"После трагических событий 1993 года в российском общественном мнении утвердились одновременно два противоположных постулата - "Конституция несовершенна" и "Конституция неприкосновенна". Её нельзя менять, как меню в столовой, в зависимости от ситуации, но и не приходится надеяться, что она останется неизменной вечно.
Суть проблемы [президентского] "третьего срока" в том, что сегодня отсутствуют необходимые условия для позитивного функционирования нормы "двух сроков". С этим согласятся все, кто искренно хочет демократии в России, а не охлократичесого хаоса. Причём в этой проблеме нельзя видеть только интерес действующей президентской команды или чиновников, опасающимися при новой "метле" потерять свои места. И то и другое, безусловно, имеет место, но главное здесь - беспокойство простых людей за своё будущее. Что и обеспечивает высокий рейтинг Путина, хотя большинство россиян не в восторге от результатов его правления (об этом свидетельствуют низкие рейтинги правительства, парламента и других властных структур). В действующем президенте избиратели видят относительную гарантию того, что в ближайшем будущем не станет хуже, а скорее всего, общее положение в стране будет хоть и медленно, но улучшаться.
Однако изменять Конституцию, особенно без всенародного референдума, крайне нежелательно и опасно. Это было бы воспринято как победа корпоративных интересов "правящей бюрократии", а не как проявление суверенной воли самого народа. Да и отмена нормы "двух сроков" в принципе резко увеличит возможности для президента (не обязательно нынешнего) реально стать диктатором. К тому же изменение Конституции под ситуацию, связанную с конкретной личностью, серьёзно ухудшит имидж России в глазах зарубежного общественного мнения.
Однако не надо забывать о возможности проведения всероссийского референдума для изменения Конституции и отмены ч. 3 ст. 81. Впрочем, в этом нет необходимости, если будет совершенно определённая и демократически выраженная воля общества на сохранение В.В. Путина на президентском посту. А для этого достаточно не отменять упомянутую статью, а лишь приостановить её действие, например, до следующих очередных или внеочередных президентских выборов. К тому есть все правовые основания.
Конституция гласит, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ", а "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы". Значит народ выше любой "конституции", которую сам себе устанавливает, и не имеет никаких правовых ограничений для непосредственно принимаемых им решений. Своим прямым решением на референдуме народ может отменить действующую Конституцию вообще, принять новую - подобно ситуации со всероссийским референдумом 1993 г., и тем более отменить любую конституционную статью или же приостановить её действие на ограниченный срок. Последнее, безусловно, много мягче, чем изменение основного закона.
Главным "минусом" является создание прецедента временного выхода из поля действия той или иной конституционной нормы, когда появляется соблазн ещё не раз воспользоваться подобным приёмом. Но... опасность повторения подобной практики невелика. Формальным препятствием для реализации этой идеи является закон, запрещающий проведение референдума за год до выборов. Но изменить его значительно легче, чем Конституцию.
В России распространено убеждение, что демократия в обществе всегда является ширмой, за которой принимаются нужные элите решения. Поэтому референдум, где воля избирателей непосредственно станет политическим решением, станет для общества школой демократии. Помимо этого такое решение даст дополнительную возможность самому Владимиру Путину более уверенно руководить страной.
Конечно, ни сам президент, ни его ближайшие помощники не должны принимать участие в организации и проведении такого плебисцита. Однако как демократ Путин не должен и препятствовать этому. Разумеется, и при этом он вправе отказаться от выдвижения своей кандидатуры на третий срок, но это будет уже его личное решение. Право народа определять, кто именно возглавит государство - это чрезвычайно большая ценность. Фактическое отсутствие этого права слишком дорого обошлось России, чтобы отказаться от него ради сиюминутной целесообразности".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 18:02Политика
-
20 Ноя, 14:48Политика
-
19 Ноя, 17:39Политика
-
14 Ноя, 09:06Политика
-
11 Ноя, 18:39Политика
-
6 Ноя, 18:19Политика
-
6 Ноя, 13:27Политика
-
6 Ноя, 12:52Политика
-
6 Ноя, 11:52Политика
-
2 Ноя, 10:09Политика