Как мы давно cмогли убедиться, в Саратове все делают стихийно: берут кредиты, занимаются недвижимостью, полемизируют с властью. Однако сегодня пассионарные порывы активной части населения несколько поутихли. Кризис заставил людей реально смотреть на вещи и снизить градус собственных амбиций. В ситуации, когда денежная масса сжалась шагреневой кожей, некоторые виды бизнеса представляют особый интерес, с точки зрения адекватности рынку.
Например, текущие процессы в издательском бизнесе. До кризиса Саратов мог похвастаться обилием глянцевых журналов на любой читательский вкус и издательский кошелек. Сейчас можно наблюдать определенную ротацию и подсчитывать первые потери. Перестали выходить журналы:"Мост", "Корпорация", "Shopping", "Саравиа" и "Шпилька". Оставшиеся игроки включили режим экономии, и на ходу меняя приоритеты - стараются пережить тяжелое время. Кем-то была высказана мысль, что этот вид бизнеса, основан на несколько других механизмах, чем обычный: начиная от трудоустройства родственников и заканчивая желанием оказаться в нужном кругу. В своем ежемесячном обзоре, мы постараемся отследить не только рыночные колебания, но и смену концепций и стратегий в изменившихся условиях.
Сетевой журнал "Выбирай" издается в Саратове с сентября 2007 года и представляет собой полиграфически некачественный симбиоз справочной и рекламной информации. Редакция в каждом номере акцентирует внимание на внушительном тираже издания, сертифицированном Национальной Тиражной службой, искренне полагая, что это основной секрет полишинеля издательского бизнеса. На самом деле, истинный тираж один из ключевых элементов процветания, но он практически не работает в отсутствие других критериев качественного издания. При всех щедрых перспективах развлекательного формата, журнал безлик и малоинтересен. Его даже в качестве справочника использовать трудно, потому что публикуемая информация о профильных заведениях выглядит куцей. Редакция старается насытить выпуски журнала независимыми исследованиями потребительского рынка, но формат этот для Саратова уже устарел, его используют практически все издания, касающиеся данной тематики. В майском выпуске читателя знакомят с услугами кейтеринговых агентств, с так называемыми "нехожеными тропами" Саратовской губернии - надоевшие ссылки на разбойника Кудеяра и его пещеру. Вообще, тема номера - "Красный", эту богатейшую на аллюзии и ассоциации концепцию саратовской редакции удалось благополучно похоронить, ограничиваясь красной обложкой и упоминанием в общем обзоре про цветные достопримечательности - красный мост в Заводском районе.
Журнал "Сарафан" вышел сдвоенным номером апрель-май, что никак не отразилось на его объеме. В своем письме главный редактор, с нарочитой иронией, восхищается экономическим кризисом, оговариваясь, что пришло время отделять зерна от плевел, особенно в глянцевой прессе. И наступает благодатное время новых идей и дерзаний, пока, к сожалению никак не проявившихся в свежем номере. Вообще, журнал из симпатичного и легкого чтива для ожидания в салонах красоты превратился в журнал "Здоровье" рубежа 90-х, где печатали фотографии обаятельных стоматологов и рекомендовали самодельные маски для лица. Неожиданную метаморфозу как бы вскользь объясняет доктор Артем Тарасенко по совместительству учредитель журнала, в своем мини-интервью в рубрике "Мужское начало". Немного странно в издании смотрится "цикл статей по истории одного из старейших вузов России". Если это заказанная публикация, одно дело, если нет, журнал "Сарафан" занялся благим делом: пиарить бесплатно СГУ даже накануне столетия не возьмется ни одно уважающее себя издание, из-за разрушительной политики ректора по отношению к имиджу университета. Кстати, найти свежий номер журнала оказалось крайне сложным делом. Тут как в том анекдоте возможны два варианта: либо медицинская тематика оказалась слишком востребована, либо редакция журнала не считает, что реальный тираж - важный критерий полноценного существования издания.
В мае Саратов обогатился новым журналом "Без границ". Главный редактор надеется, что "издание станет вашим лучшим союзником в путешествиях". Так же редактор надеется, на детерминизм целевой аудитории: если у кого-то не хватит денег на Турцию, пусть хотя бы "полюбуется яркими иллюстрациями". Здесь кроется неожиданный подвох, потому что качество полиграфии оставляет желать лучшего. Очень трудно постичь красоту Марокко через мутные и некачественные фотографии. Когда держишь в руках подобные издания, искреннее недоумеваешь, ради чего и кого они затевались? И почему нельзя было купить, например, журнал "Афиша-Мир", и содрать с него структурный каркас, чтобы не изобретать велосипед, умственных способностей на который явно не хватает, несмотря на многочисленный штат редакции.
Журнал "Территория" - из немногих изданий, которое продолжает придерживаться жесткого графика выходов, несмотря на кризис. Интервью художника Гера Майорова о путешествии по Индии тянет на эксклюзив, и адекватно вписывается в формат издания. Рецензии Потапа Плюща как всегда неординарны, на этот раз в "книжном клубе" говорили о новинках Харуки Мураками и Захара Прилепина. Вообще, журналу удается на протяжении многих лет удерживать читательский интерес, не в последнюю очередь качеством материала. Теперь о грустном. Непонятна привязанность редакции к автору по имени Кирилл Захаров, который упражняется в рубрике "Мифотеррия". Словесная шелуха этого "университетского преподавателя" дает пищу к размышлению не только о глубоких психических девиациях Кирилла, но и наводит на мысль о несостоятельности нашего высшего образования.
Сетевой журнал "Дорогое удовольствие", на этот раз решил сэкономить и вышел сдвоенным номером апрель-май. Центральная тема выпуска - как выйти замуж за миллионера. Сваха-редакция взяла на себя функции Петра Листермана, и опубликовала портфолио пятерых девушек, так сказать, выводя их в свет и открывая глаза местным олигархам. Невесты успешно прошли тест на знание красивой жизни, получили высокие баллы и по рекомендации журнала вполне заслуживают в мужья Романа Абрамовича, который, к сожалению, занят. Местных миллионеров редакция не засветила, по причине закрытости тех самых кругов, куда усиленно стремится. Вообще, если говорить в целом, журнал "Дорогое удовольствие" - результат отрицательной селекции глянца, потому что пошлые инициативы дискредитируют любые идеи. И есть ли будущее у этого проекта, покажет время и деньги.
Журнал "Современный дом и офис", который называет себя актуальным российским журналом, слегка потерял в актуальности и вышел, объединив два месяца май-июнь. Это издание радует читателей своей предсказуемостью, из номера в номер, скрупулезно и однообразно рассказывая об офисном пространстве, текстильном декоре, натяжных потолках и напольных покрытиях. В принципе, редакции повезло: такой журнал можно делать, не приходя в сознание. Соглашусь, что формат достаточно косный и ежемесячно изобретать концептуальные завитушки - умственно-затратный процесс. А читатель получает удовольствие и практические советы из журналов "ELLE-декор" или "Мезонин".
"Бизнес-журнал" теперь выходит не два раза в месяц, а один. Майский номер несколько тоньше прошлогодних выпусков, а саратовская вкладка заметно похудела и уложилась в два редакционных материала. Первый посвящен тяжелым будням службы занятости, а второй внутреннему туризму, естественно через призму кризиса. Надо сказать, что у этого проекта были все шансы не остаться в оболочке сетевого издания, а вырасти в полноценный продукт регионального рынка. Но издание не привлекало в авторы известных журналистов и ограничивалось средненькими текстами. В итоге журнал не имел собственного лица, но видимо успешно экономил гонорарный фонд.
Журнал "Общественное мнение" жестко следует графику, прикидываясь глянцем по экстерьеру, а не по существу (традиционная деловая пресса), посвятил майский номер правам человека. В политическом блоке прибавился рейтинг силовиков, в "Теневой кабинет" пригласили известных правозащитников. Центральную тему номера дополняет любопытный материал Ольги Блохиной "Евротюрьма: прогулки в казенном доме", где совершенно с неожиданной стороны предстает быт обитателей саратовского СИЗО. В экономическом разделе представлен материал с некоторыми скандальными подробностями о региональном рынке связи. Это очень смелый ход, потому что в прессе об операторах сотовой связи пишут как о покойнике, либо ничего, либо хорошо, находясь в некоей зависимости от их рекламных бюджетов. Вообще, этот журнал давно завоевал своего читателя, но не снижает уровень и темп, что является очень важным нюансом издательского дела. И все же журналу явно не хватает развлекательных материалов, а также театральных рецензий, которые ушли безвозвратно, да и вообще более широкой панорамы культурной жизни.
Еще один журнал, который во многом выходит за рамки привычной "глянцевой тематики" - офф-лайновая версия sarbc.ru - "е-версия СарБК". За последние полгода корпоративное издание значительно "прибавило в весе", преобразившись из дайджеста новостей и обзоров сферы IT-технологий в весьма познавательное и разнообразное чтиво для широкого круга читателей. Теперь в журнале формата А5+ представлены материалы о событиях, тенденциях в сфере экономики, бизнеса, туризма, медицины, культуры, спорта и, непременно, высоких технологий. Редакторы активно пользуются контентом СарБК - названия рубрик повторяют популярные разделы сайта, е-версия примерно на четверть формируется за счет оригинального материала веб-ресурса. Однако, постоянный читатель сразу находит "5 отличий" - помимо постоянных разделов online, photobank, auto, analitics в журнале представлены исключительно "бумажные" рубрики - sport, goods, soft. Хотя выпуск полной мини-копии портала вряд ли был бы интересен, тем более, что издание распространяется среди пользователей сети Интернет. Если эту деталь можно расценивать в качестве замечания, то комплиментом редакции может послужить качество печати. Как и некоторые глянцевые журналы, "е-версия СарБК" перестала выходить каждый месяц, последний номер вышел за май-июнь.
Сетевой журнал "fashion collection" решил порадовать модную публику единственным весенним выходом. Надо сказать ни федеральный проект, ни местный громко не претендует на ключевую роль в светской жизни. Саратовская редакция идет по наезженной схеме и практикует фотосессии известных и неизвестных модниц, старается брать интервью у заметных персон, одним словом не давит пафосом и амбициями. Стандартные рекомендации, хорошая полиграфия, съемки бомонда, в общем, все ключевые элементы глянцевого издания на лицо. С другой стороны, не хватает стилистической изюминки, поэтому, если этот проект не выдержит ветра перемен, страдать будут только издатели журнала, их подружки и родственники.
Весенний номер журнала "Радиус города", как всегда полон разнообразной информацией. Конек местной редакции - яркие интервью. Во-первых, неожиданная подача героев, во-вторых, свежий апгрейд древнейшего жанра автором Романом Сыровым. В этом номере представлены интервью с профессором Велиханом Мирзехановым и министром печати Владимиром Шутовым. В качестве супергероя выступает известный политик Александр Ландо, его новые образы: граф Дракула и Джеймс Бонд подчеркивают неординарную натуру народного избранника. Этот журнал имеет все перспективы укрепиться на местном рынке и завоевать собственную аудиторию. Правда, не стоит забывать, что это тяжелый и трудозатратный процесс.
Анастасия Гарина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....