Сказка - ложь?
Любопытно, что сказочные аналоги наблюдатели подыскивают Володину не в фольклоре. Востребованным оказался цикл А. Волкова, выросший, в свою очередь из повествований американского сказочника Э. Баума о стране Оз. Дмитрий Чернышевский, главный местный апологет Володина, давным-давно нарек его "Волшебником изумрудного города", видимо, не предполагая, сколь далеко может завести красивый образ. После муниципальных выборов 12 марта и образования единоросского большинства в городской думе Саратова, то ли Ольга Алимова, то ли Леонид Фейтлихер, закономерно перешли ко второй части цикла, обозначив партийного вождя и сложившуюся политическую ситуацию не менее хлестко, но менее парадно: "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". Кроме того, в разное время по отношению к ВВВ часто употреблялись два эпитета из песенки мультипликационного Гудвина "Великий и Ужасный". Да и сюжет мультфильма, вынесенного мной в заголовок, имеет к фольклору отношение вполне опосредованное.
Сейчас, как мне кажется, самое время вернуться к первоначальному определению Чернышевского, рассмотрев его в развитии. Дмитрий Викторович, как это нередко с ним бывает, погнался за ярким образом и проигнорировал первоисточник. Волковский Гудвин, как известно, не был "великим и ужасным" волшебником, но цирковым артистом из Канзаса (на "наши деньги" - синоним аяцковских кузябаевок). Занесенный ураганом в Изумрудный город, он много лет дурачил наивных тамошних жителей. Разоблачил его (случайно) пёсик Тотошка. В советском мультике в результате всех этих дел летят по сторонам части муляжа "великого и ужасного" - какая-то странная "смесь бульдога с носорогом".
Впрочем, есть и другой пласт, также не затронутый Чернышевским - Гудвин, при всей заурядности собственной природы, сумел стать добрым и мудрым правителем Изумрудного города. Сумел, пусть и чужими руками, расправиться с главной врагиней - Бастиндой, а также дать героям то, за чем они, в общем-то, к нему отправлялись. Отметим это на будущее.
Я, собственно, никаких выводов не делаю, но согласно первоисточнику развиваю образ Дмитрия Чернышевского. То, что довольно точными оказываются сказочные, то есть присущие инфантильному сознанию, аналоги - явно не случайность. Показательны даже вполне трезвые оценки Володина-политика: мягко стелет, являясь вполне жестким человеком. Таким обыватель склонен представлять идеального педагога.
В ней намек
В июньском (N 6 (81), 2006) номере журнала "Общественное мнение" опубликована статья Александра Маратова "Прощание с легендой" - портрет Вячеслава Володина, вопреки собственному названию, выдержанный в привычном мифологическом ключе "великого и ужасного". Только эпитеты следовало бы читать в обратном порядке. Статья показалась редакции очень сильной, и, несмотря на мое несогласие с автором в кое-каких моментах, я совершенно не сомневался в ее публикабельности. Смущала же меня как раз апологетика Володина - всегда признавая незаурядные политические таланты Вячеслава Викторовича, я с некоторым недоумением наблюдал весь 2006 год стремительное развитие "гудвиновского" сценария. Материал Маратова, фиксировавший основные вехи политического пути Володина, механизмы его работы с кадрами и процессами, финальным пафосом имел гайдаровское "Старый дуб еще пошумит". Или чайфовское "Не спешите нас хоронить!.." Вот по поводу всего этого у меня были определенные сомнения - разумеется, лишь в применении к "саратовской" ипостаси Вячеслава Викторовича. Но, как бы то ни было, в праве автора высказывать собственную точку зрения никто не сомневался, статья вышла в журнале, а дальше начались вещи странные. Соратники Вячеслава Володина (я постараюсь не называть их "единороссами", из дальнейшего станет ясно, почему), во-первых, безоговорочно приписали статью моему авторству. В этом заблуждении они пребывают поныне и, боюсь, унесут его в могилу. Такие вещи как стиль, интонация, индивидуальная авторская манера и пр. по понятным причинам моих собеседников не занимали. Во-вторых, когда я говорил, что текст не моего авторства, на меня смотрели как на кошку, которая знает, чье мясо съела, но признаться боится. Насколько я знаю, в-третьих, оперативными методами выскребали в ПАГСе и по прочим аналитическим сусекам не авторство (тут ясно), но источники информации. В беседах я советовал прочитать очерк Маратова внимательней и убедиться, насколько он апологетический (хвалебный - тут же приходилось мне переводить, упрощая) и как мощно работает на имидж понятно кого. Реакция была, прямо по Маяковскому, "как в афишу коза".
