Понятно, что правозащитные организации очень недовольны таким новшеством. Однако Белый дом на эту критику вполне резонно отвечает: нынче американцы боятся террористов несоизмеримо больше, чем парней из ФБР. Есть и еще одно "смягчающее" обстоятельство: "Патриотический акт" не вечен. Он принят на 4 года. За это время Вашингтон намерен победить мировой терроризм. Что ж, будем надеяться, поскольку данная цифра имеет конкретную историческую аналогию. Именно за 4 года Советский Союз (да, конечно, конечно, - слышу возмущенные голоса из-за океана - не без помощи США и Британии) разобрался с гитлеровской Германией.
И вот теперь Буш сделал еще один решительный шаг - подписал указ о возобновлении практики применения военно-полевых судов в отношении гражданских лиц, о чем прекрасно помнят американцы, жившие в период Второй мировой, когда военные трибуналы выносили предельно суровые приговоры саботажникам.
Правда, новый указ Буша говорит о том, что трибуналами будут разбираться дела лишь тех обвиненных в террористической деятельности, которые не являются гражданами США.
Первая мысль, которая возникает после ознакомления с документом, - Буш решил запугать потенциальных преступников, поскольку военно-полевой суд США весьма суров. И вынести в нем смертельный приговор все равно, что высморкаться. Да, именно так, несмотря на то, что в 1951 году был принят Единый кодекс военной юстиции, который отчасти приблизил военное судопроизводство к гражданскому. То есть, грубо говоря, принципы инквизиции и сталинских "троек" были заменены на более либеральные. А в 1968 году подсудимым даже стали предоставлять адвокатов.
Но все же существенные отличия есть до сих пор. Прежде всего следует отметить, что заседания военно-полевых судов могут быть полностью закрытыми и засекреченными. И никакая информация - праведный ли суд или не праведный и подогретый патриотическими чувствами судей - не может просочиться в окружающий мир.
Во-вторых, адвоката может и не быть. Как гласит военный кодекс, защитник может отсутствовать, если "не может быть обеспечен по физическим обстоятельствам или в связи с военной обстановкой". Правда, в этом случае командир, отдавший распоряжение о проведении процесса без адвоката, обязан представить "подробное письменное заявление, прилагаемое к протоколу, с изложением причин, по которым предоставление защитника оказалось невозможным". Да, как же, непременно представит, поскольку все сейчас шибко грамотные.
Однако, как показывает практика, террористов-самоубийц запугать таким указом весьма трудно. Значит, указ не имеет смысла?
Отнюдь нет. Существует одно очень важное, пожалуй, даже главное обстоятельство - военно-полевые суды могут действовать за пределами территории США. С помощью этого нововведения снимается деликатный вопрос об убийстве Бин Ладена и его соратников, на которых, если верить Рамсфелду, сейчас активно охотится американский спецназ. Теперь это можно будет сделать на законном основании. Схватив, зачитать загодя составленный приговор, сунуть ствол в ухо и нажать на курок. А потом уж написать в протоколе, что адвокат отсутствовал, поскольку вокруг рвались снаряды.
Законы военного времени пишут не слабонервные, и уж тем более не сентиментальные люди.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей