В этом году неким символом новой экзаменационной формы стала "Баба-ЕГЭ". Ее нарисовал один из школьников во время сдачи пробного экзамена прямо на бланке ответов. Накал паники и число страшилок вокруг "единого государственного" в этом году бьют рекорды.
Результаты
Этим летом громче прежнего единый государственный экзамен называют неудачным экспериментом. Педагоги и чиновники рассуждают о причинах внушительного числа откровенно слабых работ. При этом областной минобраз тянет с обнародованием результатов ЕГЭ. По Саратову ползут всевозможные слухи. Причины, по которым пресс-конференция на эту тему была перенесена на более поздний срок, Михаил Горемыко назвал объективными. А именно: "Был занят зал. Не хотелось говорить о предварительных итогах. Ждали результатов работы апелляционных комиссий". Тон ответов чиновника должен был убедить, что итоги ЕГЭ в области не вышли за рамки прогнозов, не стали поводом для каких-либо незапланированных мер.
Цифры
Наибольшее число баллов по русскому языку набрали 12 человек, по информатике - 5, по биологии - 2, по физике - 1.
Неудовлетворительные результаты показали около 7% работ по биологии (аналогичный средний показатель по России - 6,6%), 5,6% по обществознанию (6,2%), 5,6% по русскому языку (9,1%), 14,6 по информатике (11,4%).Значительно ниже среднероссийского уровня итоги аттестации по географии: процент неудовлетворительных работ в области - 17,8%, в стране - 6,6%. Аналогичная картина по физике -19,7% (9,6%).
Неудовлетворительные оценки по 2 предметам получили 34 выпускника.
В конфликтную комиссию области поступило 234 заявления о несогласии с выставленными баллами. Наибольшее количество апелляций подано по русскому языку (134). По 84 обращениям принято решение о повышении первичного результата, 106 остались без изменений, в 44 случаях итоги были пересмотрены в худшую сторону.
В этом году 255 выпускников награждены золотыми медалями (в 2007 году - 239), серебряными - 894.
Страсти
Итак, ЕГЭ введен на территории России в 2001 году, в Саратовской области - 4 года назад. В регионе завершена первая волна проведения единого государственного экзамена в статусе эксперимента. То есть, в этом году у выпускников оставалась альтернатива и, за исключением обязательного ЕГЭ по русскому языку, они могли выбрать между 6 предметами в форме единого экзамена ( информатика, физика, биология, обществознание, география) и традиционной формой экзамена по остальным предметам. Со следующего года единый государственный экзамен становится основной формой итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний в средние и высшие профессиональные заведения по 13-ти предметам.
И.о. министра образования подчеркнул, что в этом году увеличилось число предметов, которые можно было сдавать в экспериментальном формате. Возросло и число выпускников, которые предпочли форму единого государственного экзамена традиционной. Однако, есть основания сомневаться в добровольном выборе. Так, 4 000 выпускников Кемеровских школ в этом году собирались подать иск в суд с требованием отменить единый госэкзамен по математике. Руководство местных школ сначала уверило учеников, что экзамен по математике можно сдавать на выбор - в привычной форме или в виде теста. А перед весенними каникулами вдруг заявило, что ЕГЭ будет обязательным. Теперь школьники готовят иск против руководства Рособрнадзора. Заявление будет готово после подведения итогов экзамена, то есть ближе к концу июня. Школьники заявляли - их заставили сдавать экзамен, который по закону будет обязательным только с 2009 года, этот экзамен нарушает их конституционные права.
Михаил Горемыко уверял, что в саратовском регионе права детей были соблюдены, к выбору ЕГЭ выпускников никто не принуждал. Свидетельством тому - малый процент желающих пройти экзаменационное тестирование в сельских районах области. "Если бы мы принимали соответствующие административные меры, то у нас процент сдававших во многих районах был бы такой же, как и в Саратове - 10%", - заявил и.о. министра. Напомним, что согласно федеральным требованиям, количественный показатель предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ, требовалось довести до 10%. Это относилось к регионам, участвующим в реализации комплексной программы модернизации образования, в число которых входит и наша область.
Вообще, страсти по ЕГЭ не утихают который год. Накопившийся опыт выявил немало погрешностей, заложенных как в самой идее, так и в формах ее реализации. Элементы системы поочередно дают сбои. Поводов, дискредитирующих тестовую форму итоговой аттестации, за все время было немало. Многие преподаватели вузов, учителя доказывают - ЕГЭ не дает возможности адекватно оценить способности ребенка, не учитывает его особенностей. При этом группой риска становится категория способных, но неуверенных в себе детей, подверженных эмоциональным переживаниям и склонных к рассеянности. Некоторым подтверждением этих опасений могут быть 2 несчастных случая, которые произошли в начале июня в Вологодской области и в Череповце. Выпускница 11-го класса покончила жизнь самоубийством после того, как обнаружила ошибку в ответе. Молодой человек умер от сердечного приступа по дороге на экзамен. Комментарий саратовского министра был таков: "Я бы не связывал эти случаи с новой формой сдачи экзаменов. Но психологическая помощь в школе необходима. Надо добиваться, чтобы ЕГЭ не вызывал страха".
Со своей стороны, Рособразование и Рособрнадзор выдвигали главный аргумент - итоговая аттестация в форме ЕГЭ исключает возможность коррупции и в данном контексте понятие "индивидуальный подход" трактовалось со знаком минус. А обезличенность каждого выпускника, невозможность прямого контакта преподавателя и ребенка, автоматизация, не допускающая участия "руки человека" - гарантия объективности и создания равных условий поступления для каждого, независимо от благосостояния семьи и удаленности от выбранного вуза. В этом году на материалах тестов вместо номера варианта появился специальный штрих-код - это должно было исключить всякую подтасовку результатов. Однако, скандал в Красноярске показал - существует немало способов получить отличную оценку по ЕГЭ за определенное число купюр. Красноярские учителя за "5" брали 15 тыс. руб, за "4" - 10 тыс. руб. Там преподаватели вместо учеников заполняли тестовые листы. Еще один возможный вариант - переписываться с учителем с помощью SMS, можно оставить задание в туалете, затем его возьмут, выполнят и передадут ответы опять же по мобильному телефону. Его можно пронести незаметно, но, как говорят некоторые саратовские выпускники, приемная комиссия не очень-то усердствует с проверками средств связи. Наряду с этим, в местной прессе писали о том, как с экзамена выдворили ученицу за то, что прихватила с собой на тестирование мобильный телефон и попыталась им воспользоваться. Позже ей разрешили пересдать экзамен в традиционной форме.
Не утихают и споры по поводу самих заданий. Школьники винят во всем некорректно составленные задания. Например, правильный ответ на один из вопросов по истории - "Русско-турецкая война" вписать его грамотно, через дефис, нельзя: не хватает клеточки.
Никакие заверения об индивидуальных экзаменационных заданиях не могут искоренить стремление купить правильные ответы. Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова в очередной раз призывала игнорировать обещания мошенников предоставить решения за определенную сумму, уверяла о бесперспективности подобных затей. Однако, в прошлом году ученик одной из школ Ленинградской области разместил в Интернете ответы на задания теста по русскому языку за 10 часов до начала экзамена, в ночь на 29 мая. И компьютер выявил 62 выпускника, выполнивших задания точно так же, как и виновник ЧП. В этом году, по сообщению "Вестей", история повторилась: экспертная комиссия обнаружила несколько работ по математике, которые точь-в-точь совпадают с напечатанными в специальной методичке для проверяющих.
Кстати, максимальные 100 баллов получить весьма не просто, так как это выдающийся результат и прогнозируется он в ничтожном проценте. Именно поэтому стобальные работы проходят повторную проверку на местах другими экспертами и зачастую баллы снижаются, хоть и остаются в границах 'пятерки'. Все мы помним прошлогодний скандал с саратовскими стобальниками, оценки работ которых после перепроверки были существенно занижены и уже не удовлетворяли требованиям престижных московских вузов. Нынешние стобальные результаты выпускники воспринимали с осторожностью - были опасения повторений известной истории.
Отсюда вытекает и другая проблема. Камнем преткновения является система ранжирования (или шкалирования) в самом вузе. Те баллы, которые, к примеру, в СГУ будут считаться "5", в столичном вузе обернутся слабой "4", а то и "3". Ведь в престижных университетах с огромным конкурсом индивидуальная шкала проходного балла. Вот вам и "Единый Государственный"...
Но, как уже было сказано, выбора у школьников не остается. Даже несговорчивый МГУ, ректор которого все эти годы жестко отвергал итоги ЕГЭ в своем вузе, вынужден смириться. Президент РФ подписал федеральный закон о введении единого государственного экзамена как единственной формы итоговой аттестации с 2009 года. А закон, как и ЕГЭ, един для всех.
