В России в который раз озаботились чрезвычайно высоким числом осужденных, пребывающих в местах заключения свободы. Очередной этап реформы уголовно-исполнительной системы должен сократить тюремное население страны. Так, под эгидой министерства юстиции готовится пакет законопроектов, которые кардинально изменят систему назначения и исполнения наказания.
Масштабная реформа поверхности
Об основных идеях грядущих преобразований на днях в интервью "РГ" рассказал министр юстиции Александр Коновалов. Основная задача реформы - не сломать жизнь человеку, а образумить его. Для этого, судьям будет предоставлен более широкий выбор способов заставить преступника расплатиться за причиненный вред, не отправляя за решетку. В тюрьмах предлагается отделить закоренелых уголовников от безопасных для общества арестантов. Еще одна идея - создать альтернативу следственным изоляторам. Это могут быть небольшие спецприемники для тех, кто обвиняется в нетяжких преступлениях. Основная мотивация - не допустить влияния преступных элементов на лиц, совершивших преступления впервые или преступления небольшой тяжести для того, чтобы они не приучались к криминальной жизни.
По моему мнению, Александр Коновалов так и не раскрыл сути предлагаемой реформы. Слова о необходимости социализации преступников, вышедших на волю, необходимости государственных программ и соответственно государственных затрат на помощь освободившимся осужденным - все это перемешано с высокой патетикой и словами о необходимости дифференцировать и ужесточить административные наказания, которые якобы должны уменьшить преступность и обеспечить реализацию такого принципа, как неотвратимость наказания.
Иными словами "по Коновалову" сократить тюремное население страны можно разделив его на две категории и расселив по разным учреждениям и с разным уровнем содержания, заменить уголовную ответственность по некоторым видам деяний на административную с одновременным ужесточением административной ответственности, в том числе путем увеличения срока ареста, и обязательно разработать государственные программы, потратить миллиарды рублей на социальную адаптацию людей, вышедших на свободу.
В народе о таких реформах говорят - тоже самое только вид сбоку. Давайте "вбухаем" пару десятков миллиардов рублей в постройку и оснащение спецприемников и будем содержать там бомжей и прочих лиц, не имеющих постоянного места жительства. Совершившие незначительные преступления и так на практике отпускаются под подписку о невыезде. По уголовно-процессуальному закону в СИЗО можно поместить только лицо совершившее преступление средней и большей тяжести. Только в исключительных случаях, человек подозреваемый (обвиняемый) помещается в СИЗО при совершении преступления небольшой тяжести (БОМЖИ, нарушили другую меру пресечения и т.п.). На практике даже лиц, совершивших преступления средней тяжести не всегда отправляют в СИЗО.
Давайте ужесточим административное наказание и увеличим срок административного ареста, повысим количество случаев его применения и увеличим количество сидельцев, потратим миллиарды рублей на строительство мест содержания административно-арестованных. Давайте утвердим государственную программу по реабилитации вышедших на свободу и их скорейшей социализации. Но почему авторами законопроектов не задан вопрос о том, а нужна ли эта социализация человеку, прошедшему зону и нужен ли этот человек с измененной психикой и мировосприятием обществу.
Одним словом, реформа поверхностна по своей сути и пытается вылечить не причины, а последствия, не корни, а листья. Может быть я не прочитал между строк, но я не нашел в разъяснениях министра ни одного более или менее точных методов и способов реформирования текущей системы, не говоря уже о путях достижения поставленной цели по уменьшению тюремного населения России.
Корни преступности
Из учебников по криминалистике и юридической психологии, а также научных работ по психологии преступников любому студенту юридического ВУЗа известно, что подавляющая доля преступников - это люди с недостаточным образованием, воспитанием и уровнем развития. Обычно это выходцы из нижних социальных слоев населения, где родители не могут дать соответствующего воспитания и образования ребенку, либо их образ жизни и образ жизни окружения предрасполагает к попустительству в учебе, насилию, легким деньгам и т.п. В основном совершаемые ими преступления - кражи, грабежи, разбои, вымогательство, причинение вреда здоровью, убийства, изнасилования.
