- Алексей Иванович, кто приезжал в Саратов?
- Прежде всего это руководители расчетно-кассовых и информационно-вычислительных центров России. Всего это более 180 человек из 80-ти городов России. Также приехали в Саратов и руководители федеральных структур. Были представители из Росстроя. Целая делегация представляла предприятия-разработчиков программных продуктов в системе коммунального биллинга, т.е. программных решений для расчета, начисления и сбора жилищно-коммунальных платежей. В ходе конференции был изучен опыт работы других регионов. По данным Росстроя, за 5 месяцев 2005 года сравнительный уровень сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по России составил 93,5%. При этом, в ряде регионов уровень собираемости даже в благоприятные месяцы не превышает 75%. В Саратове этот показатель значительно выше. Например, по итогам за май сбор составил более 100 процентов от текущих начислений. Именно поэтому на конференции широко представлен был и наш саратовский опыт. В работе конференции приняли участие представители правительства Саратовской области, администрации города, руководители всех расчетно-кассовых центров области.
- Чему были посвящены предыдущие пять конференций и почему 6-ая прошла в Саратове?
- Такие конференции проводятся ежегодно. Предыдущая проходила в Геленджике. Главным организатором конференции является некоммерческое партнерство "Межрегиональная интеграция информационных технологий ЖКХ". Это российская ассоциация, в которую входят представители расчетно-кассовых и информационно-вычислительных центров России. Все конференции в той или иной степени посвящены работе РКЦ и ИВЦ в системе жилищно-коммунального комплекса страны. Например, прошлая была посвящена теме "Расчетно-информационные центры - составная часть муниципальных информационных систем". В этом году в период реализации нового Жилищного кодекса весьма актуальным становится вопрос определения места и роли расчетно-кассовых и информационно-вычислительных центров в этом процессе. Этот вопрос волнует не только муниципалитеты, но и органы исполнительной власти федерации. Поэтому для 6-ой конференции была выбрана тема "Задачи информационных расчетных центров ЖКХ в системе управления жилищным фондом и предоставлением коммунальных услуг".
Почему НП "МИИТ ЖКХ" решил проводить конференцию в Саратове - это надо было спрашивать у президента этой организации Александра Сурнина. А как представитель стороны, принимающей столь представительную делегацию, могу высказать свое мнение. Во-первых, Саратов уже становился местом проведения подобных мероприятий. В 2004 году в городе прошел межрегиональный семинар "Современные технологии коммунальных расчетов для региональных центров". К нам приезжали представители расчетных центров из 19-ти регионов России: Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Новосибирска, Тамбова, Архангельска, Челябинска, Калининграда и других городов. В ситуации отсутствия общих норм и правил работы в системе коммунального биллинга всем приходится опираться на успешный и позитивный опыт своих коллег. Показательно, что за таким опытом приезжают в Саратов. По мнению Росстроя, ЕРКЦ Саратова в 2004 году вошел в число лучших предприятий ЖКХ по работе в новых экономических условиях в своей отрасли. Нам есть о чем рассказать своим коллегам из других регионов. Участниками конференции положительно была оценена наша разветвленная сеть пунктов по работе с населением. Сегодня в Саратове оплатить жилищно-коммунальные услуги можно в более чем 180 местах, некоторые из которых работают с 8 до 22 часов. В Уфе, например, сеть абонентских пунктов насчитывает только 12 мест оплаты. Надо отметить, что принципиальную помощь в работе и развитии нашего ЕРКЦ мы видим от мэра Юрия Аксёненко. Как руководитель города он практикует критическое отношение к проблемным вопросам в предприятиях городского хозяйства, но при этом не поддерживает деструктивное критиканство и спекуляции, ведущие к разрушению системных завоеваний и достигнутых реальных успехов. Для тех руководителей, которые на пустом месте, с нуля, и в непростых условиях реализуют социально значимые проекты, взвешенное и сбалансированное отношение со стороны высшего руководства - критичная управленческая ценность. Пропадает такой подход - запредельно повышаются риски. Совершенно точно знаю, что такими сбалансированными отношениями могут похвастаться далеко не все руководители информационных расчетных центров в других городах. И это сказывается на отношениях с поставщиками, потребителями и оставляет отпечаток на морально-психологической обстановке в самом коллективе предприятий. Расчетно-кассовые центры - это ведь не только система по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги. Это еще и уникальная информационная система, перед которой власть ставит требующие решения задачи. Одна из них социальная поддержка населения. Так, решением Коллегии при мэре в ноябре прошлого года была создана рабочая группа по выработке дополнительных мер социальной защиты граждан. Сегодня ЕРКЦ и комитет по труду и социальному развитию администрации города ведут работу над уникальным проектом, реализующим положения постановления Правительства РФ N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг". Ведется работа над созданием единого информационного пространства между органами социальной защиты населения.
- Расскажите подробнее об этом проекте?
