Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Министр образования РФ В. Филлипов: "Цель реформы - сделать массовое образование более качественным". Ответы на вопросы читателей "Российской газеты"

  • 09:56, 27 марта 2002
  • Комментариев[0]
Министр о школьниках

- В прошлом году на международных олимпиадах российские школьники получили больше всех медалей. Не разрушит ли реформа образования то хорошее, что у нас есть? - спрашивает Николай Павлович Митрофанов, пенсионер из Саранска.

- Мы по-прежнему будем биться за то, чтобы хорошо выступать на международных олимпиадах. Но если у нас лучший в мире балет, то из этого не следует, что в России все занимаются балетом. Нельзя судить о состоянии школьного образования по победам на олимпиадах: это в значительной мере - заслуга тренеров-педагогов наших команд. Между прочим, в нынешнем году наши ребята разделили второе место по математике с американцами. А ведь американская школа признана в мире самой слабой в математике. Но десять человек они натренировали за год и стали призерами. Безусловно, приятно, что мы можем лидировать на олимпиадах, но наша основная цель - сделать более качественным именно массовое образование.

- Когда за рубежом будут признавать наши аттестаты и дипломы? - интересуется Алина Сергеева, студентка из Москвы.

- Сейчас в некоторых бывших республиках средняя школа - девятилетка. Как мы относимся к такому аттестату? Скептически. Чехия, в которой была точно такая же система обучения, как у нас, теперь не признает наши аттестаты, потому что перешла на тринадцатилетнее школьное образование. А Россия только собирается вводить двенадцатилетку. Далее. В нашем аттестате наши замечательные учителя ставят оценки, в том числе и сами себе. А во всем мире это делается на основе аналога единого государственного экзамена, когда учат одни - проверяют другие. Из-за таких вроде бы формальных вещей ни одна страна Европы, кроме бывшего соцлагеря, не признает российский школьный аттестат. А что касается дипломов, то они говорят: да, у вас есть хорошие государственные вузы, но сейчас появилось много частных и почему мы должны признавать их дипломы? Поэтому мы вводим общероссийскую систему контроля качества образования, причем систему, независимую от органов управления образования.

- Два вопроса от Геннадия Абоносимова, преподавателя русского языка и литературы при Ростовском государственном университете путей сообщения. Первый: "В Ростовской области в качестве эксперимента вводится единый экзамен по математике и предполагается, что оценка будет учитываться при поступлении в вуз. Все ли вузы обязаны принимать результаты единого экзамена в качестве вступительного?"

- Все школьники сдают пять экзаменов. Обязательные - математика и русский-литература. Остальные экзамены - в зависимости от профиля вуза, куда выпускники будут поступать. Два старших класса в школе будут профильными, а значит, вместо занятий с дорогими репетиторами дети получат возможность бесплатно в школе готовиться к единому экзамену. Получив по пяти экзаменам свои баллы, никуда не выезжая, абитуриент посылает в пять или больше вузов (по желанию) свои оценки. Лучшие вузы отберут лучших. И Москва не потеряет Ломоносова, который сдаст экзамен в своих Холмогорах. В прошлом году девочка из Якутии разослала свои результаты в несколько высших учебных заведений, и девять из них прислали согласие. Но, конечно, по закону она имеет право учиться лишь в одном. По единому экзамену будут принимать все вузы, в которых нет дополнительных требований. Но, например, в творческих институтах и университетах нужен творческий конкурс, в спортивных - экзамен по физической подготовке, а в ведущих вузах страны - углубленные экзамены по профильному предмету. Например, по физике в Физтехе.

- В какой момент и где будет создаваться аттестационная комиссия, в которой можно будет опротестовать результаты единого экзамена? Какой срок подачи и рассмотрения апелляции? - это еще один вопрос из Ростова.

- Сейчас в стране 600 государственных вузов, и в каждом - приемная комиссия. А теперь вместо 600 комиссий будет 89, по одной в каждом субъекте Федерации. В нее войдут представители всех вузов региона, директора школ, родители. На первых этапах также войдут представители МВД и ФСБ, чтобы обеспечить секретность документов. И там же будет апелляционная комиссия. Школьники сдают единый экзамен до 1 июля. До 10-15 июля они должны разослать документы в вузы. До 1 августа вузы обязаны дать ответ, приняли или нет. Абитуриенты делают свой выбор и сообщают об этом в вуз до 1 сентября.

- Очень беспокоит судьба сочинения. Не исчезнет ли оно как жанр? - спрашивает Виктор Серебров, учитель литературы.

- Сочинение останется. Но вопрос, как оценивать знания по литературе, действительно, самый сложный. Впрочем, и существующее сейчас сочинение нас не удовлетворяет. Разве нынешнее поколение знает Достоевского и Чехова? А в киосках лежат тысячи готовых сочинений...

- "Переход на 12-летнее обучение был задуман ради облегчения нагрузки на школьника. А на деле происходит обратное. Дети спят на уроках" - это строки из письма хабаровчанки Светланы Перминовой.

- Именно потому, что еще не перешли на двенадцатилетку. У модернизации нашей школы три цели: качество образования, здоровье детей и уменьшение нагрузки. Мы не предлагаем снижать уровень школьного образования, но "тонкие" разделы физики, химии, биологии из обязательной десятилетки мы перенесем в старшую профильную школу. Будущему переводчику не нужна физика на углубленном уровне. В то же время мы добавляем часы на двигательную активность. Цель не в том, чтобы было 6 часов физкультуры в неделю, а в том, чтобы ежедневно у ребенка был 1 час двигательной активности.

- Вопрос от Л.И. Верейко, село Дружба Хабаровской области: "Если ребенок должен идти в школу подготовленным, чем же ему заниматься в первом классе?"

- Противоестественно, что сейчас репетиторы готовят детей не только для поступления в вузы, но и для поступления в первый класс. Ребенка на любом уровне подготовки обязаны принять в первый класс школы, которая закреплена за тем или иным микрорайоном. Однако, если в эту школу уже набрали достаточное количество детей из "своего" микрорайона, она имеет право устроить конкурс на оставшиеся места. Мы как раз хотим ввести школьное образование с 6 лет, чтобы дети проще попадали в первый класс. Сейчас 55 процентов малышей посещают детский сад, а остальные - нет. Потом они вместе приходят в школу, и половина класса умеет немножко читать и считать, а половина - нет. Тот, кто умеет, теряет интерес к учебе, потому что проходит все по второму разу, остальные же чувствуют себя неуверенно. Стесняются, замыкаются. Это серьезная травма для детской психики. Вообще начальная школа сильно перегружена, и сейчас для нее разрабатывается новая программа. Возможно, в двух первых классах не будет даже оценок. Кстати, опросы детей показывают: среди тех, кто не "проходил" детский сад и курсы подготовки, 90 процентов хотят учиться в школе. А из тех, кого натаскивают на учебу, 90 процентов боятся идти в первый класс.

- Планируется ли комплектовать школьные библиотеки за счет государства? Программа общеобразовательных школ заметно расходится с программами вузов. Идет ли какая-нибудь работа по их стыковке? Сейчас бюджет школ мало зависит от количества учащихся, изменится ли эта ситуация? - спрашивает директор школы N 25 города Сочи Николай Петрович Гоминов.

