Предполагается, что сроки льгот (от 10 до 15 лет) для разных регионов будут зависеть от того, какую лицензию приобретает компания. Также одобрены семилетние налоговые каникулы в отношении Тимано-Печерского месторождения и ямальских месторождений. На фоне снижения налоговой нагрузки на нефтяной бизнес повысятся ставки акцизов на сигареты и алкогольную продукцию.
Решение о налоговых преференциях для нефтяной отрасли были восприняты неоднозначно. Комментарии саратовских экспертов об этих законодательных инициативах содержат полярные мнения.
Александр Степанов, профессор ПАГС
- Однозначно ответить - плохое это решение или хорошее нельзя. Я вижу цели и задачи, которые преследовал Путин, когда выдвигал это предложение.
Суть законопроекта была озвучена в Усть-Луге во время открытия Балтийской трубопроводной системы. В это если не альтернативные, то дополнительные трубопроводные мощности для транзита нефтепроводов в Европу, которые решают для страны стратегические задачи. Одновременно встает вопрос о максимальном использовании этих мощностей. Поэтому логика властей вполне понятна - необходимо стимулировать добычу нефти. Грубо говоря, это укрепление нашей нефтяной иглы для Европы.
Кроме того, надо учитывать, что нефтяные продукты - это стратегический и спекулятивный товар. Чем мы больше его продадим при сложившейся благоприятной конъюнктуре, тем больше заработаем денег.
Прокомментирую направления преференций. Что касается снижения налога на добычу полезных ископаемых - это прямое стимулирование расширения добычи природных ресурсов и в первую очередь нефти.
О налоговых каникулах для тех компаний, которые ведут геологоразведку и разработку новых месторождений. Эта деятельность требует серьезных затрат капитальных вложений, но она необходима для безопасности страны. В последнее время мы нарушили тот принцип, которому следовали в советские времена - геологоразведка должна опережать добычу. Этот пункт вижу вполне логичным.
Об изменении схемы администрирования налога на добычу нефти из выработанных скважин. Тоже понятное предложение. Себестоимость нефти из таких скважин настолько велика, что работать здесь невыгодно. То есть этим предложением решается проблема максимального извлечения ресурсов из недр и с этим нельзя не согласиться.
О новой системе пошлин и акцизов на нефтепродукты. Замечу, что акцизы, кто бы их не платил, нефтяники или продавцы, полностью включаются в цену нефти и продуктов ее переработки. Поэтому в снижении акцизов не вижу ничего страшного. Наоборот, здесь учитываются интересы как рядовых потребителей, так и экономики в целом, поскольку она постоянно увеличивает потребление нефтепродуктов.
При этом хотел бы сказать следующее. Нефтяной рынок достаточно монополизирован. Одновременно с введением новаций надо готовится к самому серьезному контролю за формированием цен. Если государство дает льготы, оно должно строго контролировать использование предоставленных возможностей. Принципиальный контроль должен идти со стороны антимонопольной федеральной службы.
Дмитрий Удалов, доцент кафедры институциональной экономики СГСЭУ
- С одной стороны, законопроект отвечает стратегическим интересам страны. Да, надо давно обойти в объемах нефтедобычи всякие Саудовские Аравии. Мы по мировым запасам занимаем одно из лидирующих мест, только "трудная" у нас нефть все-таки. И если бы нефтяные компании, как и обещают, инвестировали сэкономленные средства в собственное производство, то это дало бы России большие дивиденды и с точки зрения геополитического положения и с точки зрения доходов. Но основной вопрос здесь заключается в контроле над использованием названных сумм. Это может быть и просто договоренность с Кремлем - вы нам сократите налоги, а мы вам профинансируем, к примеру, объекты в Сочи. Но об этом широкая публика не узнает.
А с другой стороны, и без налогового послабления нефтяные компании смогли бы инвестировать собственное развитие. Спокойно. Без выплат дивидендов и инфраструктурных непрофильных активов и затрат, которые несут нефтяные компании в виде собственной социалки или чего-то еще. Поскребли бы по сусекам и нашли приблизительно такую же сумму.
Вы спрашиваете, смогла бы власть повлиять на политику нефтяных компаний. Отвечаю - нефтяная отрасль и есть власть. Советы директоров контролируются государственными представителями. Подконтрольно все. Кто не подконтролен, в других местах под контролем находится. Это пиарный ход. Наверняка, формула в другом чем-то состоит. Где-то эти деньги будут всплывать, возможно, в других отраслях или в соцобъектах.