Именно недостаток образования и социального развития делает из таких людей преступников. Они по другому относятся к совершаемым действиям. Если для интеллигентного образованного человека избить другого, обокрасть его или изнасиловать девушку - это что-то выходящее из ряда вон и экстраординарный поступок, то для той категории людей - обыденность и стандарт, т.к. они росли в условиях насилия и их развитие близко к животному нежели к человеческому.
На практике чем выше уровень воспитания и образования человека, тем сложнее ему совершить преступление. У такого человека созданы специальные психологические блокираторы, которые не позволяют ему совершить преступление. Его мировоозрение не позволяет ограбить, изнасиловать, убить и т.п.
Другая причина совершения преступлений - нужда. Отсутствие работы, достаточного заработка толкает человека на совершение краж, разбоев, грабежей и других имущественных преступлений. Нужда порой снижает планку внутреннего самоконтроля и человек идет на преступление достаточно легко.
Третья наиболее популярная причина - наркотическая зависимости преступника. Изменённое сознание, сильная тяга к очередной дозе и отсутствие денежных средств на приобретение этой дозы толкает человека на совершение любых поступков ради этой дозы. Наркоманы с легкостью грабят и убивают с целью наживы или по заказу других лиц за дозу наркотика.
Есть и другие основания для совершения преступлений - жажда большого количества денег, характерное для беловоротничковой преступности; религиозные и политические убеждения, характерные для терроризма и других преступлений против государственной власти и общества в целом. Но ввиду незначительной доли этих преступлений в общей массе, досконально рассматривать здесь мотивы их совершения я не считаю необходимым.
Пути уменьшения населения тюрем
На мой взгляд уменьшить количество заключенных как в СИЗО, так и в колониях, можно несколькими способами:
- снизить уровень преступности;
- уменьшить сроки заключения;
- заменить наказание в виде лишения свободы другими альтернативными наказаниями;
- ликвидация закоренелых преступников;
- образовательная работа в местах заключения;
- трудовая терапия.
Теперь о каждом способе более подробно.
1. Снизить уровень преступности с помощью борьбы с нею правоохранительными органами - это война с мельницами. Сколько не сажай, а меньше не становится. Целесообразней уменьшать основания для совершения преступлений. Развитие экономики, увеличение достатка нижних слоев населения уменьшит нужду и займет людей работой, что отвлечет их от мыслей о совершении преступлений. Увеличение достатка снимет бытовые проблемы людей и снизит нервную напряженность во взаимоотношениях людей, что снизит количество бытовых преступлений.
Как бороться с преступлениями, совершаемыми наркоманами? Данный вопрос очень острый и задачу пытаются решить уже которое десятилетие. Создан даже специальный правоохранительный орган, однако до сих пор проблема не решена, не видно даже горизонта ее решения. И это закономерно. Сажать наркоманов бесполезно. Сажать наркоторговцев тоже бесполезно. Первым все равно, а вторые никогда не откажутся от данного вида бизнеса, где рентабельность составляет 1 000%. Слишком много охотников за легкими деньгами наркобизнеса. На мой взгляд, единственное решение, которое не только сэкономит огромные бюджетные деньги на борьбу с наркотиками, ликвидирует наркоторговцев как класс и снизит до минимума преступления совершаемые наркоманами - легализация наркотиков и государственная монополия или контроль за их оборотом. Героиновому наркоману для следующей дозы не надо будет искать 2 тыс. руб, достаточно будет найти 50-100 руб. (себестоимость наркотика). У него исчезнет мотив для совершения преступления. Предоставление наркотика бесплатно для отдельных категорий наркоманов вообще решит проблему поиска денежных средств. Это не приведет к поголовному употреблению наркотиков, т.к. пропаганда и информатизация населения о вреде наркотиков как таковых, как и о вреде курения, стабилизирует процент наркоманов и расти он не будет. Задайте себе вопрос - будете ли вы употреблять героин если это будет законно и дешево? Большинство ответит, что все равно не будет. Так что легализация не приведет к глобальной наркотизации населения.
Еще раз повторюсь - нужно ликвидировать причину преступления, а не последствия.
2. Уменьшение срока заключения. Целью уголовного наказания является исправление преступника, а не только изоляция от общества. Последнее необходимо только закоренелым преступникам, которые не могут жить по законам общества и государства, не причиняя вред. Применение длительного срока заключения для человека, совершившего преступление впервые, особенно если оно совершенно по неосторожности или по реабилитирующим мотивам, мне кажется вообще бессмысленно. Для исправления такой категории людей порой достаточно нескольких лет заключения с интенсивной программой по реабилитации и социализации. В результате мы получим личность, которая осознала свою вину в совершении преступления и готово вернуться в общество и заниматься общественно-полезным трудом. Нахождение в тюрьме 5 и более лет не только психически ломает человека, но и вынуждено приобщает его к криминальной субкультуре, законам и т.п. В результате мы получаем потенциального будущего преступника, для которого криминальные законы ближе понятней и удобней, нежели законы общества и государства.
А вот длительные сроки заключения и физическая ликвидация станут наиболее востребованными наказаниями для преступников, которые не встали на путь исправления и продолжают совершать преступления одно за одним.
3. Замена лишения свободы другими видами наказания по отдельным видам преступлений не только снизит количество жителей колоний, но принесет гораздо больше пользы в деле исправления преступника. Например, за кражу целесообразней назначить принудительные работы, доходы от которых перечислять в пользу потерпевшего. Конфискация всего имущества у преступника и родственников гораздо эффективней в борьбе с коррупционерами, чем посадка их в тюрьму на незначительные сроки или условные меры наказания.
4. Закоренелый преступник уже никогда не адаптируется к социальной жизни общества и не станет жить по законам общества. У него собственный мир, собственные законы и мировоззрение. Длительность его пребывания в тюрьме привело к тому, что он не желает жить в социуме, он просто не привык к этому. Основываясь на собственных законах и морали такой человек продолжает совершать преступления и затягивает в свой криминальный мир все новых и новых членов из рядов начинающих преступников, которые могли бы исправиться. Возникает вопрос - зачем обществу нужен такой человек? Зачем тратить деньги на его содержание в клетке? Для общества и государства гораздо эффективней - ликвидировать такого человека, что решит сразу же несколько проблем и сэкономит деньги налогоплательщиков. Хотя в свете позиции государства, которое уже практически отменило смертную казнь будет достаточно пожизненного заключения с принудительными работами для самообеспечения такого заключенного.
5. Как уже отмечалось выше в основе совершения человеком преступления по большей категории лиц является недостаток образования. Чем выше уровень образования, тем больше уровень интеллектуального развития человека, тем в большей области общественного труда человек может найти свое применение, тем больше психологических барьеров создается в человеке, препятствующих совершению преступления. С образованием меняется и мировоззрение человека.
Почему бы не решить эту проблему в рамках перевоспитания в местах заключения. Активная информационная работа о пользе образования и его роли в жизни, расширение возможностей получить образование дистанционно в местах заключения - все это поднимет уровень осужденного, но и улучшит шансы устроиться на более квалифицированную работу.
6. Труд освобождает. Это не только известная надпись на входе в немецкий концлагерь, но и истина. Труд не только приносит общественную и личную пользу, он занимает мысли трудящегося. Он привыкает приносить пользу обществу и при небольшом финансовом стимулировании и послаблениях в режиме содержания приведет к выработке своеобразного рефлекса о пользе и необходимости труда. Вероятно это привьет заключенному мысль, что зарабатывать деньги гораздо безопаснее работой, а не воровством. В любом случае труд в местах заключения позволит хотя бы окупать содержание самих заключенных.
Подобного рассуждения я ждал от министра юстиции и от реформы как таковой. Зрение в корень проблемы и ликвидация основы преступности - единственный путь для уменьшения количества преступлений и населения колоний и СИЗО. Заботиться о преступнике после отбытия наказания и перераспределение преступников по разным видам учреждений является полумерой, которая скорее всего приведет к очередному "распилу" бюджетных средств, но никак не к реальным результатам.
Георгий Драгомиров
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....