- В ближайшие годы государство, видимо, не сможет полностью комплектовать школьные библиотеки. Хотя 30-50 процентам нуждающихся семей мы будем помогать обязательно. Между прочим, раньше все сами покупали учебники. Правда, они тогда копейки стоили. В 78-м было объявлено, что наступила эпоха развитого социализма и государство берет на себя приобретение всех учебников. В 91-м году эпоха социализма кончилась, а привычка к бесплатным учебникам осталась. Но денег на них нет, хотя, конечно, субъекты Федерации сейчас должны помогать тем, кто не в состоянии приобрести учебники самостоятельно. Мы параллельно ведем расчеты, сколько потребуется средств на то, чтобы закупать книги на всю страну. Сумма огромная - примерно 3-4 миллиарда рублей в год. Разница между уровнем школьной программы и вступительным экзаменом в вузы исчезнет, когда введут единый государственный экзамен. Мы не снизим уровень требований вузов, но повысим уровень знаний школьников за счет профильных старших классов. Будет ли количество денег зависеть от количества учеников в классе? Вообще это нормативное финансирование, Если в одной школе больше учеников, чем в другой, первая получает больше средств. Но расчет идет не по числу учеников, а по классам и урокам. Мы просчитываем эти нюансы, поскольку принимаем закон о стандартах школьного образования. На их основе будут разработаны нормативы финансирования.

- Сейчас повысили цены на книги. Коснулось ли это подорожание и учебников? - спрашивает врач Павел Делягин из Санкт-Петербурга.

- Да, но Президент поручил Правительству решить вопрос по отмене десятипроцентного НДС на учебную литературу.

- Директор средней школы N 72 города Воронежа Оксана Николаевна Мирошникова пишет: "Министерство спустило в школы список рекомендуемых учебников. Но в нем десятки наименований. По каким все-таки работать? Не пора ли самому министерству и его методическим центрам определиться в выборе?"

- В том, что много учебников, есть плюсы и минусы. В советское время был единый стандарт, и тогда всех новаторов знали по фамилиям, потому что они бились за свои идеи. А сейчас действительно едва ли не каждый, кто хочет, выпускает свой учебник. Но гриф Министерства образования имеют только те учебники, которые соответствуют требованиям школьного образования. Мы, конечно, запутали и родителей, и учителей этим многообразием, когда по одному предмету выпущено 10-15 учебников. Сейчас принято решение: сохранить по каждому предмету не более трех.

- У меня ребенок изучал граждановедение. Это его любимый предмет: он затрагивает такие понятия, как честь, достоинство. Но по каким-то идейным соображениям пресса учебник по граждановедению страшно ругала. Почему? - Екатерина Маликова, Москва.

- Дело не в учебниках, а в том, что у общества различное отношение, допустим, к каким-то событиям истории. Учебник - лишь отражение этого явления. Школьник должен знать, что в обществе есть разные взгляды на события 17-го года, войну, новейшую историю. И на уроках необходимо анализировать различные точки зрения.

Министр о студентах

- Регулирует ли Министерство образования размеры платы за обучение? - Вера Ивановна Алексеева из Краснодара.

- В этом году мы примем в вузы около 1230 тысяч человек. Из них примерно половина будет учиться бесплатно. Сейчас Министерство образования никак не регулирует платное образование, вузы сами устанавливают плату за обучение. А вот в бесплатном образовании грядут серьезные изменения: уже со следующего года вводим конкурсное распределение государственного заказа на подготовку специалистов. Допустим, Москве нужно 2 тысячи бесплатных мест для экономистов. Мы объявим конкурс, и эти бюджетные места выиграют наиболее сильные вузы.

- Не пора ли сокращать количество мест в юридических вузах, поскольку на рынке труда существует уже переизбыток специалистов? - спрашивает Малахин Вячеслав Борисович, юрист.

- Мы не увеличиваем число бесплатных, бюджетных мест, но почти везде есть специальность "юриспруденция" на платной основе. Допустим, на периферии обучение по этой специальности в аккредитованном вузе стоит 200 долларов. Поступить туда несложно, были бы деньги. И идут все, кто намерен "откосить" от армии. До сих пор в вузе можно было числиться студентом аккредитованного вуза очень долго, хоть до 27 лет. То есть полное освобождение от призыва. Но теперь принята поправка в Закон об образовании, согласно которой можно учиться только нормативный срок - 5 лет.

- Что вы думаете по поводу призыва студентов в армию в 2004 году? Что вы намерены предпринять по защите студенчества, если это решение будет одобрено? - вопрос задает Наталья Морозова.

