Леонид Александрович, напомните для начала порядок установления цены на услуги поставщиков тепловой энергии.
- Органы госвласти решением комитета по регулированию тарифов области при помощи экспертного совета, в который входят депутаты и представители заинтересованных сторон и муниципальных образований, устанавливают цены на услуги поставщиков тепловой энергии, другими словами, стоимость гигакалории каждому поставщику по каждому муниципальному образованию.
Тепло, как известно, жители получают от нескольких поставщиков...
- Самый крупный поставщик тепловой энергии в Саратове - "Волжская территориальная генерирующая компания' (ВоТГК), бывшее "Саратовэнерго". У этой компании два тарифа на стоимость гигакалории. Это - на производство и передачу тепловой энергии по магистралям, подключенным к ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, "СарГРЭС" и ТЭЦ-5, и тариф по котельным, которые ранее находились в аренде у разных организаций. Последним арендатором муниципальных котельных были "Саратовские коммунальные системы" (СКС).
Другие поставщики - "Теплоэнергосистемы", "Теплоэнергоресурс", "Радиоприборный завод", "Контакт" и др. - не имеют решающего для Саратова значения, как ВоТГК. Тем не менее, для них также устанавливается свой тариф.
У кого услуги дороже?
- Самая дешевая стоимость гигакалории установлена для станций ВоТГК, самая дорогая - для котельных "Теплоэнергоресурса". Последняя организация эксплуатирует самые проблемные котельные, отсюда и цена гигакалории.
Органы местного самоуправления, исходя из нормативных документов РФ и правительства области, формируют тарифы для населения. Они состоят из двух частей: тарифов поставщика и нормативов потребления услуг.
Стоимость гигакалории, на основе которой рассчитываются тарифы для населения, равна самой низкой цене гигакалории поставщика тепла, при условии, что этот поставщик производит не менее 25% тепла в муниципальном образовании.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право сделать определенные надбавки к стоимости гигакалории за те затраты, которые необходимы для транспортировки тепла по муниципальным сетям. При формировании тарифа в Саратове за основу бралась стоимость гигакалории станций "Саратовэнерго" (ВоТГК), равная 398 руб. (с учетом НДС) плюс величина затрат на транспортировку тепла. В 2006 году рост стоимости гигакалории для населения составил 10,5%.
Как менялись тарифы в последнее время?
- Комитетом областной Думы совместно с комитетом по тарифам и министерством по строительству и ЖКХ области, комитетом ЖКХ Саратова, начиная с августа 2004 года, проводится кропотливая работа по изучению истинного объема потребления тепла и горячей воды.
В 1993 году норматив потребления тепловой энергии на отопление одного квадратного метра жилой площади в месяц составлял 0,022 Гкал на кв. метр, в 2002 - до 0,0145 Гкал. Менялась методика расчета. В 2002 году тарифы менялись несколько раз в течение года и выросли на 60 процентов.
После того, как по иску прокуратуры были отменены тарифы, установленные городской Думой, норматив потребления тепла был искусственно занижен.
За два года работы, основываясь на многочисленных актах замеров показаний приборов учета на ЦТП, тепловых пунктов домов и объектов соцсферы, стало возможно сделать вывод, что норматив потребления тепловой энергии по городу составляет 0,0161 Гкал на кв. метр отапливаемой площади в месяц. Это при условии, что оплата тепла производится круглогодично.
При посезонной оплате норматив потребления теплоэнергии будет меньше, так как расчетный период отопительного сезона составляет 182 дня, а по факту последних 10 лет он не продолжается более 174 дней. При оплате за тепло в течение отопительного сезона норматив потребления составляет 0,030 Гкал на кв. метр. Посезонная оплата выгоднее для плательщиков, при оплате в течение всего года население переплачивает 8 процентов.
А по горячей воде?
- Что касается нормативов потребления горячего водоснабжения (ГВС), то реальный показатель по Саратову составляет 0,23 Гкал на человека в месяц. Этот показатель подтверждается показаниями приборов учета поставщиков тепла и горячей воды. Он также менялся на протяжении последних 10 лет и варьировался от 0,24 до 0,14 Гкал на человека. Но в Саратове имеет место неконтролируемое хищение горячей воды за счет несанкционированных врезок. Разворовывается до 10 процентов по вине недобросовестных коммунальщиков, руководителей ТСЖ, ЖСК и ДЕЗов, допускающих такие врезки.
В декабре, накануне выборов, городская Дума приняла норматив потребления ГВС равный 0,199 Гкал на человека в месяц. Занижение реального норматива на 0,031 Гкал и дали администрации Саратова повод утверждать, что в городе есть сверхнормативные расходы горячей воды.
Это утверждение мне кажется необоснованным, так как расход теплоносителя на ГВС существенно разнится в зависимости от времени года. Зимой потребность в горячей воде ниже, чем летом. Зимой работа теплосистем в большинстве случаев в замкнутом режиме позволяет экономить теплоноситель на подогрев холодной воды в бойлерах, в отличие от лета, когда идет прямой водоразбор.
Теперь об объемах потребления, перерасходах и оплате...
- Теоретически никаких перерасходов относительно нормативов ГВС, установленных прежней гордумой, в городе быть не должно. Для достижения консенсуса в этом вопросе, "ВоТГК" по просьбе нашего комитета провела анализ физических объемов, на которые они производят поставку отопления и горячей воды. Получилось, что по заключенным с компанией договорами на 474 713 человек приходится отапливаемая площадь 12 976 000 кв. метров. Исходя из этих показателей и тарифов, установленных городской Думой, получается, что население за тепло и ГВС должно платить ВоТГК около 182 млн рублей в месяц. Из этой суммы следует вычесть стоимость холодной воды, которую энергетики перечисляют "Водоканалу", это 7-8 млн рублей.
Получается, что порядка 175 млн должно ежемесячно перечисляться "ВоТГК" городской администрацией за тепло ТЭЦ и котельных. Сюда следует прибавить 30 млн рублей, которые идут на объекты социальной сферы.
При анализе счетов "ВоТГК" по поставкам ТЭР от ТЭЦ и котельных за январь, февраль и март можно увидеть, что в январе выставлен счет в 372 млн рублей, в феврале - 350,5 млн, в марте - 333,9. Причем в марте пока ориентировочный показатель, по факту он будет ниже. В любом случае можно считать, что среднемесячное потребление по "ВоТГК" в зимние месяцы составляет 340 млн рублей.
В результате отмены посезонной оплаты за тепло, на ту площадь, которую отапливает ВоТГК, недоплата населения из-за перехода на круглогодичные платежи составляет в месяц 12,98 млн кв. м х 8,73 руб./кв. м = 113 млн рублей. Если из 340 млн вычесть 113 млн, остается 227 млн. Именно такую сумму город должен был платить ежемесячно энергетикам в январе, феврале и марте. Из них на потребление соцсферы приходится 32 млн рублей. Остается 195 млн рублей - именно такую сумму должно платить ежемесячно население Саратова за ГВС и тепло при круглогодичном режиме оплаты.
В нашем расчете уже фигурировала цифра 175 млн рублей - такой должна быть оплата услуг "ВоТГК" со льготами и субсидиями и со средствами населения за ГВС и тепло, которыми пользуются 474 713 000 человек. Не хватает 20 млн руб. Это как раз и есть то самое возмещение убытков поставщика по постановлению правительства области, связанное с тем, что тарифы котельных существенно выше, чем тарифы ТЭЦ. Это возмещение должно выплачиваться администрацией Саратова, и средства на это были переданы при межбюджетном регулировании при формировании областного бюджета 2006 года.
И каждый сезон требуется n-ная сумма на покрытие долгов энергетикам.
- Наблюдая ситуацию в городской Думе, мы с зампредом правительства области Алексеем Щербаковым поняли, что механизма возмещения убытков поставщика в Саратове нет, и не предвидится. Правительство решило выплатить из бюджета области 135 млн рублей. Именно такая сумма приходится на возмещение разницы в тарифах поставщиков на весь год по всем поставщикам. К тому же сложилась такая порочная традиция, что ежегодно в декабре администрация Саратова просит денег на покрытие долгов по ТЭР.
Решение выплатить 135 млн далось зампредам правительства и облдумы с некоторым трудом. Но, принимая в расчет компетентность, если не сказать исторически сложившуюся хитроумность специалистов администрации Саратова, минЖКХ все же начало выплаты. Хоть деньги при формировании бюджета и были в Саратов переданы, но выборы - это плановая чрезвычайная ситуация, решили помочь. Ведь угроза отключения тепла в начале апреля была более чем вероятна, и не всем же заниматься политикой, кто-то должен и о населении позаботиться.
Обещают летом оставить город без горячей воды. Что делать?
- Приведенный выше анализ подтверждает скорбный факт, что в городе разрушена система сбора платежей с населения. И недоплата жителей составляет не 25 млн рублей в месяц, как утверждают в администрации областного центра, а гораздо больше. Пока главы районов вместе с руководителями управляющих компаний не сядут за стол и не разберутся с недоплатами, порядка не будет. Необходимо выстроить жесткую систему по оплате ЖКУ и создать все условия для того, чтобы человек мог без лишней мороки их оплатить. До сих пор открыты не все пункты ЕРКЦ, существует определенная неразбериха при общении с поставщиками ТЭР, полностью отсутствует разъяснительная работа с жителями.
До 1 апреля нужно было полностью отдать долю за январь, это 227 млн рублей, столько же за февраль, и в срок до 20-25 апреля рассчитаться за март. Энергетики согласились с таким графиком выплат. Если бы вся эта картина стала реальностью, то вопрос с отключением горячей воды на лето не стоял. У администрации Саратова к тому же есть право раз в год взять кредит в размере до 100 млн рублей на покрытие кассового разрыва.
Если поднять уровень платежей населения до 94,5% (именно таким он был в довыборные времена) и использовать механизм подстраховки (кредит на покрытие кассового разрыва), то у Саратова есть шанс к 25 апреля сократить долги за ТЭР перед ВоТГК за зимний период до 250-260 млн. Не стоит забывать о том, что энергетикам необходимо приступать к ремонту сетей и оборудования. Видя реальную динамику расчета за поставленные ТЭР, энергетики согласятся дождаться платежей за апрель, май, июнь. За эти месяцы город полностью рассчитается за ТЭР, потребленные в зимний период. Но для этого нужна платежная дисциплина. И к 15 августа долг будет ликвидирован. Все в руках администрации Саратова.
Но не только Саратов имеет долги за ТЭР.
- Да. Сходные проблемы имеются и у других городов. Видимо все это и подвигло к разработке проекта закона о передаче полномочий органов представительной власти муниципальных образований на уровень госвласти субъектов. Законопроект уже рассмотрен Госдумой в первом чтении.
Если же при нормальных экономических условиях власти муниципального образования не справляются со своими обязанностями, то их функции в сфере коммунальной политики могут взять на себя областные органы власти вместе с необходимым для их осуществления финансированием. Мы уже были первым субъектом РФ, в котором сменился действующий губернатор.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью