Доктор Праль, Вы хорошо знакомы с системой образования в СССР, сами в свое время окончили МГУ. Можете сравнить ее с современной российской?
- Некоторые положительные черты тех времен сохранились, но есть и серьезные различия. Во-первых, система высшего образования Советского Союза была больше направлена на получение элитарного образования. Было где-то 680 вузов и 1,5 млн студентов. Сегодня в России - 7,5 млн студентов и 3,4 тыс. вузов. Это же немыслимое количество! Я даже не буду спрашивать, куда их девать потом... Рабочий рынок таких количеств просто не выдержит. И возникает вопрос - кто и на каком уровне там преподает? В общем можно констатировать, что качество образования в России резко упало. Для нас это очень печально, потому что потерять свой имидж можно быстро, а восстановить его ужасно сложно. Поэтому наша организация, поддерживая молодых русских студентов, аспирантов и ученых, старается очень тщательно их отбирать, чтобы они не позорили Россию в немецких вузах. Чтобы они могли показать, что до сих пор есть очень хорошие студенты, сильные молодые ученые, хорошо подготовленные профессора и доценты.
Это сложно?
- Да, потому что, в отличие от советских времен, появилось большое количество фальшивых документов, которые зачастую можно купить в метро. Из Германии к нам приходят запросы - "существует ли вообще такой университет?", "почему вдруг государственные штампы стали треугольными?" И мы уже чувствуем, что речь идет о фальшивках. Что особенно обидно для меня, выпускника МГУ, сегодня на досках объявлений даже в ведущих российских вузах можно прочитать предложения о написании дипломных и кандидатских работ. Сотрудники вузов уже не обращают на эту халтуру внимания.
Какое количество вузов, на Ваш взгляд, оптимально для нас?
- Если в каждом субъекте федерации будет 2-3 вуза (включая классический университет, медицинский, педагогический или аграрный вуз), их нужно умножить на 89 субъектов федерации, прибавить несколько дополнительных вузов в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах - выходит 500-600 вузов, как раньше было на весь Союз. Этого вполне достаточно. Сегодня нужно обратить больше внимания качеству образования. Университеты ценят не за количество выпускников, а за их качество.
А для Саратова?
- Мы обсуждали этот вопрос с представителем вашего местного министерства образования. Конкретных цифр я не знаю, но думаю, что для Саратовской области достаточно классического университета, технического и медицинского университетов. Думаю, отдельный пединститут не требуется, потому что он уже включен как факультет в рамки классического университета. Сколько юристов нужно, я тоже не знаю. Вчера мне проректор академии права сказал, что здесь готовят 15 000 юристов. Во всей Германии нет столько изучающих юриспруденцию. Этого на всю Россию хватит.
А дипломы каких саратовских вузов признаются в Германии?
- С признанием дипломов крупных российских вузов, особенно работающих с советских времен, проблем в Германии нет. Классический и технический университеты, академия права, сельхозакадемия - эти вузы известны.
Возникают вопросы по филиалам, которых в России стало очень много. Речь идет о 2,5 тыс. вузов, которые никто не знает за рубежом. Если в филиале работают высокопрофессиональные профессора материнского вуза, то никто ничего не имеет против. Но, как я прочитал в интервью Фурсенко, есть институты, где учителей начальных классов назначают доцентами. Поэтому за рубежом и возникает серьезная озабоченность - сколько такой диплом стоит и можно ли его признать?
Сейчас российское образование включается в так называемый Болонский процесс. Что он может дать нашему образованию?
- Болонский процесс дает возможность учиться определенный срок за рубежом. У вас уже много сделано для поддержки этого процесса. Госдума приняла закон о двухступенчатом образовании, о том, что русские студенты имеют право брать деньги на обучение за рубежом, что в Советском Союзе было запрещено. То есть некоторые предпосылки уже есть. Но большинство ваших преподавателей не в состоянии читать свои курсы на английском языке. А многие иностранные студенты (в том числе несколько тысяч немецких) с большим удовольствием приехали бы сюда, если бы здесь были англоязычные или немецкоязычные курсы. Учиться у вас есть чему, просто "не тот" язык.