- В рамках реформирования всей системы ЖКХ важным условием является недопущение ухудшения условий жизни у наиболее незащищенных слоев населения. Решение этой задачи в условиях замены льгот и субсидий денежными компенсациями требует создания стабильной системы гарантированного и своевременного получения финансовых средств теми гражданами, которые имеют право на получение компенсаций, предоставляемых на оплату жилищно-коммунальных услуг. Реализация 444-го постановления Правительства требует целого ряда организационно-правовых и технологических мероприятий. Во-первых, это проведение работы по обеспечению взаимодействия всех участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг субъектов, а это ДЕЗы, ТСЖ, ЖСК, поставщики коммунальных услуг, органы регистрации прав собственности и учета миграционного движения населения. Задача проекта - уменьшение количества документов, требуемых от граждан при оформлении субсидии. Во-вторых, это оптимизация процесса перечисления субсидий на персонифицированные счета граждан. Федеральный законодатель четко установил, что перечисление должно осуществляться к началу установленного периода оплат потребленных жилищно-коммунальных услуг, т.е. к 1 числу месяца. Еще одной технологической задачей становится разработка универсальной системы по учету предоставленных льгот и субсидий. Все вышеизложенное говорит о том, что должен быть создан централизованный и независимый оператор в этой сфере. Таким оператором должен быть расчетно-кассовый или информационно-вычислительный центр, обладающий эффективными технологиями по формированию, координации и актуализации различных информационных фондов. Как уже было сказано выше, для решения этой задачи Единый расчетно-кассовый центр Саратова и комитет по труду и социальному развитию администрации города реализуют совместный проект по созданию единого информационного пространства между органами социальной защиты населения. В настоящее время проведено обследование существующих программно-информационных сред всех участников этого процесса, по результатам которого было разработано техническое задание на доработку программно-технологического комплекса ЕРКЦ в части обслуживания субсидий и льгот. Уже поставлена базовая версия программного продукта и в настоящее время проходит ее адаптация. Весь комплекс работ планируется завершить к концу текущего года. Создание единого информационного пространства между ЕРКЦ и комитетом по труду и социальному развитию администрации города является первым практическим шагом по формированию единой городской информационной системы - ЕГИС.
- А что это такое?
- ЕГИС - это единый городской информационный центр, который содержит информацию по всем ключевым направления жизнедеятельности города. Построение Городской информационной системы должно базироваться на оперативном информационном обмене между базами данных, используемых для корректного учета и начисления стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг, расчета субсидий, учета льгот, адресной социальной и медицинской помощи. ЕГИС должны включать базы данных паспортных служб, органов регистрации прав собственности и т.д. В качестве потенциальных пользователей городской информационной системы могут быть единая аварийно-диспетчерская служба с возможностью автоматизированной регистрации аварий и случаев недопоставок коммунальных услуг, городская справочная служба. Большую актуальность такая информация будет представлять и для реализации различных инвестиционных проектов в рамках городского хозяйства. Поэтому именно активное и корректное участие руководства города особенно значимо в реализации этой программы. Несмотря на всю внешнюю виртуальность такой системы для простого обывателя, это будет реальная помощь и городу, и горожанам.
- Давайте вернемся к конференции. В своем докладе Вы большое внимание уделили роли информационных расчетных центров в реализации новых положений жилищного законодательства. Расскажите об этом.
- Принятые на федеральном уровне нормативно-правовые и акты принципиально по-иному выстраивают взаимоотношения между собственниками жилья, управляющими организациями, поставщиками услуг и органами власти. Можно говорить о том, что предпринимается попытка социально обусловить политику компенсаций, мотивированно разнести нагрузку по содержанию системы жилищно-коммунального хозяйства на всех субъектов отношений и четко закрепить за ними соответствующую меру ответственности. Кроме приведенного выше постановления Правительства РФ N444, речь идет о постановлении N 392, устанавливающего необходимость выставления счетов населению на оплату ЖКУ, N 441, устанавливающего стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Ключевым и наиболее значимым для всего нормативно-правового пространства ЖКХ России является новый Жилищный кодекс. Вместе с тем, необдуманная, лишенная необходимого информационного и консультационного сопровождения реализация установленных правовых норм может иметь далеко идущие последствия для граждан и деятельности по обеспечению жизнедеятельности системы в целом. Проводимый на сегодня многими юристами и экспертами анализ всех изменений законодательства уже позволяет наметить общий план согласованных и взаимозависимых действий всех заинтересованных участников для эффективной их практической реализации. Так проведенная юристами нашего предприятия аналитическая работа позволила выделить основные направления работы, выполнение которых требуют положения нового Жилищного кодекса и которые необходимо оперативно учесть в текущей деятельности. Кстати, на конференции было принято решение о создании общего банка знаний в этой области, в котором бы аккумулировался весь успешный и положительный опыт. Таким общедоступным корпоративным банком знаний будет Интернет-портал, позволяющий любому пользователю получить консультационную, информационную и организационную поддержку в пиковый для него момент от всех участников интерактивного процесса обмена знаниями. Знаково, что созданием сайта будут заниматься саратовские специалисты.
- Не потому ли, что сайт саратовского ЕРКЦ взял гран-при в номинации "Реальная экономика" и стал победителем Всероссийского конкурса "Новая реальность 21-ого века"?
- Может быть и поэтому.
- Что ожидает ЕРКЦ в ближайшем будущем?
- Они будут развиваться. Одним из итогов 6-ой Всероссийской конференции стало понимание того, что информационные расчетные центры, обладающие необходимым технологическим потенциалом, профессиональными кадрами, опытом работы со сложными базами данных, должны взять на себя информационное обеспечение реформы ЖКХ. Дискуссии, споры, выступления на конференции подтверждают сказанное мной. Создание оптимальных условий взаимодействия между потребителем и поставщиком услуги не возможно без наличия доступной, открытой и достоверной информации между ними.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью