все еще продолжает ютится на сцене бывшего заводского дома культуры.


Граффити, эмодзи и Супермен с плащом. Театр осовременил оперу по Шекспиру Фото пресс-службы театр оперы и балета

Виссариона Шебалина музыковеды называют одним из самых эрудированных композиторов своего поколения и отмечают его особый интеллектуальный стиль в произведениях. Он был ректором Московской консерватории, ему достались непростые военные и послевоенные годы - с 1942-го по 1948-й. Профессор не просто руководил вузом, но и активно преподавал. Среди его учеников много известных композиторов, в частности, Александра Пахмутова и Тихон Хренников.

Виссарион Яковлевич сочинял во многих жанрах, был успешен и популярен, однако попал под так называемую ждановскую чистку. Речь идет о культурной доктрине, которую разработал секретарь ЦК Андрей Жданов. В 1948 году формалистами от музыки, произведения которых не соответствуют линии партии, вместе с Шебалиным были объявлены гранды советского классического искусства - Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Мясковковский, Попов. Шебалину досталось больше всех, потому что он тогда занимал высокий пост. На совещании в ЦК на него обрушился сам Жданов, а итогом партсобрания в консерватории стало изгнание композитора с поста ректора.

Шебалин страшно переживал произошедшее, но не перестал работать. Через несколько лет после увольнения у него случился инсульт, и он мог двигать только левой рукой. Именно в таком состоянии он и написал партитуру «Укрощения строптивой». Ее называют лучшей советской мировой оперой, написанной по Шекспиру, и считается ,что ее успех позволил реабилитировать имя композитора, пострадавшего от действий партийный номенклатурщиков.

По сюжету у знатного купца Баптисты Минолы (Виктор Григорьев) есть две дочери на выданье — кроткая милашка Бьянка (Виктория Гордиенко) и строптивая хулиганка Катарина (Ольга Кочнева). В Бьянку оказываются влюблены двое дворян, а именно Люченцио (Сергей Филимонов) и Гортензио (Виктор Куценко). Они просят руки красавицы у отца, однако тот ставит условие — он не выдаст замуж Бьянку, пока не найдется избранник для Катарины. Женихи ищут варианты, как побыстрее отправить под венец Катарину, и находят выход в виде дворянина Петруччио (Алексей Смирнов). При встрече они наперебой расхваливают ему девушку, и тот к моменту первой встречи уже оказывается по уши в нее влюблен. Катарина, конечно же, просто так не сдается, и учиняет Петруччио сцены и скандалы, но хэппи энд будет неизбежен.

"Укрощение строптивой" - опера-буфф, то есть комическая опера. Для этого жанра характерны легкость и подвижность действия, небольшое количество действующих лиц, веселье, юмор и ирония в ассортименте. Режиссер Павел Сорокин и художник-постановщик Сергей Новиков решили не отходить от задуманного озорства, а оторваться по полной. Так, в сценической интерпретации текста Шекспира в Саратове неожиданно сплелись комикс и стрит-атр. В комиксах все прямо, крупно и в лоб, для детей, подростков и молодежи. Основой же стрит-арта является граффити и характерная ему эстетика, надписи и смыслы. Объединяет эти жанры визуальная яркость, иногда на грани чего-то кислотного.

Фото пресс-службы театр оперы и балета

Вот и на сцене бывшего ДК "Тантал" появилась необычная конструкция в виде раскрытой книги, на которой с помощью видеопроекции появляется интересная картинка. Причем, меняется она с каждой новой сценой. Вот на балконе появилась Катарина, и на нее тут же указывает стрелочка и надпись "Строптивая", затем Бьянка и надпись "Кроткая" и т. д. Кто есть кто запутаться невозможно. Повороты сюжета сопровождаются облачками мемных реплик и реакциями OMG!, Bang!, Boom!. Облачка с эмодзи уже в натуральном виде на табличках то и дело тоже выносят на сцену. Наконец, Катарина, разуверившаяся в женихах, при помощи баллончика с краской "пишет" на стене дома "Все мужики ..." и пририсовывает изображение козла, а Петруччио одну из своих партий заканчивает в позе Супермена в его плаще и с узнаваемой буквой S на груди.

Костюмы заслуживают отдельных оваций. Герои одеты вроде бы в привычные для шекспировского времени наряды, но их цвета и детали перекликаются с общей стилистикой происходящего. Это было отличной идеей, потому что в чем-то более строгом персонажи точно потерялись бы на фоне сценического безумства.

Все это настолько ярко, интересно и точно нескучно, что исполнительское мастерство, если честно, уходит на второй план. Но уши все равно слышат, а голова думает. В антракте публика шушукалась о работе Ольге Кочневой. Выглядит прима оперного и по совместительству жена худрука, главного дирижера театра, народного артиста России Юрия Кочнева по-прежнему прекрасно, хотя и перешагнула несколько лет назад порог в 60 лет. Стройная, легкая, игривая, стремительно преодолевающая сцену на высоченных каблуках — такая артистка создана для комических опер и оперетт. Однако главное для оперной певицы — это все-таки само пение. Сопрано заслуженной артистки уже далек от идеала, исполнение все чаще выходит тяжелым и натужным, а слова непонятными.

Фото пресс-службы театр оперы и балета

Но на сцене ее Катарина не одна, а потому эти огрехи общей картины не портят. К тому же очень хороши в своих ролях скромная и нежная Виктория Гордиенко, комичный и порывистый Алексей Смирнов, безумно артистичный Сергей Филимонов, по-отечески заботливый Виктор Григорьев.

У театра получилось выпустить премьеру, которая может стать хитом и у опытных зрителей, и у молодых. Отличная идея с видеопроекцией, которую успешно опробовали в балете "Медный всадник", снова показала свою актуальность. При помощи этого приема небольшая сцена становится больше, глубже, обретает воздух, а в руках постановщиков оказывается еще один инструмент для выражения своих идей. Правда, каждый раз использовать видеопроекцию все равно не будешь, а потому публика и труппа все-таки очень хотят вернуться на Историческую сцену. Хотя бы когда-нибудь.

 

Автор: Екатерина Ференец
Новые материалы
  • 24.12.2024, 18:19 Курьерный рост. Почему доставщики выбились в лидеры по зарплатам

    Одной из самых обсуждаемых тем декабря стал пик спроса на курьеров и очередной виток роста их зарплат. При этом некоторые участники рынка уверяют, что огромные заработки доставщиков - это слишком усредненные показатели, а порой и вовсе теоретические подсчеты. Но вслед за новой статистикой появились заявления об угрозе для экономики страны, так как сфера доставки отвлекает от базовых отраслей как минимум 1, 5 млн человек. Также говорится о перекосе на рынке труда - оплата неквалифицированной работы здесь выше, чем у специалистов с образованием и высокими скиллами. Совпадают ли зарплатные предложения с реальными выплатами курьерам и надо ли государству реагировать на угрозу от курьерских сервисов, попытался выяснить СарБК.

  • 24.12.2024, 11:35 Сервис OneБизнес от билайн бизнес и Альфа-Банка создает сайты из товарных каталогов соцсетей и маркетплейсов
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 декабря 2024
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x