Впрочем, этой осенью, по словам экспертов, ситуация будет другой. Ведь с начала следующего года органы местного самоуправления должны приступить к решению полного перечня вопросов местного значения, в каждом муниципальном образовании появится свой бюджет. Стоит учитывать и возможность формирования районных собраний из представителей городских и сельских поселений района. Эту норму ФЗ-131 планируют применить в Саратовском районе.
Почти три года назад, 9 октября 2005 года на территории Саратовской области прошли выборы депутатов представительных органов (Советов) первого созыва в 397 вновь образованных муниципальных образованиях Саратовской области (42 - городских и 355 сельских поселений).
Особого внимания они к себе тогда не привлекли. Причина такого отношения к ним в том, что вновь созданные муниципальные образования не имели практически никаких полномочий, финансирование их с того времени происходило по сметам, утверждаемым районными собраниями, поскольку собственных бюджетов они на тот момент не имели и не имеют по сей день.
Представительные органы в поселениях работали, как правило, на неосвобожденной основе. Законом Саратовской области от 29 марта 2005 года 27-ЗСО "О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Саратовской области" было определено, что срок полномочий депутатов советов этих поселений первого созыва составляет 3 года.
12 октября 2008 года в 397 поселениях Саратовской области вновь должны состояться выборы 4 018 депутатов.
Законом Саратовской области от 31 октября 2005 года 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления в Саратовской области" определен порядок и процедура проведения этих выборов.
Решение о назначении выборов должно быть принято соответствующим представительным органом муниципального образования не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, т. е. с 13 по 23 июля 2008 года (п.2, ст. 6, 107-ЗСО).
Поскольку с 1 января 2009 года органы местного самоуправления должны приступить к решению полного перечня вопросов местного значения, определенного 131-ФЗ, в каждом муниципальном образовании появится свой бюджет.
Статья 61 Бюджетного кодекса устанавливает, что в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходов от устанавливаемых представительными органами поселений земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Кроме того, в бюджеты поселений зачисляются 10% от сборов по налогу на доходы физлиц и 30% от сборов по единому сельскохозяйственному налогу, а также государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления и некоторые другие. В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступает половина доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, по нормативу 50%.
Это уже некоторая самостоятельность. А если учесть, что НДФЛ платится чаще всего по месту юридической регистрации предприятия - работодателя, то можно прогнозировать, что бюджеты некоторых муниципальных образований, на территории которых зарегистрированы крупные предприятия окажутся суперобеспеченными, если, конечно законодатель не предусмотрит передачу сверхдоходов в вышестоящие бюджеты. Крупные городские поселения, такие как Энгельс, Вольск или Балашов, по определению получат в свое распоряжение значительные финансовые потоки. И власть в этих поселениях довольно скоро превратится из номинальной в реальную.
Стоит отметить еще один очень важный аспект: 131-ФЗ (п. 5 ст. 35) предусмотрена возможность формирования районных собраний путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов данных поселений.
При таких условиях выборы в муниципальные органы поселений приобретают большое значение.
Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 131-ФЗ, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым 4-ой части.
Дословно это звучит так: "Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.
День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района,
сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 ФЗ-131 (т.е. избранного на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании)".
Попросту это означает, что муниципальные районные собрания по воле двух третей (по их числу, а не количеству избирателей) поселений района с подачи любого из поселений, входящих в данный район, могут превратиться из органов, избираемых населением напрямую, в собрание глав и делегатов из числа депутатов городских и сельских поселений, входящих в район. И уже из их числа будет избран глава муниципального района. Эти же представители поселений определят, кто станет главой администрации района. Такая возможность реально возникнет уже в 2011 году, когда депутаты районных собраний Саратовской области захотят переизбраться по-старому, а сельские и городские поселения сформируют районные собрания без их участия. Может вполне получиться ситуация, когда те, кто сегодня недостаточно серьезно относятся к выборам депутатов в поселениях осенью 2008 года рискуют остаться "за бортом". Собственно, а зачем поселениям, имеющим по федеральному законодательству самостоятельность в значительном объеме, делиться властью и деньгами с районным собранием, если они абсолютно законно могут взять власть и деньги в районе под свой контроль. Или кто-то считает, что в Татарстане, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Ивановской области или в Ленинградской области у власти недалекие люди, что все муниципальные районы управляются именно по этому принципу?
Складывается ситуация, что грядущие осенью малозначительные, на первый взгляд, выборы вполне могут оказаться определяющими для развития муниципальной власти Саратовской области в самом ближайшем будущем.
Может возникнуть впечатление, что автор статьи "сгущает краски". Тогда откройте 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", желательно с комментариями. И внимательно прочтите сами.
Сергей Тараканов
Комментарии
Министр регионального развития области Павел Беликов
- Три года муниципалитеты городских и сельских поселений жили по сметам, то есть получали деньги из бюджетов муниципальных районов. Все это время велась поэтапная передача полномочий вновь образованным поселениям. И этот подход оправдал себя. Муниципальные образования не смогли бы в полной мере взять на себя все обозначенные в законодательстве полномочия. Для этого у них не было ни финансовых возможностей, ни квалифицированных кадров. За это время в рамках областной целевой программы "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006 - 2008 годы", мы смогли практически полностью оснастить местные администрации необходимым оборудованием, обучить специалистов. Ведь когда нет грамотных и добросовестных управленцев, никакие законы не помогут. Самая важная проблема местных выборов - это дефицит кадров. Именно поэтому в рамках повышения квалификации прошло обучение более двух тысяч человек, обучение проводилось в четырех высших учебных заведениях: ПАГС, СГСЭУ, СГАП и СГАУ.
Итак, с 1 января 2009 года закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" будет действовать в полном объеме, и поселения должны будут самостоятельно выполнять свои функции. Иными словами, муниципальное образование становится самостоятельным в финансовом плане. И сегодня большинство муниципальных образований Саратовской области готовы к исполнению возложенных на них законом полномочий, каких-то серьезных трудностей на предстоящих выборах не предвидится.
Василий Синичкин, председатель комитета по вопросам МСУ Областной Думы
- Первая проблема муниципальных выборов - это кадры, сельчане народ осторожный. Вторая проблема - подкрепление бюджетом делегированных полномочий.
О формировании районных собраний делегатами поселковых советов ничего сказать не могу.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....