Очевидно, что сегодня делаются неправильные шаги. Взять поблажку для малого бизнеса - не 4 раза в год представлять отчетность, а 1 раз в год. Наверное, для семейного бизнеса это тоже интересно. Около 90% доходов бюджета связаны с нефтью и газом и никто не собирается отпускать вожжи, чтобы развивались какие-то предприятия по производству конкурирующих за рубежом или на внутреннем рынке товаров. В этом вся проблема. Сейчас бизнесом можно заниматься только с административным ресурсом. Любого можно поскрести и там увидишь административный ресурс, другого варианта пока нет. Потому что государственный капитализм строим.
Александр Никонов, министр промышленности и энергетики области
- Снижение НДПИ - это первый шаг Правительства России по стимулированию добычи нефти. Видимый результат от налоговых послаблений мы увидим, когда пакет налоговых льгот для нефтяников будет сформирован полностью. Раньше на нефтяниках скажется повышение экспортных пошлин, которое произойдет с 1 июня. При этом важно, чтобы в результате повышения экспортных пошлин, нефтяные компании не стали компенсировать упущенную прибыль за счет повышения цен на внутреннем рынке.
Конкретно для региона снижение НДПИ, если оно не будет сопровождаться значительным увеличением нефтедобычи, приведет к уменьшению налоговых поступлений в областной бюджет. Чтобы этого не произошло, по моему мнению, необходимо изменить пропорции распределения налога на добычу полезных ископаемых, в пользу региона.
Сегодня необходимо создавать условия для того, чтобы предприятия были заинтересованы в развитии и малой нефтедобычи. Для этого необходимо упростить процедуру лицензирования и оформления земель, которая сегодня отнимает огромное количество времени и сил.
Оптимистично звучит поручение Владимира Путина предусмотреть дополнительные налоговые стимулы для разработки мелких, трудноизвлекаемых и истощенных месторождений, т.к. именно такие преобладают в Саратовской области.
Иван Таран, первый заместитель гендиректора, главный инженер ОАО "Нижневолжскнефтегаз"
- Я думаю - это правильное решение. Большой объем налоговых отчислений формирует высокую стоимость продукции, а высокая цена сырья сказывается на цене бензина. Если дорожает стоимость бензина, из-за этого повышаются все товары и услуги. Предпринятая мера позволит предотвратить повышение цен.
Огромные доходы нефтяных компаний - это миф. Да, раньше так и было. Сейчас же собственных средств на техническое развитие предприятия не остается, приходится привлекать инвестиции.
Процесс нефтедобычи требует использования услуг по бурению, дорогостоящих реагентов, цемента труб. У тех труб, которые изготавливаются для нефтяной отрасли, индекс удорожания равен 15-ти. Это все ведет к искусственному росту затрат. Новые же технологии весьма капиталоемкие. Думаю, что принятое решение сможет решить проблему.
Ольга Копшева, журналист
Относится к этому решению российских властей можно по-разному. Если говорить лозунгами, то это будет звучать так: "Дело Ходорковского живет и побеждает". Сразу после ареста его обвиняли в том, что он отжимал для нефтяников слишком большие льготы и покупал для этого депутатов. Так вот на следующей неделе депутаты Госдумы будут голосовать за тот закон, который одобрило правительство. Но не купленные Ходорковским, а купленные другими людьми.
Если смотреть на законопроект с точки зрения нефтяников - это очень хороший закон. Он снижает налоговую нагрузку. Населению же от этого закона не жарко ни холодно. Сейчас проповедуется, что эти освободившиеся средства будут направлены нефтяными компаниями на разведку новых месторождений и внедрение новых технологий добычи. Но даже эксперты нефтяного сектора и сами нефтяники сильно сомневаются, что это будет так. Речь не идет о том, что нефтяники воры и положат эти деньги в карман. Для того, чтобы действительно продвинуть отрасль и сделать задел на будущее, нужны абсолютно новые инженерно-технические решения, а их в России на сегодняшний день нет. В краткий срок их разработать невозможно. Поэтому это неправильный, неумный шаг государства, результаты которого ни само Правительство, ни Кремль, ни население не сможет проконтролировать.
Почему я уверена, что нефтяные компании не будут использовать средства, которые они получат от снижения налогового бремени, на собственное развитие? В нашей стране у собственника, у бизнесмена нет уверенности в том, что завтра у него не отнимут дело. В лучшем случае выкупят, в худшем - отберут. Бизнесмен, кто бы за ним не стоял - государство или частные структуры, никогда не будет вкладываться в будущее, если он в нем не уверен.
Еще одни момент. Некоторые эксперты утверждают, что российские углеводороды будут востребованы и мы будет пользоваться преимуществом огромных запасов еще 50-70 лет. Но известно, что американское правительство вкладывает огромные деньги в создание и производство альтернативного топлива. И многие страны бросились производить для него сырье - сажать плантации злаковых. Поэтому я верю тому, что через 10 лет запад не будет нуждаться в нашем топливе. Я думаю, что наши нефтяники тоже это понимают, т.е. особого резона вкладываться в добычу новыми способами у них нет.
С моей точки зрения, для того, чтобы у нас были новые месторождения надо создавать специальные организации. Они будут создавать новые технологии, разрабатывать месторождения, а потом продавать их нефтяным компаниям. Дело в том, что структура собственности нефтяных компаний сильно изменилась за последние несколько лет. Если в 2003 году 70% нефтедобывающих компаний были частными, то в настоящий момент таковыми остались не больше 10-15%. Все остальные так или иначе стали государственными. Сравнение показателей работы частных и государственных компаний рождает довольно поучительное зрелище. До 2003 года нефтедобыча росла на несколько процентов в год, максимальная цифра - 12%. Несколько последних лет - это либо небольшой минус, либо ноль. В 2007 - рост 0,3%, но это тоже ошибка погрешности. Передача частных компаний в государственные руки не дала нефтяному сектору ничего. Эффект работы отрасли зависит лишь от стоимостью нефти, которая формируется не Россией, а мировым рынком.
И еще. Добыча нефти на шельфе преподносится как наше ноу-хау. Мол, как только начнем добывать нефть на шельфе, станем еще богаче. Это тоже очень спорно. Ученые говорят, что добыча нефти и газа на шельфе сродни высадки человека на Марс. На подготовку потребуются годы и очень умные технологии.
Я на 150% убеждена, что этот закон принимается для того, чтобы нефтяникам, повторяю, подавляющая часть которых находится в руках у государственных чиновников, жилось легче и веселей.
Сергей Лисовский, генеральный директор ООО "Саратовская газовая компания", ОАО "Саратовоблгаз", ОАО "Саратовгаз"
- По-моему, это правильное и своевременное решение. Цель его - обратить инвестиции на геологоразведку и на наращивание необходимых запасов, с тем, чтобы обеспечить стабильную добычу в последующие годы. Это взгляд в будущее.
Борис Чернодед, председатель совета гильдий ТПП Саратовской области
- Я считаю, что предоставлять налоговые каникулы для нефтяников неправильно. Это неверно политически. Сегодня у нас много говорится о поддержке малого и среднего бизнеса. Но вкладывать в развитие производства по-прежнему не выгодно. В тоже время преуспевающая нефтяная отрасль получает значительные налоговые льготы. Тогда подобную поддержку надо оказывать и другим отраслям, создавать равные условия развития. То есть все разговоры о снижении зависимости отечественной экономики от нефтяной иглы - остаются разговорами. В СМИ иногда рассказывается о внедрении инноваций. Мне это напоминает о визитах первых лиц в показательный детский сад или какую-то фирму. Это хорошо, но таких садиков или фирм у нас - 1 или 2 на всю страну.
В информационных сообщениях о данном решении российского правительства говорится об использовании сэкономленных средств на освоение новых технологий, углублении нефтепереработки. Но если я захочу внедрить в производство новое, полезное, перспективное, мне никто налоговых льгот не даст. С меня налоги поспешат взять, а чем я хуже любого нефтяного магната. Уровень доходов у меня намного меньше. Хотя они пытаются доказывать о 2%-ой низкой рентабельности. Уверен, при желании нефтяники смогли бы найти средства на развитие. А задача государства - заставить их это сделать. А государственная воля и способы у нас в стране имеются, и примером служит тоже дело Ходорковского.
Этот шаг правительства - банальное лоббирование интересов. Я не специалист в нефтяной отрасли. Но я занимаюсь бизнесом и считаю нормальным затратить средства на развитие с целью дальнейшего увеличения прибыли. Но когда мне говорят - все правильно, но давай мы тебе дадим денег и ты будешь их инвестировать в собственное производство, я буду счастлив и отвечу: "Конечно, давайте".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....