Я, собственно, сразу понял, в чем дело. Героя статьи и его клевретов смутила интонация. Это не было сусально-лубочным повествованием о бюджетных миллионах от доброго Дед Мороза-единоросса и месопотамиях объектов соцсферы в хвалынско-вольской глубинке. Это не было конспирологической истерикой Чернышевского с явным небрежением к очевиднейшим фактам. А был спокойный, чуть ироничный, немного циничный рассказ о сильном политике, близкий по духу наставлениям Макиавелли и сталинским афоризмам "кадры решают все" и "у каждой проблемы есть имя, фамилия, отчество". Герой получался каким-то негероическим, да и общеизвестные стыдные тайны раскрывались не в курилках, а на бумаге. Думаю, зайдя по ссылке, мои читатели смогут сделать похожие выводы.
Осведомленные люди утверждают, будто именно "Прощание с легендой" стало одной из причин закрытия моей авторской программы "Общественное мнение" на ТВЦ-Саратов, равно как ее аналогичных злоключений на канале "Россия-Саратов". Но затеял я разговор о ней вовсе не из-за себя: в данном материале я не собираюсь создавать оригинального портрета ВВВ, но хочу дополнить и сделать более понятным образ, предложенный Маратовым. Да и время прошло - три месяца для нынешней региональной политики - солидный срок.
Добрым молодцам урок
Возвратимся к "Волшебнику изумрудного города" во всем развитии сюжета. Речь, по сути, идет об имиджевых проблемах - масштабным политиком, одним из первых лиц "Единой России" Володин был, остается и, надо полагать, будет. Более того, крупные русские люди все сами про себя знают, а если с течением времени начинают не слишком адекватно себя оценивать, то имеют авторские права на подобную оценку. Как гласит старый ЦДЛовский афоризм: "Был культ, но была и личность".
Вот с этого места поподробнее. Очень любопытны сегодня изустные мемуары былых соратников Аяцкова. Из них, например, следует, будто идея со словесными фигурами "губерния" вместо "области" и "губернатор" вместо "главы администрации" пришли к Дмитрию Аяцкову именно от Вячеслава Володина. Понятно, что все это витало в воздухе, Аяцков не был первым, важно, что зерна попали на благодатную почву. Дальше - больше: мигалки, кортежи, торжества с размахом и праздники без повода - все то, чем до сих пор так памятна аяцковская эпоха - особенно в ее первоначальном, "позитивном" этапе. Собственно, положительных изменений в социально-экономической жизни области никто не отрицал, их напрямую связывали с деятельностью Дмитрия Аяцкова. Однако именно непомерный губернаторский пиар, явно переходящий пределы здравого смысла, изначально раздражал областные элиты, и с годами это раздражение сделалось краеугольным камнем мощной антиаяцковской оппозиции. Вячеслав Володин, один из режиссеров аяцковского "культа", с развитием собственного пиар-образа наступает на те же грабли. Один важный чиновник аяцковского правительства поделился: с какого-то момента (2002-2003 гг.) уже ничего нельзя было поделать с антигубернаторским негативом в информационном поле. Какие бы благие начинания не исходили от аяцковского кабинета, оценки они получали исключительно со знаком минус. Иногда аргументированные, но чем дальше, тем больше звучало торжествующее "сам дурак!" и подхватывалось широкими массами. Сделать было ничего нельзя:агрессивный ответ оппоненты воспринимали как желанный информационный повод, положительные сюжеты и отчеты - как площадку для насмешки, а молчание - как сигнал того, что нечем крыть. Я, собственно, и сам многое помню, но свидетельство из коридоров и кулуаров ценно: там, оказывается, ситуацию оценивали еще печальней, как и сохранявшиеся до последнего иллюзии первого лица. А теперь вопрос - не кажется ли вам, будто местная ЕР в медиа-пространстве повторяет судьбу позднего Аяцкова? Причины иррациональны, логика их возникновения разная, но финал (пусть промежуточный) - один.