Новшества
Стало быть, следует думать об усовершенствовании как самой процедуры ЕГЭ, так и системы оценки. Первые шаги в данном направлении уже сделаны в режиме эксперимента. Связаны они с оправданием другого главного тезиса протагонистов ЕГЭ - все спорные моменты разрешаются в пользу школьника. Так, в этом году выпускные экзамены начались раньше. Первый ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям школьники написали 16 мая, последний, по русскому языку, 29-го. ЕГЭ-свидетельства соответственно выдавались не 25 июня, как в прошлом году, а раньше. Такая корректировка сроков призвана оградить абитуриентов от каких-либо опозданий с поступлением. В прошлом году центральная пресса засвидетельствовала: вступительная кампания фактически сорвана. Причиной тому - сертификаты, пришедшие из центра в некоторые отдаленные регионы с опозданием. Другим страховочным шагом в этом же направлении стало решение федерального ведомства печатать сертификаты на местах. Представители областного министерства образования заверяли, что обойдется без коррупции - название типографии строго засекречено - о процедуре и сроках изготовления ЕГЭ-свидетельств осведомлены только ответственные должностные лица.
Другим новшеством в этом году стало введение в нашей области дополнительных предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ. Как мы говорили, к обществознанию, географии и биологии добавились физика и информатика. Учитывая, что со следующего года аттестация по всем предметам будет проходить в виде тестирования, это позволит легче адаптироваться к новой системе, отработать организационно-технологическую базу ЕГЭ.
Определенным снисхождением выпускникам можно считать и норму "плюс 1 балл". Она применялась при оценке результатов обязательного единого экзамена по русскому языку. То есть двоек по этому предмету не ставили - в аттестат даже при самом низком уровне знаний шла тройка. В этом году ученикам предоставлялась возможность пересдать ЕГЭ в случае более 2-х неудовлетворительных оценок (а не только из-за неявки по болезни) в так называемую вторую волну.
Кроме того, результат ЕГЭ будет действителен в течение 2 лет. Это можно назвать благом для выпускника только с точки зрения его психологического комфорта. Некоторые работники системы образования к такому послаблению относятся с долей скепсиса: может ли результат годичной давности адекватно отражать сегодняшнее "состояние ума" абитуриента? И как должны потрудиться разработчики тестов, чтобы результаты ЕГЭ были сопоставимы и через год?
Планы
О чем сегодня размышляют на федеральном уровне, пользуясь временной возможностью работы над ошибками? Один из главных вопросов - необходимость установить разный набор обязательных экзаменов для профилей. Например, гуманитарии выступают против обязательного экзамена по математике, а выпускникам, ориентированным на техническую специальность, сложно сдавать литературу. Другой важнейшей дискуссионной темой является введение дополнительной системы оценивания выпускника. Сегодня этот механизм уже работает: в портфолио абитуриента входят победы на олимпиадах и конкурсах. Однако тот же бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов считает, что таких характеристик недостаточно. Сегодня разработчики ЕГЭ озабочены созданием системы независимых центров, на базе которых каждый ребенок смог бы проявить свои способности в прикладном виде.
В Саратовской области говорят о корректировке "весомости" баллов. Задания части А проще, значит их вес должен быть меньше. Задания части С куда сложнее, значит и число баллов в оценке этих задач должно быть больше. Сегодня это при пересчете первичных баллов не учитывается.
Видят в Саратове и разницу в школьной и вузовской шкалах перевода баллов в оценки. Об этом уже говорилось - пятерка в школьном аттестате может превратиться в вузе в четверку или тройку. "Это один из вопросов, который надо решать при переходе ЕГЭ на штатный режим", - прозвучало на пресс-конференции руководителя образовательного ведомства.
Еще один момент. В областном минобразе не отрицают, что качество обучения в сельских школах, где один учитель преподает 3-4 предмета, остается на самом низком уровне. Показать даже удовлетворительные результаты на ЕГЭ для таких учеников представляется весьма трудной задачей. Решать эту проблему предстоит муниципальной власти. Областные чиновники от образования готовы рекомендовать эффективные меры и шаги для повышения уровня образования в отдаленных районах, решения останутся за руководством на местах.
После завершения вступительной кампаний нынешнего года, наверняка, появится повод вновь вернуться к теме ЕГЭ. Напомним, что все саратовские вузы, относящиеся к структуре министерства образования РФ, обязаны принимать результаты ЕГЭ по тем предметам, которые были определены регионом для сдачи в форме тестирования. Оценить - насколько аттестация в форме "независимого" и "предельно объективного" ЕГЭ повысила шансы попасть в выбранный вуз, школьники смогут только в июле.
Ксения Калугина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей