Что у трезвого на уме?
В 2004 году в губернии было зарегистрировано чуть более 43 000 преступлений, еще через год их насчитывалось уже почти 54 000. И, наконец, по итогам 2006 года - 56 200. При этом всегда в перечне всевозможных нарушений закона особняком стояли тяжкие и особо тяжкие преступления. Слабым утешением может служить тот факт, что лишь в позапрошлом году по этим видам правонарушений наблюдался рост. А в 2004-м, и в 2006-м годах их количество снижалось. Если три года назад умышленных убийств и покушений на убийство было зарегистрировано 325, то в нынешнем году - 326. Опять-таки, хуже обстояли дела в 2005 году, когда таких преступлений было совершено 376.
Так можно ли считать, что за последнюю трехлетку самым худшим по уровню преступности был именно позапрошлый год?
Самая любопытная тенденция - это рост числа нарушений закона при небольшом увеличении количества лиц, которые этот закон переступали. Например, в 2004 году таких граждан было около 21 000, в 2005-ом - 21 600, в минувшем - 22 200 человек. Получается, что рост преступности приобретает качественный характер, когда на каждого, кто идет вразрез с законом уже приходится по 2-3 нарушения Уголовного кодекса.
А вот разговоры о том, будто в губернии растет подростковая преступность, лишены всяких оснований. В 2004 году 2 083 несовершеннолетних не дружили с УК, а в прошлом году их количество даже уменьшилось на 37 человек. Интересно, что и в данном случае хуже всего дела обстояли в 2005 году.
Еще один миф нашего времени - это преступления, совершаемые в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Поборников открытия вытрезвителей в Саратовской области мы спешим огорчить. Три года назад пьяных и "обколотых - обкуренных" жителей губернии, отважившихся переступить закон, набралось 4 039 душ, два года назад - на 22 человека больше. Удивили прошлые 12 месяцев: было выявлено 3 773 лиц, которые совершали преступления "под кайфом". И кто после этого скажет о дурном влиянии спиртного на общество?
С другой стороны, всю "нагрузку" по нарушению Уголовного кодекса взяли на себя дельцы наркобизнеса. В 2004 году преступлений, связанных с незаконным оборотом "зелья" в Саратовской области, стало на 2% больше, чем за год до этого. В дальнейшие два года их количество неуклонно возрастало: на 36,4% и 8,5%, соответственно. Снова обратим внимание на показатели 2005 года: прямо-таки криминальное время, да и только!
Хуже другое: по данным УВД, раскрываемость наркопреступлений за последние три года упала. В 2003 году она составляла 81,9%, в 2005-ом - 68,4%, а в 2006-ом - 58%. Из чего можно сделать вывод о том, что криминальный мир научился очень хорошо обходить все милицейские "рогатки". И это, несмотря на отмененный поезд "Душанбе-Саратов", который в свое время успел стать притчей во языцех для правоохранительных органов, озабоченных поставками героина из среднеазиатских республик. Наркомафия как процветала, так и процветает. В натуральных показателях таких преступлений в 2006 году было зарегистрировано 3 180, из которых 2 247 были отнесены к тяжким и особо тяжким.
Кстати, граждане, которые находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения не будут проходить проверку на детекторе лжи - полиграфе. Сообщения о том, что милиция планирует применять в своей практике (правда, в добровольном порядке) этот прибор, появились еще в начале нынешнего года. Нетрудно подсчитать, что около 10% всех правонарушителей сразу же исключаются из этой заманчивой процедуры.
Экономика вне закона
Отдельно стоит поговорить об экономической преступности. Забегая вперед, отметим, что и в этом случае 2005 год оказался "образцово-показательным": рост числа таких правонарушений вырос на 10,1%. В то время, как в 2004-ом - на 5,4%, в 2006-ом - на 3,1%. Впрочем, мало кто поверит в то, что в регионе стали меньше воровать, брать кредиты по подложным документам, заниматься мошенничеством и давать взятки.
Между прочим, "кривая" губернской взяткоемкости резко пошла вверх в минувшем году: таких случаев было зафиксировано 150. В предыдущие два года - на два десятка меньше.
Налоговые преступления - отдельная тема. В позапрошлом году количество подобных нарушений закона выросло аж на 44%, в минувшем году - на 20,8%. Прямо-таки астрономические темпы, от которых впору хвататься за голову. Собственно говоря, это и делают как правоохранительные, так и фискальные органы. Хотя материальный ущерб от экономических преступлений в 2004 году составил 1,36 млрд руб., в 2005 году - 1,46 млрд, а в 2006 году - 1,28 млрд руб. Тут напрашивается вполне логичный вывод: если на фоне бешеного роста налоговых правонарушений денежный ущерб снижается, то это говорит о том, что уголовное преследование чаще стало применяться к тем, кто "ошибается в своих расчетах" на небольшие суммы. Конечно, можно вспомнить о таком явлении, как добровольное возмещение ущерба со стороны правонарушителей. Но здесь, как правило, речь не идет о жестком применении УК, к тому же, таких примеров весьма немного.
Вот уж где нескончаемый рост числа преступлений, так это на потребительском рынке. Три года назад их было зарегистрировано 739, а сегодня - уже более 1 000.
По сравнению с позапрошлым годом на убыль пошли нарушения закона, связанные с финансово-кредитной системой - на 10,4%. Аналогичная ситуация и с мошенничеством, и с изготовлением и сбытом фальшивых денег и ценных бумаг. Изворотливее стали наши граждане?
Бедность - не порок, а источник правонарушений
Если кто-то думает, что в Саратовской области присутствует лишь "банальное" нарушение УК, то напрасно. Например, в прошлом году было зарегистрировано 67 преступлений террористического характера. Правда почти всегда речь идет о ложных анонимных звонках. В 2005 году "терактов" было значительно больше, чем в прошлом - 94.
Один конкретный случай стоит выделить особо. Сразу после окончания нынешних новогодних праздников на территории губернии сотрудниками УФСБ был задержан чеченец с взрывчаткой. Произошло это в Ершовском районе. Причем гражданин оказался участником незаконных вооруженных формирований, был объявлен в розыске прокуратурой Шалинского района Чечни. В итоге задержанного этапиривали на родину. Этот случай говорит о том, что жителям губернии рано успокаиваться относительно террористической угрозы. Несмотря на то, что наша область традиционно считается спокойной в этом отношении.
Впрочем, какое уж тут спокойствие, если преступность растет, а раскрываемость по многим видам преступлений из года в год падает.
Действительно, "кривая" разбойных нападений в 2006 году пошла вниз - на 9%. Однако грабежей стало больше на 5,4%, а количество краж осталось на прежнем уровне. Но каков этот "прежний уровень"? Оказывается, в 2004 году случаев разбоя стало больше на одну треть, в 2005 году - на 4,7%. Грабежей три года назад было зафиксировано 3 599, нынче - свыше 5 000. Похожая картина и по кражам: 2004 год - рост на 19,3%, 2005 год - на 28,6%.
На самом деле, корни преступности (и не только в Саратовской области) лежат в социуме. Вот доказательства этого утверждения. В 2004 году из всего количества лиц, которые переступили закон, более половины не имели постоянного источника дохода! В последующие годы эти пропорции сохранились. К примеру, из 22 200 человек, которые нарушали в 2006 году Уголовный кодекс, более 13 000 оказались обижены социумом.
Поэтому не откроем Америки, если скажем, что сократить уровень преступности в губернии можно лишь путем увеличения достатка среди простого люда. Как бы это банально ни звучало. А пока у нас в регионе армия скрытой безработицы будет составлять более 120 000 человек (по данным Саратовстата), то рассуждать о борьбе с преступностью мы будем только на бумаге, на различных коллегиях и брифингах. И это - не самый лучший способ обеспечения безопасности граждан.
Сергей Владин
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....