Свято место:
Не хотелось бы интонаций оскорбленного в лучших чувствах пророка: я же говорил! Предупреждал! О сусальных, даже не глянцевых, но лубочных телерепортажах с открытий больниц, школ, домов престарелых: Когда-то за эти подвиги Вячеслава Володина аяцковские публицисты нарекли "Санта-Клаусом". Вне контекста звучит как комплимент. Сегодня близкие к Володину аналитики говорят о непрекращающихся атаках СМИ, под давлением которых секретарь генсовета "Единой России" вынужден оставить патронат родного региона. Вообще-то, эти самые атаки СМИ - тоже из области мифа, можно комара объявить ястребом и наоборот, все зависит от собственных объемов и фобий. Они, конечно, не причина, а повод. Для шантажа возможных партнеров (уйду, мол, а дальше как хотите) и оправдания собственного затянувшегося то ли тайм-аута, то ли фальстарта в губернских раскладах. Сильный игрок на атаки СМИ не будет реагировать столь болезненно, однако Володин, действительно, любил (покровительственно, конечно, понимая, что без этого нельзя) местные медиа и журналистов. И они долгое время отвечали ему взаимностью. Что же произошло?
А то, что Санта-Клаус (или Дед Мороз, что нам привычнее) хорош раз в году и в детстве. Ну, или во взрослом возрасте, когда приглашенного отпрыскам артиста можно зазвать на кухню, потянув за бороду, и тяпнуть с ним по-свойски, в ожидании большого стола.
А наши региональные, пышно выражаясь, элиты, подросли. Закалились в борьбе с Аяцковым и Аксененко, нынешних боях за Саратов, научились общаться с ключевыми персонажами силового и федерального плана через головы местных посредников, показали зубы. Но подросли не до совсем зрелости, а до возраста подростковой агрессии. Когда Дед Мороз - не волшебник с подарками, а придуманное кем-то лишнее звено перед дискотекой. А тут он есть постоянно - и это уже повод для ревизионизма. Что там за подарочки принес? Давай смотреть, разбирать, как устроено, пробовать на зуб и делать выводы о шкурной природе волшебства вообще. Вячеслав Викторович не просчитал подобных, именно сегодня господствующих в обществе настроений, выразителем которых и явилась пресса.
Плюс политика. Пока Дед Мороз в новогоднем антураже, это одно. Но когда платой за подарки является его контроль за всей территорией и десанты "снегурочек" в виде народных (личных) дружинников - другое. Образ щедрого бюджетного посредника, лоббиста, патриота и благотворителя (справедливый во многом) вошел в сильное противоречие с несвойственной, в общем-то, Володину ролью сурового секретаря ЦК времен застоя. Которому до всего есть дело и для каждого - суровейший втык с занесением: Вехи всем известны: муниципальные выборы, университет, облдума, как и всем понятен термин "цена вопроса". Нельзя пиарить сказку и политический триллер в одном формате - будет хуже "Кода да Винчи".
Сейчас вице-спикер Госдумы ищет новый бренд, имидж, пиаровский ход. Но это не так просто. Уход из региона, транслируемый уже пару-тройку месяцев, пеленгуется как "SOS". Затянувшаяся баталия с Любовью Слиской уводит участников в весьма рискованные сферы большого федерального скандала и ущербу партии наносит вред больший, чем результаты муниципальных выборов. Роман с медиа, превратившийся в клонирование "сливных бачков", явно заставляет вспомнить пресловутый процесс, где "до мышей".
Я думаю, кризис завершиться объективным образом. Персонажи активно взрослеют. Период подростковой агрессии завершается. Володин нужен региону, и очень скоро все поймут, какого масштаба пустое место образовалось, пока он занимался выборами "ЕР" в десятке регионов.
Володин без мифа, не великий, не ужасный, а просто крупный наш человек в центре - это будет интересно.
Алексей Колобродов
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей