Сергей Вадимович, Ваш проект стал первым муниципальным театром в Саратове и единственным театром магии и фокусов в России. "Самокат" родился "в рубашке"?
- Это был 1985 год, когда законом закреплялись только государственные театры. Вдруг пожелал возникнуть новый, частный театр - незапланированный ребенок в семье зрелищных искусств, что для власти было неприемлемо.
Я, как молодой режиссер, выпускник Щукинского училища, решил создать особенный театр в Саратове. Два года ушло на то, чтобы получить все разрешительные документы. Мы обращались в газеты "Правда", "Известия", Совет Министров, в обкомы, горкомы партии, органы культуры, обошли сотни инстанций. Наконец, в 1987 году вышло постановление горисполкома Саратова открыть наш театр. Первоначально мы создавались как саратовский молодежный камерный театр-студия. Отсюда и название - "САМОКАТ". А поскольку на первых порах денежной поддержки мы не видели, в стенах театра родилась еще одна трактовка названия - "сами едем, сами катим". Фокусы были лишь одним из увлечений. Перелом в пользу того, каким театр стал и существует до настоящего времени, произошел после моей поездки в США. Волей случая и благодаря знанию английского, я выиграл грант и уехал на двухмесячную стажировку. У меня была специальная программа в городе Цинциннати, штат Огайо, которая включала встречи с известными американскими иллюзионистами. Самое яркое воспоминание оттуда - это знакомство с Дэвидом Копперфилдом. Я был на одном из его легендарных представлений в Кентукки. Мы долго общались за кулисами. По моему приглашению он впоследствии приезжал с концертами в Москву и Санкт-Петербург. Уже здесь великий фокусник подарил мне автопортрет с дарственной надписью: "Желаю удачи, Сергей!".
В Америке вообще в плане магического искусства много всего интересного - театры фокусов, магазины фокусов. Я, например, работал в магазине известного американского иллюзиониста Тома Фрэнка. Русскому человеку очень трудно понять, что из себя представляет "мэджик шоп". В таких маркетах продавец, как правило, профессиональный иллюзионист. Он предложит обилие специализированного товара, покажет каталог, в котором свыше 5 тысяч наименований. В каждом штате работают фабрики по производству реквизитов для фокусов, где вместо профсоюзов организованы клубы фокусников. Вроде получается, что не американец, то фокусник. Однако нужно еще и артистом быть, суметь подать фокус. Кио говорил, что "фокусы показывать могут все, самое главное - как".
Как, по-Вашему, что предпочтительнее, 5-6, но известных имен, ставших в России нарицательными, как Кио, Акопян или то, что делают в Штатах сотни иллюзионистов?
- Во-первых, в России жанр фокуса не развит, за исключением циркового чародейства Кио, Вадимова, Акопяна. Политика такова, что на эстраде присутствуют артисты разговорного жанра и певцы. В Америке жанр фокуса занимает второе место среди развлекательных. Например, в Цинциннати 56 иллюзионных каналов. Каждый посвящен определенному виду метаморфоз - детские, семейные фокусы, фокусы для бизнесменов, эротическая магия, которую, кстати, освоили и мы в своих представлениях для взрослых.
Во-вторых, если вы придете в гости к американской семье, вас обязательно будут развлекать различного рода приколами и фокусами. В русском доме травят анекдоты и поют. Это менталитет. А потом, этот жанр развит не только в США. В Голландии, Швеции, Дании, Чехии каждый третий умеет показывать фокусы, существуют объединения иллюзионистов - "клубы волшебников". Магия это или нет, но в этих государствах снижен порог преступности.
Как складываются отношения с попечителями театра?
- За последние 10 лет мы самый успешный среди муниципальных театр в Саратове. У нас высокие плановые показатели. Каждый год театр дает свыше 150 спектаклей при плане в 140, перевыполняет норму и по зрительской заполняемости, выпускаем по две премьеры ежегодно. В 2005 году каждый спектакль прошел с аншлагом. Это при том, что еще не каждый желающий может к нам попасть. Дело не в фэйс-контроле. Просто мест не хватает. Их всего 80. Я, как художественный руководитель театра, считаю, что единственный театр фокусов в стране - это достояние Саратова. Не так давно мне попался на глаза "Путеводитель по Саратову". Я был крайне удивлен, когда в разделе "Театры Саратова" я не обнаружил данных о "Самокате".
Чиновники стараются не замечать наш театр, хотя большее число гостей города идут именно сюда. У нас всегда бывало все консульство Германии в Саратове, консул очень любил этот жанр, на наше представление приходил посол США в России, были студенты из Индии, Турции - иностранцев очень много. Часто с просьбой принять обращаются руководители различных делегаций в Саратове. Основная наша проблема - отсутствие собственного помещения с залом хотя бы на 120 мест. Пока мы не просим. Власть наши проблемы знает - они на поверхности. Еще одна проблема возникла недавно. Дом офицеров - это федеральная собственность. Со следующего года повышается аренда помещений в этом здании в семь раз. Мы уже думаем, что придется выезжать на улицу, потому что комитет по культуре города физически не сможет выделять на содержание театра такие деньги. Сейчас мы платим за аренду порядка 100 тысяч в год. С учетом повышения тарифа сумма составит 60 тысяч рублей ежемесячно, тогда как зарабатываем около 400 тысяч в год. Пока работает решение комитета по имуществу оставить "Самокат" в Доме офицеров в качестве бюджетной организации. Следовательно, арендная плата еще год останется на неизменном уровне. Что будет через год - неизвестно.
Какую оценку вы можете дать положению дел в театральной среде Саратова?
- Это очень больной вопрос. Часто Саратов называют культурным очагом. Но мне порой кажется, что чиновники из учреждений культуры таковою не занимаются. А занимаются массовыми городскими мероприятиями. Может они и нужны, но вот именно что для масс. А есть ведь очаги культуры в прямом ее значении. Например, наш театр. Как-то немецкий консул после очередного представления удивился: "Мэр Саратова, наверное, постоянно ходит на спектакли?" Я ответил: "Юрий Николаевич ни разу у нас не был", хотя хотелось ответить по-другому. Я вообще считаю, что открывать театр нужно для того, чтобы впоследствии им гордиться. А власть нас даже и в лицо не знает. Возникает вполне резонный вопрос: зачем открывать столько театров? Театр должен рождаться сам. Его искусственно создать нельзя. Если кто-то вдруг почувствовал в себе гениального режиссера или актера и ему создают театр - это еще не значит, что зритель полюбит этот театр. Зрительскую симпатию купить нельзя. А вот если появляется режиссер со своей творческой индивидуальностью, сплачивает вокруг себя талантливую группу артистов и громко заявляет о себе одной премьерой, второй, третьей - вот это нужно узаконить, это начинание нужно поддерживать. А у нас порой все заканчивается только росчерком пера и решением "завтра открываем театр". Такие театры не нужны. Они умрут рано или поздно.
Я не хотел бы называть эти театры, но скажу, в Саратове они есть.
Другая проблема, с которой сталкивается театральное сообщество - это вопрос с финансированием. Слава богу, что Союз театральных деятелей отстоял отмену тех драконовских мер, которыми нас хотели удавить, по-другому это не назовешь. Театры пытались бросить на полное самообеспечение, лишить дотаций. По-прежнему острота этого вопроса не снята. Сейчас в комитете культуры всем руководителям малых театров предлагают самим финансировать и постановки, и содержание помещений. Или говорят о не менее болезненном варианте: 50 на 50. Постоянно повторяют: "Вы должны все время увеличивать свои доходы". А как их увеличивать, если возможностей для этого нет? У многих коллег по цеху нет собственных помещений, а которые есть, как у нас, не позволяют вместить всех желающих. А реквизиты? Самый простой реквизит для наших спектаклей стоит около $100, самый дорогостоящий - 10 тыс. К этому прибавьте оплату транспортировки из США. А на постановки денег никто не дает.