- Закон о призыве уже подписан, и там есть ряд льгот. Из школы теперь до 20 лет не будут призывать в армию. Если человек поступил в ПТУ, техникум или в вуз, даже если там нет военной кафедры, - в армию его не призовут. Если после ПТУ он поступает в вуз, он тоже не идет в армию.

- Не считаете ли вы необходимым вернуться к системе распределения специалистов для выпускников, получивших образование на бюджетные средства? - письмо от Карасева из Санкт-Петербурга.

- Действительно, сейчас около 50 процентов выпускников педвузов не идут работать в школу. В село не возвращаются 70 процентов выпускников сельхозвузов, а почти половина выпускников Военно-медицинской академии сразу подает рапорт об отставке. Поэтому система распределения просто необходима. И с 2003 года мы будем использовать государственную возвратную субсидию. Тот, кто не смог поступить на бесплатное отделение, получает от государства кредит на обучение. Но мы не выдаем деньги на руки абитуриенту, а перечисляем их вузу. И когда он заканчивает учебу, либо он эту субсидию возвращает, либо едет работать по распределению. Допустим, тем же учителем в деревню - тогда он уже больше никому ничего не должен. То есть он получил бесплатное высшее образование, а мы - нужного нам учителя в нужном месте.

- Слышал, что открылся вуз для детей русских эмигрантов: они хотят учиться у нас, считая наше образование более качественным. Что это за учебное заведение? - спрашивает Олег Цой.

- Вероятно, вуз предлагает дистанционное обучение. Сейчас телекоммуникации дают такую возможность. Это очень характерная тенденция: образовательные услуги идут к человеку - за границу или в деревню, неважно. К примеру, Современный Гуманитарный университет имеет 150 филиалов в стране. Он транслирует свои лекции через спутник. Это очень полезный опыт. Меня часто просят, чтобы я помог открывать филиалы техникумов в райцентрах, чтобы люди оставались на местах: а то приедут, допустим, ребята из деревни в Томск и, окончив техникум, стараются остаться в городе хоть дворниками, но обратно не возвращаться.

Министр о профессорах

Вам послание от А.М. Цалиева, председателя Конституционного суда, доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой конституционного права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета: "Предлагаю провести аттестацию преподавателей вузов Российской Федерации на предмет соответствия полученным ученым степеням и званиям. Тех, кто не соответствует, лишить степеней и званий или хотя бы разработать более совершенную квалификацию разрядов. Перестать выдавать ученые степени и звания тем, кто их не заслужил. Есть сотни примеров, когда ученую степень, в том числе доктора наук, получили люди, не имеющие даже базового образования по соответствующей специальности".

- Как провести аттестацию всех преподавателей вузов? Будет выезжать на места аттестационная комиссия из центра? Это почти нереально. А ведь у нас самая демократичная система оценки работы преподавателя: каждый преподаватель раз в пять лет должен быть переизбран на свою должность ученым советом. Тайным голосованием. Более демократичный механизм придумать трудно. В Европе, если ты поступил в университет, либо тебе продлевает контракт сам декан, либо до конца жизни работаешь профессором, как в Бельгии и Франции. Ситуация с защитами диссертаций начала меняться в лучшую сторону, особенно по сравнению с 90-ми годами, когда у нас половина вице-губернаторов получили докторскую степень. Сейчас мы утвердили новые правила защиты докторской. По ним, во-первых, нужно заранее, за два-три месяца до защиты, опубликовать официальное объявление в бюллетене ВАКа с указанием темы диссертации, даты, часа и места, где будет проходить защита. И любой ученый может выразить свое мнение. А во-вторых, к защите будут допускаться лишь работы, материалы которых опубликованы в лицензируемых научных журналах. Списки этих журналов мы утвердили. Надо сказать, за последние два года число диссертаций, которые ВАК отвергал, увеличилось в два раза. И сейчас люди уже поняли, что халтура не пройдет. Этот поток значительно уменьшился. И не нужно забывать о принятой недавно поправке к Закону об образовании, которая признает лишь государственные дипломы, выданные ВАК.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 27 марта 2002
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x