С какими трудностями DAAD сталкивается в России?
- В прошлом году на всю Россию было 756 наших стипендиатов. Саратов находится на 5-ом месте в стране - 13 стипендий получили ученые ваших вузов и 21 - студенты. Это неплохой показатель. Но мы приняли 3 700 российских студентов и только 1 500 немцев приехало сюда. Это нас не устраивает, потому что потенциал России и в том числе Саратова гораздо выше. Пока в вашем городе ни один немец не учится. И саратовские вузы ничего не делают, чтобы в Германии узнали о них.
Имеете в виду недостаток информации? Но у вузов же есть сайты.
- Если они ставят себе цель - и это особенно интересно для нас - привлечь на учебу иностранных студентов, то они этого не делают. Потому что это исключительно русскоязычные сайты. Англоязычные версии часто отсутствуют, я уже не говорю про немецкоязычные. А ведь у местных вузов большой потенциал по привлечению немецких студентов. Многие бывшие российские немцы, уехавшие в Германию, хотели бы здесь учиться, если бы им предложили хорошие курсы. Саратов для них гораздо привлекательнее, чем Владикавказ, Мурманск или Омск. Почему не воспользоваться историческими связями и привлечь их сюда? Когда в Хабаровске мне сказали, что немцев у них нет, я это понимаю, потому что там есть китайцы, корейцы, японцы. Но почему их нет в Саратове, я этого не понимаю.
Делу препятствуют сложные условия - начиная с работы миграционных служб. Я вчера 2 часа мучился в гостинице. Я сотрудник посольства, у меня мидовская регистрация, трехлетняя виза, дипломатическая карточка, а какая-нибудь девица за стойкой решает, что у меня "не те бумаги". Я человек взрослый, а если приедет студент первого курса - как он это все будет доказывать? К тому же условия у вас пока отличаются от общепринятых.
В последнее время на ремонт студенческих общежитий у нас выделялись значительные средства...
- Мы не требуем ничего особенно. Наши студенты могли бы здесь хорошо учиться. Их не пугают ваши общежития. Пугают непонятные бюрократические препятствия. В Казани сейчас работает наш лектор. Он мне недавно звонит: "Я должен доказать, что у меня нет лепры, чумы и холеры". Таких болезней вообще в Германии не знают, а здесь в России мне нужно доказать, что их у меня нет. Потом он взял справку в миграционном центре. А ему говорят: "Нет, ты не у того врача был, иди к нашему врачу". Такого человека мне будет тяжело второй раз уговорить приехать в Россию. Он приехал преподавать, а не бороться с полуобразованными бюрократами. Это нас бесит.
А какие наши вузы и специальности наиболее востребованы в Германии?
- В первую очередь большой интерес Россия вызывает у экономистов, юристов, естественников и изучающих русский язык и культуру. До сих пор интерес к вашей стране в Германии большой, но помощь и поддержка этому практически нулевая. Мы несколько лет предлагали - "пошлите в Германию преподавателей русского языка". Ни один не приехал. Прошлый год был Годом русского языка. Говорят, какие-то мероприятия прошли и в ФРГ, но там их никто не заметил. Большую часть средств на поддержку русского языка Россия направила в Среднюю Азию и на Кавказ. Это понятно в историческом плане, но не нужно забывать и о российских немцах, живущих теперь в Германии. Ведь за последние 400 лет все крупные русские ученые, начиная с Ломоносова, учились или работали в Германии, и столько же немцев, включая Гельмгольца и Эйлера, работали в России. Чтобы поддержать эти контакты, следует усиливать преподавание немецкого языка в России и русского языка - в Германии. Потому что вряд ли мы когда-нибудь будем разговаривать друг с другом на английском языке.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью