Цель предлагаемых поправок - предоставление права правительству области на разработку нормативного акта по компенсации процентных ставок по банковским ипотечным кредитам. Субсидии из областного бюджета на указанные компенсации будут предоставляться следующим категориям граждан: участникам программы строительства жилья для молодых семей, многодетным семьям, работникам бюджетной сферы и гражданам, проживающим в жилых домах, признанных непригодными для проживания.
Предполагается, что размеры субсидий на компенсацию ставок по процентам ипотечных кредитов составят 50-60 процентов от расходов на обслуживание этих кредитов, а для отдельных категорий семей, например, проживающих в аварийных домах - до 80 процентов. Эти меры позволят сделать ипотечные кредиты более доступными.
По сведениям президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, сообщает "РГ", на сегодняшний день емкость рынка ипотечного кредитования в России составляет 50 миллиардов долларов. Объем средств, полученных за счет выдачи кредитов на ипотеку на начало 2005 года, составил 1 миллиард долларов.
По данным АРБ, в настоящее время по ипотечной схеме приобретается всего 1,5 процента жилья, в то время как 75 процентов граждан нуждаются в улучшении жилищных условий. Власти приняли ряд законов, регулирующих отношения заемщиков и кредиторов. Последний из них, Закон "О кредитных историях", вступил в силу на прошлой неделе, но особого оживления на рынке ипотеки пока не наблюдается.
Аналитики выделяют три экономические причины, тормозящие развитие ипотеки в России. Первая - это необоснованно высокие цены на жилье. Вторая причина заключается в том, что банки требуют от клиентов высокие (до трети или даже до половины суммы стоимости) первоначальные взносы за квартиру. Выложить такую сумму сразу большинство россиян пока позволить себе не могут. Третья беда ипотеки - слишком высокие процентные ставки. Из-за них купленная в кредит квартира в конечном счете обходится клиенту едва ли не на четверть дороже первоначальной стоимости.
Главная проблема - низкий уровень развития российских банков, что, кстати, признают и сами банкиры. Многолетние ипотечные кредиты остаются для банков весьма рискованными, а высокий риск всегда означает высокий процент. Правда, банки планируют добиться сокращения ставок за счет выпуска ипотечных облигаций под государственные гарантии.
Уже сегодня банки, чтобы привлечь клиента, увеличивают сроки погашения кредита до 20 лет, отказываются от штрафных санкций за досрочную выплату, не требуют официального подтверждения всей суммы дохода заемщика и поручителей. Правда, у подобной лояльности есть и оборотная сторона. В обмен на то, что банк не будет интересоваться происхождением средств, он может выдать кредит под более высокий процент. Или повысит первоначальный взнос чуть ли не до половины стоимости квартиры. А вот за слишком низкой процентной ставкой часто скрывается высокая комиссия за открытие и ведение ссудного счета.
Неподготовленность банковской системы - не единственная проблема российской ипотеки. В России очень низка платежеспособность населения, средний доход россиянина в конце 2004 года не превышал 5 500 рублей, в то время как средний размер платежа, по данным АИЖК, составлял 5 800 рублей.
Что касается законодательства, то оно в принципе готово к "большому скачку". Решен ряд вопросов, связанных с возможностью обращения взыскания на заложенное жилье, отменено требование об обязательном нотариальном удостоверении договора, улучшены условия по предоставлению налоговых вычетов.
Наиболее спорный из принятых документов - Закон о долевом строительстве, механизмы практической реализации которого пока не вполне понятны. В своих комментариях к этому документу многие крупные девелоперы неоднократно отмечали, что в новых условиях мелким и средним застройщикам будет очень тяжело выживать и многие из них просто покинут рынок. Скорей всего, однако, этого не произойдет.
Решить проблему длинных ресурсов, столь необходимых российскому банковскому сектору для организации полноценной системы кредитования, призван в первую очередь Закон об ипотечных ценных бумагах.
Из 210 подзаконных актов, которые должны были дать жизнь пакету жилищных законов, правительство приняло лишь один.
Глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович считает, что правительство недостаточно работает над решением жилищного вопроса. Впрочем, не только правительство следует винить за то, что не работает жилищный пакет. Сейчас в Думе лежат поправки к нему, которые должны были быть приняты в весеннюю сессию. К примеру, в них корректируются нормы залога при предоставлении кредита застройщику: ему будет разрешено "закладывать" в банке права на ту часть дома, в которой квартиры еще не распроданы потенциальным дольщикам, - чтобы дольщики и банк выступали в качестве кредиторов одной очереди. Отложены в долгий ящик и законы, которые были "изъяты" депутатами из пакета в прошлом году.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 17:13Экономика
-
20 Ноя, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика