Заместитель начальника ГУПР Николай Петрученко сообщил, что
в 1998 году в Горном в ряде мест содержание в почве мышьяка было от 2,5 мг/кг до 6 мг/кг. Это выше обычной для Краснопартизанского района нормы. Непосредственно у бочек с люизитом превышение мышьяка в почве еще значительнее, в 7-12 раз. Но все это объяснимо. Объект существует 50 лет, там проводилось перезатаривание отравляющих веществ, возможно, были проливы на землю. Главное, чтобы содержание мышьяка не увеличилось в дальнейшем, при уничтожении люизита и ипритно-люизитных смесей. Что касается превышений по диоксиду и оксиду азота, диоксиду серы, зафиксированных в атмосфере, эти данные предоставлены самими военными, и еще предстоит выяснить, откуда взялись эти превышения. Возможно, виноват асфальто-бетонный завод в Горном, возможно, большое строительство, которое там велось, а возможно, они объясняются сбоем в работе контрольно-измерительной аппаратуры, установленной в поселке Большая Сакма. Обстановка в Горном не простая, но существует надежная система экологического мониторинга и контроля.
У руководителя экологической организации "Союз за химическую безопасность", доктора химических наук Льва Федорова, другое мнение:
"Территория вокруг поселка Горный заражена высокотоксичными ядами диоксинами, которые возникли в течение десятилетий при сжигании иприта и люизита. И количество диоксинов может увеличиться, когда начнут сжигать реакционные массы после уничтожения иприта и люизита - хлор-то никуда не делся, а познакомиться с проектом сжигательной установки наш генералитет не дозволяет. В России есть всего несколько точек, где умеют измерять диоксины в почве, материнском молоке рожениц и так далее, однако Саратовская губерний к их числу не относится.
Оксид люизита, как считает Федоров, имеется в окрестностях поселка Горный.
Об этом сообщает газета "Саратовский арбат".