"В образовательной сфере идет безумное реформирование (правда идут реформы не развития, а слома, но о них знают все): возможность перевода государственных образовательных учреждений в автономные учреждения, усиление ректоров в вузах еще и президентами, перевод высшей школы на двухуровневую ступень: бакалавриат и магистратура, причем в лучших традициях гайдаровских реформ: тогда в ночь отпустили цены, а сейчас мы - за лето пытаемся перевести образование на новые рельсы.
Про ЕГЭ вообще можно уже не говорить, ибо стоны от его внедрения слышны по всей стране.
Наша научная сфера, как и раньше, таится в секретных лабораториях и к потребителю выходить своими разработками не спешит. Что это за тайна за семью печатями? Ученые в тиши кабинетов творят новые открытия или, наоборот, ничего не происходит существенного?
Мы научились жить в условиях военного и революционного времени, но никак не можем понять, что мир изменился, и время сегодня не то. А у нас все бронепоезд стоит на запасном пути: Только металл его давно уже прогнил, машинист сбежал на заработки, а рельсы разобрали и сдали на металлолом вчерашние пионеры.
Что мы сделали для того, чтобы те, кто хочет заниматься наукой в России сегодня не уезжали, а те, кто сегодня находится за пределами страны - вернулись? Достойной зарплаты как не было, так и нет, и самое главное - нет лабораторий. Причем лаборатории мало купить, еще нужно создать отдельный мир. Ведь лаборатория - как пробирка, как колба, ее нельзя трогать грязными руками; внешние непрофессиональные воздействия пагубно влияют на нее, уничтожают творческий настрой и разрушают питательную интеллектуальную среду.
Аналитики отмечают, что главной бедой системы образования и науки за многие годы стала деградация управленческой стратегии и неспособность государственного менеджмента наладить внятное и эффективное руководство отраслью. Россия и сегодня, по мнению зарубежных и российских ученых, вполне пристойно выглядит с точки зрения образовательного и инновационного потенциалов, однако провал институциональной составляющей, иными словами, практически отсутствие ведущей роли государства, сразу отбрасывает страну за пятый десяток в рейтинге.
Сегодня мы знаем все, что нужно делать, но не делаем, или делаем с точностью до наоборот. Все от мала до велика запоминают новое слово нанотехнологии. Но для чего создается государственная корпорация, куда будут закачены миллиарды рублей? Для того, чтобы вывести таким образом бюджетные деньги или действительно обеспечить прорыв? А ведь внедрение нанотехнологий параллельно предполагает ряд социальных и медицинских факторов, о которых все активнее сейчас говорят ученые.
НАНО-прорыв не в кармане конкретных чиновника, отвечающего за распределение финансовых средств. Ведь если посмотреть на Ставропольский государственный университет, где я был в марте - в это верится. Кредо руководства вуза: студент должен работать на самом совершенном оборудовании, а выпускник - быть выше на голову тех, куда он придет работать. Но если взять Саратовский государственный университет, в это верится с трудом. Да, факультет нано- и биотехнологий создан, но с оборудованием 50-х годов, когда страна вырвалась в космос, в начале 21-го века не удастся. Не получится как в мультфильме про барона Мюнхгаузена, самого себя вытащить из болота.
Надо поставить грамотных ученых-управленцев. И поэтому я еще раз обращаюсь к Вам (министру образования РФ Фурсенко - ред.) спасти Саратовский Императорский Николаевский Университет, 10-й в дореволюционной России университет, которому в 2009 году исполнится 100 лет, от окончательной деградации. Нужно мужество и сила воли не поддаваться влиянию определенных политиков, решающих за счет Alma mater свои собственные личные интересы.
Надо еще раз четко сосредоточиться на проблемах:
создания инновационных и "мозговых" центров, которые давно и успешно действуют на Западе;
создания (или воссоздания) четкой схемы взаимодействия вузовской и научной школ;
использования всех передовых достижений в области науки и техники, но используя собственные мозги;
постановки заслона коррупционным проявлениям в научной и образовательной сфере, когда порой результаты тендеров на получение того или иного гранта или победа в инновационном конкурсе на 90% известна заранее, или все огромные деньги, заложенные в бюджете, идут, в лучшем случае, на очередной коттедж очередного чиновника, а в худшем случае - через оффшоры и другим способом выводятся из страны;
вернуться к лозунгу " Кадры решают все!", а не как сейчас: "Деньги решают все!".
Пока движемся на разрушение... Настало время умом понять Россию".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 18:02Политика
-
Вчера, 14:48Политика
-
19 Ноя, 17:39Политика
-
14 Ноя, 09:06Политика
-
11 Ноя, 18:39Политика
-
6 Ноя, 18:19Политика
-
6 Ноя, 13:27Политика
-
6 Ноя, 12:52Политика
-
6 Ноя, 11:52Политика
-
2 Ноя, 10:09Политика