Сергей Вадимович, продолжается строительство нового здания ТЮЗа. На Ваш взгляд, сумеет ли театр содержать такое огромное строение? Как Вы полагаете, может есть иной способ использования здания?
- Содержать такое огромное здание, безусловно, очень сложно и накладно. Неизвестно, что будет со старым зданием. Я не знаю планов властей на этот счет. Однако многие деятели искусства рассчитывают, что управленцы поступят справедливо. Хочется, чтобы его использовали рационально. Например, можно приложить силы и организовать полноценный концертный зал, отсутствие которого ощущается в Саратове. По-прежнему используются сцены, совсем не предназначенные для шоу. А можно было бы отдать это здание "нуждающимся". Я не имею в виду "Самокат", поскольку наш театр - камерный и огромного количества мест в зрительном зале, такого, как есть в ТЮЗе, нам иметь непозволительно. Есть много других культурных заведений, положение которых требует разрешения "квартирного вопроса".
Вы посещаете саратовские театры?
- Я несомненно слежу за театральной жизнью в городе. Посещаю драму, ТЮЗ, оперный. Хотя репертуар меня не устраивает. Я сторонник психологического, бытового, наконец, традиционного театра. Иногда совсем не понимаю того, что делал в Драме Антон Кузнецов. Вообще театральная среда Саратова очень разрозненна. Возможно это упущение местного отделения Союза театральных деятелей. Недавно я был избран членом правления этой организации. Я очень хочу повлиять на сложившуюся тенденцию и постараться объединить всех театральных деятелей в команду одного корабля. Кстати, я не разу не видел, чтобы артисты других театров приходили в "Самокат", например. Станиславский и Немирович-Данченко любили цирковое искусство и с удовольствием ходили на представления. А мы не интересуемся творчеством друг друга, конфликтуем, строим козни.
В августе 2006 года в столице Швеции состоится международный конгресс фокусников. Для Вас это событие что-то значит?
- Вот уже полгода как мы всем театром живем ожиданием только этого события. Это будет потрясающее мероприятие, куда приедут фокусники со всех стран мира. В этот раз мы едем в Стокгольм пока только на учебу. В рамках конгресса запланированы семинары, конкурсные программы, дискуссии, будут работать лаборатории, дилерские сети по продаже реквизитов, трюков. Известные иллюзионисты из Японии, США, Голландии проведут свои мастер-классы. Один из мастер-классов проведет Дэвид Копперфилд, Ланс Бартер. Мы уже оплатили заявку и получили приглашение. Поездка в Швецию обойдется театру в 200 тыс. рублей. Очень надеемся на поддержку власти. Посещение конгресса стоит того, тем более следующая возможность познакомится с опытом легендарных иллюзионистов представится только через 5 лет.
В ноябре 2006 года "Самокату" исполняется 20 лет. Чем Вы отметите свой юбилей?
- Я не сторонник юбилеев, таких, которые устраивают себе многие известные деятели искусства и не только. В планах снять зал филармонии и сделать два бесплатных представления для социально незащищенных детей. Мы покажем избранное из всех 18-ти шоу, созданных нами за 20 лет. Вот это будет праздник. В 2007 году мы планируем провести в Саратове Всероссийский или Международный фестиваль фокусников. Мы пригласили российских и зарубежных коллег. Иллюзионист из Израиля Паавли, французский фокусник Амаду, американцы Дэвид Ли и Патрик Смит уже дали согласие. Подобные фестивали проходят во многих странах мира ежегодно. На них съезжаются более 500-т волшебников. Доказано специалистами, что несколько дней чудес сокращают число преступлений на той территории, где проходит фестиваль. Сегодня городской комитет по культуре поддерживает наше начинание. Надеюсь, за два года решение комитета не поменяется.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью